Найти в Дзене
Российская газета

Не абы что, а нюки: Хантыйская мастерица шьет обувь из оленьей кожи для всего Севера

Какую только обувь сегодня ни предлагают магазины - выбирай что хочешь и можешь себе позволить! Но представляете, даже при таком изобилии в регионах все еще остаются востребованными народные обувщики, работающие по старинке, то есть буквально на коленке и часто самодельными инструментами. В Тобольске, например, несравненный ремесленник Шайдулла Хамидуллин шьет ичиги - национальные сапожки с богатым орнаментом в технике кожаной мозаики, их раскупают артисты со всей страны, да и бизнес-леди не обходят стороной. А в Югре творит красоту казымская хантыйка родом из деревеньки Юильск Галина Молданова: ее мягкие сапожки нюки вей из ровдуги (замши из оленьей кожи) заказчики дожидаются месяцами, причем не только творческие коллективы, но и люди, далекие от искусства. - Галина Сергеевна, читала, в округе вы известный мастер, - присаживаюсь у низкого столика в пространстве "Цех" музейного комплекса имени Словцова и пытаюсь уловить и запомнить ритм работы обувщицы. Если отбить пальцами, получается

Какую только обувь сегодня ни предлагают магазины - выбирай что хочешь и можешь себе позволить! Но представляете, даже при таком изобилии в регионах все еще остаются востребованными народные обувщики, работающие по старинке, то есть буквально на коленке и часто самодельными инструментами.

   Мягкие сапожки Галины Молдановой заказчики дожидаются месяцами. / Ирина Никитина/РГ
Мягкие сапожки Галины Молдановой заказчики дожидаются месяцами. / Ирина Никитина/РГ

В Тобольске, например, несравненный ремесленник Шайдулла Хамидуллин шьет ичиги - национальные сапожки с богатым орнаментом в технике кожаной мозаики, их раскупают артисты со всей страны, да и бизнес-леди не обходят стороной. А в Югре творит красоту казымская хантыйка родом из деревеньки Юильск Галина Молданова: ее мягкие сапожки нюки вей из ровдуги (замши из оленьей кожи) заказчики дожидаются месяцами, причем не только творческие коллективы, но и люди, далекие от искусства.

- Галина Сергеевна, читала, в округе вы известный мастер, - присаживаюсь у низкого столика в пространстве "Цех" музейного комплекса имени Словцова и пытаюсь уловить и запомнить ритм работы обувщицы. Если отбить пальцами, получается так: и раз, и раз - будто рыбаки веслами управляют. Галина Молданова - участница I Всероссийского культурного форума коренных малочисленных народов, инициированного Министерством культуры РФ. В Тюмень приехала на выставку поделиться опытом.

- Да что вы! Обыкновенная я, - смущается женщина маленького росточка в ярком шешкан-сахе - национальном халате.

Читайте "Российскую газету" в Max - подписаться

- Самая-самая необыкновенная! - вступает в разговор Маша, сноха Галины.

Читайте также:

Эффектная подача от российской мастерской: икорницы для новогоднего стола из матового стекла с латунью и серебром

Она тоже умеет рукодельничать, но не так ловко, как старшая в семье. Зато помнит приметы рода: на реке хозяйки одевались очень броско, чтобы всегда выглядеть как новогодние елочки, и в косы вплетали все, издающее звук, - далеко суровых пав было слышно.

Шить традиционную одежду и обувь, вышивать, мастерить бытовые вещицы из бересты Галину научила мама Екатерина Васильевна. Показала, как торговаться, выменивая у пришлых с Большой земли заморские бисер и ткань, которых на стойбищах не водилось, на шкуры и мясо оленя, рыбий жир.

- Так повелось, что выделкой кожи на сапожки и одежду занимаются женщины, а мужчины берутся за дело, если им нужен аркан и элементы для упряжи. Но мне муж Андрей Дмитриевич помогает - аккуратно соскребает шерсть, именно так и получается тоненькая замша. Я потом на ней дырочки от укусов оводов маскирую - никуда от гнуса не деться. Раскраиваю материал, обязательно рисую на частях будущих сапожек орнамент специальной краской. Ее мы добываем из-под бересты - есть там особый слой с плотной структурой. Его нужно достать, залить водой и варить - иногда день, иногда два. Еще чагу добавляем для крепости состава. Раньше шили жилами, теперь современной финской ниткой, - объясняет Молданова.

Читайте также:

В Екатеринбурге открылась новогодняя ярмарка ручных изделий от 45 мастеров

У таких сапожек не только голенище мягкое, но и подошва. Иногда для особо чувствительных заказчиков в изделие вкладывают стельку. Зимой в тонких нюки вей не пофорсить - они для лета предназначены: и легкие, и нежаркие. А если износил "низ", можно отпороть да новый приметать. Что интересно, Галина Сергеевна окончила педуниверситет имени Герцена в Петербурге по профилю "культурология". В Северной столице не осталась - упорхнула на малую родину. Работала воспитателем и учителем. Сейчас трудится в этнокультурно-образовательном центре "Лылынг союм" - обучает детей и взрослых своему ремеслу.

- Обшиваю артистов театра обско-югорских народов "Солнце", а частных заказов - не счесть. Люди готовы ждать, даже молодежь просит национальное одеяние, находя его удобным и симпатичным. В таком и на праздник - День оленевода, День рыбака, и в лес на промысел, а городские покупают, чтоб на даче в комфорте трудиться. Внучата мои подходят, просят: "Щащи (бабушка по отцу. - Прим ред.), хотим наряды". И когда ж все успеть?! - вздыхает Молданова и снова принимается колдовать иглой и финской ниткой.

А я дивлюсь: сколько диковинных хантыйских слов услышала и запомнила за короткую беседу! Век учись.

Автор: Ирина Никитина