В последние годы стараюсь не пропускать ни одной выставки в любимом Русском музее. Новый музейный год начался с выставки, посвящённой 175-летию со дня рождения Фёдора Александровича Васильева.
Выставка работает до 26 января 2026 года и я рада, что успела на ней побывать.
Картины этого художника я видела ещё с первых посещений музея, но фамилия эта мне ни о чём не говорила. О выставке, посвящённой этому художнику, прочитала на страницах другого блогера и твёрдо решила её не пропустить, но жизненные обстоятельства всё отодвигали это мероприятие.
Наконец, звёзды сошлись и я на эту выставку попала.
В этот раз компанию мне составили Кира Савельева, у которой тоже есть страничка на Дзене и наша знакомая Аня. Все оказались любителями живописи и разбрелись по залам не мешая друг другу. У нас, у всех выставка вызвала самые приятные чувства. В этой статье расскажу какое впечатление от выставки получила я, но прежде хочу немного рассказать о непродолжительной, но яркой и продуктивной жизни художника.
Фёдор Васильев родился 10 (22) февраля 1850 года в Гатчине, когда его родители не состояли в браке, не были венчаны, и этот факт очень повлиял на дальнейшую жизнь художника и угнетал его.
В некоторых источниках пишут, что его отец, мелкий чиновник, был домашним тираном, сейчас бы сказали абьюзером. Он злоупотреблял спиртным, играл в карты, отличался маниакальной подозрительностью. Спустя год после рождения Фёдора семья переехала в Петербург на Васильевский остров, они жили в небольшом деревянном доме на 17 линии. До Фёдора в семье уже росла его сестра Евгения, а после родилось ещё 2 брата. Дети росли в атмосфере страшной бедности, постоянных семейных скандалов. В гимназию его взяли за редкостный чистый и звонкий голос, который всегда выделялся в церковном хоре. Учился бесплатно из милости. Подвергался насмешкам со стороны одноклассников за бедность, незаконорожденность и за то, что рано пришлось пойти работать. На каникулах он помогал разносить почту, позднее устроился помощником писца в Адмиралтейство, а с 13 лет работал на почтамте, разбирал корреспонденцию.
Талант живописца проявился у него довольно рано. Ещё малолетним он перерисовывал картинки из журналов, которые ему нравились и уже к 10 годам он довольно умело рисовал мелом и писал масляными красками.
Каждую свободную минуту Васильев писал, чаще всего пейзажи. Он мечтал стать художником и несколько раз собирался бросить работу на почте. Отец же считал живопись неприбыльной и отговаривал сына. Однако Федор Васильев устроился в мастерскую реставратора картин Петра Соколова, а вскоре поступил в вечернюю рисовальную школу Общества поощрения художников.
Когда окончательно спившийся отец умер, Фёдор в пятнадцатилетнем возрасте становится главным кормильцем семьи,
ему нужно было обеспечивать мать, старшую сестру и двух младших братьев. Большую часть времени Васильев проводил в мастерской, где брался за любую работу. Однако занятия в школе Общества поощрения художников он не бросил.
Именно там в 1866 году Федор Васильев познакомился с Иваном Шишкиным, которому на тот момент было уже 32 года. Известный мастер сразу же обратил внимание на его работы и решил познакомить молодого живописца с членами Артели художников — независимого творческого объединения. Оно возникло после «Бунта четырнадцати», когда 14 лучших выпускников Академии художеств отказались писать картины на заданные темы и потребовали права самостоятельно выбирать сюжеты. Лидером кружка был Иван Крамской, который был старше Васильева на 13 лет.
Дружбу с Крамским художник сохранил до конца жизни, а с Шишкиным и породнился. В 1868 году Евгения Васильева (сестра Фёдора) стала женой Ивана Шишкина.
Федор Васильев учился у Шишкина как работать со светом, продумывать композицию и точно передавать детали. Их отношения быстро переросли в дружбу. В 1867 году мастер взял Васильева в поездку на остров Валаам. На протяжении всего лета они каждый день писали этюды. «Въезд в деревню», «В церковной ограде», «Лес у ручья», «Пейзаж с березками» —
Федор Васильев работал много и быстро. Самой удачной, по мнению Шишкина, картиной молодого живописца стала «На острове Валааме. Камни». После путешествия, зимой 1867 года, произведение показали на выставке Общества поощрения художников. Полотно семнадцатилетнего пейзажиста приобрел граф Сергей Строганов. С тех пор меценат взял художника под свою опеку. Предложил пожить в своих имениях в Тамбовской и Сумской губерниях. также пообещал Федору Васильеву обеспечивать его всем необходимым для творчества.
