Найти в Дзене

«Каждый год 31 декабря мы с друзьями…»: ставропольцы все чаще встречают Новый год без оливье и шампанского, но в неожиданных местах

31 декабря – 1 января вся страна проводит плюс-минус одинаково. Но есть отчаянные люди, которые не признают новогоднее оливье и селедку под шубой, не поднимают бокалы шампанского за столом, а наоборот, уходят в ночь подальше от теплых батарей и устраивают себе испытание на прочность и удачу. «Комсомолка» нашла нескольких таких чудаков, и оказалось, что с каждым годом их становится все больше. В России набирает популярность встречи Нового года вне дома, но в кругу единомышленников, которых можно увидеть один раз в году и под бой курантов. Вокруг квартала с пластиковыми стаканчиками Житель города Ставрополя Александр Золоторев последние 11 лет встречает Новый год только на улице. Вместе с семьей и собакой. Нет, это довольно благополучный человек, по образованию экономист, кандидат экономических наук, журналист и преподаватель. Его знают в городе и регионе. А идея не сидеть дома в ночь с 31 декабря на 1 января пришла с момента переезда в новую квартиру, где очень красивый вид из окон. «В
   С вершины Бештау в новогоднюю ночь видно все Кавминводы и Нальчик. Фото: Елены Брежицкой.
С вершины Бештау в новогоднюю ночь видно все Кавминводы и Нальчик. Фото: Елены Брежицкой.

31 декабря1 января вся страна проводит плюс-минус одинаково. Но есть отчаянные люди, которые не признают новогоднее оливье и селедку под шубой, не поднимают бокалы шампанского за столом, а наоборот, уходят в ночь подальше от теплых батарей и устраивают себе испытание на прочность и удачу. «Комсомолка» нашла нескольких таких чудаков, и оказалось, что с каждым годом их становится все больше. В России набирает популярность встречи Нового года вне дома, но в кругу единомышленников, которых можно увидеть один раз в году и под бой курантов.

   Одно из самых высоких мест на Ставрополье - гора Бештау. Вид на округу в новогоднюю ночь. Фото: Елены Брежицкой.
Одно из самых высоких мест на Ставрополье - гора Бештау. Вид на округу в новогоднюю ночь. Фото: Елены Брежицкой.

Вокруг квартала с пластиковыми стаканчиками

Житель города Ставрополя Александр Золоторев последние 11 лет встречает Новый год только на улице. Вместе с семьей и собакой. Нет, это довольно благополучный человек, по образованию экономист, кандидат экономических наук, журналист и преподаватель. Его знают в городе и регионе. А идея не сидеть дома в ночь с 31 декабря на 1 января пришла с момента переезда в новую квартиру, где очень красивый вид из окон.

«В первый раз я предложил это 11 лет назад: «А давайте за столом посидим, а за полчаса до боя курантов выйдем на площадь и встретим Новый год там?». И все согласились. Дети тогда были еще маленькие. Сейчас они выросли».

Александр вспоминает, что когда вышел с семьей в первый раз, на улице тогда было безлюдно. На площади мигала огнями елка, висела надпись «С новым годом», да еще два УАЗика от полиции сторожили перекресток.

«И все. Не было экранов с поздравлениями, не было людей, а у полицейских были громкоговорители, и вот они транслировали куранты в 12 часов. Люди появлялись уже позже, запускали фейерверки, кто-то приносил и разливал шампанское, но все это после 12 часов. А сейчас, я вам скажу, что за эти годы все очень сильно поменялось. Еще до нового года на улицах стало появляться много людей, и все здороваются, даже незнакомые, поздравляют. Лет восемь назад на площади в момент курантов мы оказались в толпе иностранных студентов. Там были индусы, африканцы, арабы. Я помню, как меня поздравлял один индус словами Happy New Year, и давай обниматься со мной».

   Семья Золоторевых вот уже 11 лет уходит из дома в новогоднюю ночь. Фото: из архива семьи.
Семья Золоторевых вот уже 11 лет уходит из дома в новогоднюю ночь. Фото: из архива семьи.