В имениях он проживал на полном пансионе, ему была предоставлена коляска, чтобы он мог ездить по окрестности в поисках натуры. За 2 года под попечительством графа Строганова Васильев приобрёл светский лоск и аристократические манеры.
Картины художника раскупались буквально с мольберта, он стал желанным гостем в аристократических домах и любимцем столичной богемы. А между тем Васильев очень много работал, почти не спал. Современники удивлялись как он всё успевает
Васильев был знаком и с Ильёй Репиным. Как Репин относился к художнику самоучке, да ещё на 6 лет младше его можно судить по сохранившимся письмам: "...нахален, насмешлив, самоуверен. Откуда только такие берутся?! ... ведь говорят, он беден, этот Васильев, а вечно надушен, идеально подстрижен и одет как самый заправский франт — в цилиндре, дорогом сюртуке, лайковых перчатках. Нигде толком не учился — а вот уже бранит почем зря Академию и её порядки, говорит, они нелепы, смешны и уж лет тридцать как устарели. Языков не знает и за границею не бывал — а так кстати умеет вклеить в разговор французское или немецкое смешное словечко или латинский учёный термин, что просто диву даёшься. И музыке, сам рассказывает, специально не обучался, инструмента дома не имеет — а сядет за рояль, да и сыграет что-нибудь из Бетховена. Удивительный субъект! "
И тот же Репин, спустя какое-то время пишет: «Не прошло и недели, как мы взапуски, рабски подражали Васильеву и до обожания верили ему. Этот живой блестящий пример исключал всякие споры и не допускал рассуждений; он был для всех нас превосходным учителем».
С Иваном Крамским художник был особенно дружен. Крамской восхищался необыкновенной одаренностью своего молодого друга, который «бросает свои сокровища полной горстью направо, налево, не считая и даже не ценя их…».
Именно из их переписки можно узнать о творческих планах, настроении, жизни художника.
В 1871 году на конкурсе "Общества прощрения художников" картина Васильева "Оттепель" получила первый приз. Будущий император Александр III заказал ему копию этой картины и эта копия висела ни в бане, ни в охотничьем домике, а в Аничковом дворце.
Картина "Оттепель" получила такое признание англичан на международной выставке а Лондоне, что художника хотели пригласить для написания Лондонских пейзажей.
Между тем, художник не только красовался на светских мероприятиях, но и очень много работал, современники отмечали, что он торопился жить. Однажды простудившись после катания на коньках по Волге он сильно заболел. Врачи подозревали у него чахотку и рекомендовали сменить "гнилой" петербургский климат на более тёплый и сухой, поехать на юг.
Однако Васильев отправился сначала в имение Строганова в Хотень, а затем в Финляндию. Из Финляндии он вернулся совсем больной и всё-таки переселился в Ялту.
Природу Крыма он полюбил не сразу, очень скучал по петербургским друзьям, по неброской волжской красоте, но постепенно проникся и писал неистово, как только удавалась возможность.
Последнее время он и писать уже не мог и скончался 24 сентября 1873 года. Похоронен на Поликуровском кладбище в Ялте.
Ничего из того, что я вам написала, перед посещением выставки я не читала, хотела, чтобы чужие авторитетные мнения на моё восприятие не влияли.
На выставке увидела удивительно тёплые картины, пронизаные поэтикой обычной, реальной, неприукрашенной жизни. И будь то картина написанная перед грозой, или после грозы, в ней было много тепла и любви. Картина "Оттепель" гениальная! Не зная, что она такая признанная, простояла у неё дольше всех и никак не могла оторвать взгляда.
Художник настолько мастерски передавал изменчивое небо, воду, воздух, что это никого не оставляет равнодушным.
Кто ещё не был на этой выставке, очень рекомендую посмотреть, иначе вы пропустите нечто великое, к которому на выставке вам позволяют прикоснуться.
Сейчас я болею, простудилась когда долго ждала автобус на остановке, но твёрдо решила приучать себя к дисциплине. Дала себе слово выпускать статьи каждый день по вечерам. А утром буду писать небольшие посты о своей жизни.
Если вы были на выставке, поделитесь впечатлениями. В статье размещу картины, которые откликнулись в моей душе больше всего.
Обнимаю всех, кто прочитал статью и заинтересовался этим художником. Может быть статья корявая, многое не отразила, но спешу выложить в Дзен, как дала себе слово.