Сейчас семья Золоторевых берет с собой бутылку шампанского и пластиковые стаканчики, обходят квартал и угощают прохожих, знакомых и не знакомых, если остановились и разговорились. Раньше такого не было. Дежурных полицейских тоже стараются поздравить и вручить то конфету, то мандаринку. Они улыбаются и тоже поздравляют всех. Все очень позитивно.

«Это же праздник из детства и в этот момент все вспоминают, что они обычные люди, они перестают быть чиновниками, полицейскими, какими-то начальниками».

После боя курантов Золотаревы еще гуляют где-то час по городу и по пути могут кого-то пригласить домой. Дети раньше были маленькие, приходилось возвращаться и укладывать их спать. Сейчас старшему 25, дочке 17 лет, они в этой прогулке уходят к друзьям. А потом Александр берет собаку Тари, у нее есть новогодний костюм, и идет гулять с ней. В это время в часа три ночи уже нет салютов. Сейчас ей уже 10 лет, и практически все эти годы она тоже встречает Новый год на улице.

Александр уже понимает, что создал семейную традицию, а значит, ее нельзя нарушать. В любую погоду они выходят на улицу, даже если минус 15 и все в снегу, даже если туман и слякоть или сильный ветер.

«Был один Новый год, чувствую, что заболеваю. Ничего, за полчаса до выхода принял таблетки. Но традицию мы не прекратили, вышли. И потом все хорошо было», – рассказал он.

   Елку на вершину Бештау обязательно притащат и нарядят в новогоднюю ночь. Фото: Елены Брежицкой.
Елку на вершину Бештау обязательно притащат и нарядят в новогоднюю ночь. Фото: Елены Брежицкой.

Раз в год, но в самом лучшем месте

«Теоретически на 90 процентов, если не будет ураганного ветра со снегопадом, я буду на горе Бештау», – рассказала известный фотохудожник и журналист из Пятигорска Елена Брежицкая.

И вот уже семь лет подряд она с мужем Эриком выходят в 10 часов вечера, чтобы подняться пешком на вершину горы и там встретить Новый год. Подъем со стороны Пятигорска по знаменитой тропе Кавказского горного общества занимает один – два часа. Зависит от погоды. Там наверху, как правило, гораздо холоднее. В городе может быть слякоть и плюсовая погода, а на пути к вершине становится скользко и ветрено.

«Поэтому берем с собой «кошки» и одеваем где-то на середине пути, где начинается основной подъем и крутой уклон. У нас «кошки» не такие крутые, с которыми ходят на Эльбрус, а обычные промежуточные, со средними зубьями, рассчитанные для невысокого горного трекинга, но по льду. Это помогает не сорваться не травмироваться на скользких камнях», – говорит Лена.

По ее словам, очень многие поднимаются без кошек. Чаще всего это новички. Однажды они тащили наверх молодого парня, который отбился от группы и попросил о помощи.

«Он приехал с туристической группой специально, чтобы подняться в новогоднюю ночь на Бештау. В группе списались, но потом разминулись. Он был в огромной ушанке, но в «бальных» кроссовках (обычные на плоской подошве). И вот мы ему эту ушанку завязали и практически за эти уши, за плечи его тащили наверх, а потом точно так же спускали вниз. Спускаться тяжелее. Один из нас сначала уходил вниз, там ждал его, а второй сверху спускал. Было так скользко, что половину дороги мальчик катился на пятой точке. Мы очень ругались. Но парень был интеллигентный и в самые сложные моменты выдавливал из себя: «Ах, Боже мой!». Потом мы обменялись фотками, но больше мы его на Бештау ни разу не видели», – вспоминает Лена.

   Гора Машук укрыта облаком, но новогодние салюты просвечивают сквозь него. Фото: Елены Брежицкой.
Гора Машук укрыта облаком, но новогодние салюты просвечивают сквозь него. Фото: Елены Брежицкой.

Обычно на горе ближе к 12 часам много народу. Сосчитать сложно, потому что площадь горы большая, но не менее 100–150 человек. Все с налобными фонариками, некоторые идут в мигающих гирляндах или в костюме Дед Мороза, Снегурочки, Оленя. Кто-то обязательно притащит елку, ее наряжают конфетками, мишурой. У многих с собой в термосах чай, кофе, какао, а в карманах – орешки, шоколад или бутерброды. Никакого спиртного, так как подьем и спуск ночью достаточно экстремален.

Ближе к 12 часам все включают телефоны и хором считают секунды. Иногда с собой приносят салюты, но в основном туда поднимаются ради другого. С горы хорошо видно панораму сразу нескольких городов и районов: Пятигорск, Иноземцево, Ессентуки, Предгорный район, Железноводск, Минводы, даже Нальчик. И это невероятное зрелище.

В коллекции новогодних снимков у Лены есть просто фантастические фото, в том числе Пятигорск в ясную ночь и Пятигорск, укутанный облаками. В последнем случае салюты видятся сверху с горы как яркие расплывчатые пятна под подушкой.

«Возвращаемся домой часа в три–четыре утра. Нам нравится так ходить – ты не сидишь не объедаешься и не напиваешься, а наоборот, по холоду поднимаешься, штурмуешь вершину, вокруг тебя такие же люди. Очередное преодоление себя. И этот момент, этот кайф единения, что мы поднялись и нам здорово вместе, наверное, это то, ради чего мы туда лезем. Этого не получишь на равнине».

   Храм в новогоднюю ночь переполнен прихожанами. Фото: предоставлено "КП" героем публикации
Храм в новогоднюю ночь переполнен прихожанами. Фото: предоставлено "КП" героем публикации

Паломничество наедине с душой

Житель города Лермонтов Михаил этот Новый год четвертый раз встречает в храме мужского Бештаугорского Второафонского монастыря. Друзей и родных обычно поздравляет 31 декабря днем, а вечером собирается в небольшое, трудное, но чудесное паломничество. Через лес по горной тропинке в одиночестве, чтобы стать в 11 часов вечера участником соборной молитвы, а с 12 часов – Божественной Литургии. А потом часа в три–четыре ночи отправиться домой, также, через лес, в полном одиночестве, наедине со своей душой.

«В первый раз я увидел объявление и пошел туда в 2023 году. Я шел с одной мыслью, ну что я за человек, ну кто туда припрется вообще в новогоднюю ночь, в мужской монастырь. Но когда я вышел из леса на площадку, я понял, что сильно ошибся. Стоянка была забита машинами, много людей пришли так же пешком. Это был первый год, когда у монастыря открыли Успенский храм, людей было очень много, прямо от двери храма зайти некуда. Думаю, человек около трехсот было точно».

Причем, несмотря на то, что монастырь мужской, прийти туда можно семьей, компанией. В новогоднюю ночь все в храме становятся одной большой семьей.

   Новогодняя Литургия во Второафонском монастыре. Фото: предоставлено "КП" героем публикации
Новогодняя Литургия во Второафонском монастыре. Фото: предоставлено "КП" героем публикации

Новогодняя Литургия во Второафонском монастыре не привязана ни к какой церковной дате, просто однажды архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт решил ее отслужить именно в ночь на 1 января. За эти годы к составу братьев монастыря присоединились еще благочинные со всей Епархиии – городов Нальчика, Пятигорска, Ессентуков, Кисловодска. Храм украшают наряженными елками, везде горят свечи, поет церковный хор. Люди не замечают, как пролетают три часа службы. И все это стоя на ногах, а многие приходят с детьми.

«Часа в два ночи все заканчивается, но все проходит как одно мгновение. И я иду домой той же дорогой. И еще я когда иду в монастырь, вижу вдалеке огоньки черточками, это люди по тропам поднимаются на вершину с фонариками. А потом часа в два-три–обратно. Ночью по лесу идти одному – тишина, прекрасно», – рассказывает Михаил.

Комсомолка на MAXималках - читайте наши новости раньше других в канале @truekpru