Найти в Дзене
МК

47 лет назад советские люди встретили самый холодный Новый год за всю историю послевоенного СССР

В последний день старого года столбик термометра в Ленинграде достиг -34 по Цельсию, замерзли малые реки и каналы Невских набережных, а Финский залив у берегов стоял плотным ледяным полем. В Москве было «всего-то» -37 градусов, в Подмосковье, особенно в низинных районах, -45. В Сибири и на Урале за - 50, а на севере Коми температура дошла до немыслимых - 58 (!!!). Абсолютный минимум для всего европейского континента. Не обошлось без жертв и технологических катастроф… Только на «полюсе холода» в якутском Оймяконе такие температуры были близки к своей климатической норме. Очевидцы событий рассказали, что им пришлось пережить. «Мне было 11 лет, приехали родственники на Новый год. Отец решил пойти за живой елкой в лес, мы жили рядом с Лосиным островом, — вспоминает жительница столицы Юлия Николаевна. — Вечером еле живого его привезли милиционеры. Он заблудился в лесу, но каким-то чудом добрался до МКАД, где его и подобрал милицейский уазик». В войну такого не было Эта невероятная по ощущен

В последний день старого года столбик термометра в Ленинграде достиг -34 по Цельсию, замерзли малые реки и каналы Невских набережных, а Финский залив у берегов стоял плотным ледяным полем.

В Москве было «всего-то» -37 градусов, в Подмосковье, особенно в низинных районах, -45. В Сибири и на Урале за - 50, а на севере Коми температура дошла до немыслимых - 58 (!!!). Абсолютный минимум для всего европейского континента.

Не обошлось без жертв и технологических катастроф…

Только на «полюсе холода» в якутском Оймяконе такие температуры были близки к своей климатической норме.

Очевидцы событий рассказали, что им пришлось пережить.

  ru.wikipedia.org
ru.wikipedia.org

«Мне было 11 лет, приехали родственники на Новый год. Отец решил пойти за живой елкой в лес, мы жили рядом с Лосиным островом, — вспоминает жительница столицы Юлия Николаевна. — Вечером еле живого его привезли милиционеры. Он заблудился в лесу, но каким-то чудом добрался до МКАД, где его и подобрал милицейский уазик».

В войну такого не было

Эта невероятная по ощущениям зима сохранилась в человеческой памяти обжигающим воздухом, ледяными корками мгновенно замерзающей воды в повреждённых канализационных трубах, водкой для праздничного стола, которая застывала на улице и становилась густой, как сироп. Врачи давали рекомендации: не пить крепкий алкоголь в новогоднюю ночь, поберечь сосуды.

Декабрь 1978-го принято сравнивать с декабрем 1941-го, когда немцы стояли под Москвой, но, учитывая рекордную продолжительность холодного периода и резкие температурные колебания, мирный 1978-й победил.

Сегодня в сводках погоды любят пугать громкими сравнениями: «самый сильный снегопад за десятилетия наблюдений», «самая холодная зима ХХI века», зуммеры страдают от смешных -8 и просто не представляют, что пришлось пережить их бабушкам и дедушкам…

Речь идет о нескольких месяцах, в которых мороз стал главным героем и повседневным фоном жизни, а тепло — непреходящей ценностью. Пик температурного минимума пришлось на несколько дней «до» и «после» нового года.

Небывалый мороз сопровождался сухим колким воздухом и почти полным отсутствием ветра, из-за чего холод ощущался каким-то «звенящим».

Машины не заводились. Моторы общественного транспорта оставляли на базах включенными сутками, иначе те просто не выходили в рейсы.

Ученикам отменяли занятия в школе. И те «грелись» покупным мороженым, в магазинных холодильниках было всего -18, в два раза теплее, чем на улице.

Но главным испытанием стал даже не холод сам по себе, а то, как пришлось выживать не привыкшим к таким экстремальным погодным условиям людям.

В многоквартирных домах было невыносимо холодно, включены все конфорки на электроплитах, открыты духовки. Нередко вечерами целые районы оставались без электричества из-за колоссальной перегрузки сетей.

«Меня срочно повезли к бабушке в Кожухово. Родители и гости при свечах поели оливье и легли спать, накрывшись всем, чем только можно. Отопления почти не было, света не было совсем. Ни погреть еду, ни чайник вскипятить. Вот так запомнилась встреча 1979-го», — рассказывает читательница Вероника.

«До сих пор со страхом вспоминаю ту зиму, у меня она проходила в армейской казарме на Дальнем Востоке, — вспоминает Андрей А. из Амурской области. — Родные в своих письмах рассказывали о каких-то ужасных вещах. Из-за огромного количества включенных нагревателей электричество в сети упало до 150 в. При таком напряжении не работал ни один прибор - ни телевизор, ни холодильник, только тускло светили лампочки. Именно тогда у меня возникло непререкаемое убеждение - отопление в квартирах должно быть только индивидуальным - хотя бы на дровах и угле (газа тогда почти нигде не было, только от баллона). Один мой родственник в блочном доме построил печку, а трубу вывел прямо через бетонную стену наружу и на него даже никто не пожаловался, так как дома замерзали маленькие дети. Чем только не топили в те дни - и углём, и авиационным керосином - кто во что горазд».

«25 декабря 1978-го родила сына в Подмосковье Помню, по радио передали, что на улице -47. Холодно - не то слово. Стол металлический, ноги прыгают, согреться не могу. Одно из окон родблока пошло трещинами, — рассказывает 75-летняя Нина. — А в палату не поднимали, так как передо мной у роженицы открылось сильное кровотечение, и все

занимались только ей. Моему сыну обмотали головку пленкой, чтобы он не замерз. Я лежала и переживала, а сын плакал басом, но как-то все обошлось. Еще запомнилось, что следующим летом не было яблок в саду, все деревья повымерзли».

«Учился я в тот год в Ленинграде и жил в общежитии в одной комнате с кубинцем. Захожу а он сидит и закатывается от смеха, читая газету. Спрашиваю: «Что смешного пишут?» «На Кубе резкое похолодание до +10⁰». А у нас за окном - 45⁰», — с ностальгией в голосе поведал Сергей.

Девочка замёрзла в школьном походе

Причиной ледяного апокалипсиса стал мощный арктический антициклон, его ещё называют «ультраполярным вторжением». Аномалия принесла с собой массы экстремально холодного воздуха, нехарактерного для наших широт. Особенно тяжёлым стал период с 25 декабря по 10 января.

Жертвой суровой погоды стала юная спортсменка Марина из Павлодара, чья жизнь оборвалась во время туристического похода. Группа, состоявшая из четырнадцати школьников и их руководителя, отправилась в лыжный поход по Волге, хотя это было строжайше запрещено.

В результате ребята застряли в снежных заносах на реке, толщина льда на которой превышала климатическую норму в полтора раза.

За помощью на берег отправили несколько человек, им удалось обнаружить избу лесника. Ребята разбили окно и переночевали внутри. Утром их, еле живыми, обнаружил местный тракторист. Но одну девочку спасти не удалось.

По одной из версий, погибшая Марина отдала свою куртку промочившему ноги однокласснику, по другой — лучшей подруге.

Транспортная система СССР была тоже парализована: пассажирские поезда обычно очень точные, опаздывали на сутки.

Но настоящий кошмар начался для коммунальных служб. Городская инфраструктура не выдержала натиска стихии. Целые кварталы оставались без горячей воды. Улицы, где прорывало канализацию, окутывались плотным туманом от мгновенно замерзающей воды.

Но куда страшнее оказались последствия для стратегической инфраструктуры. Электростанции, не предназначенные для работы в таких условиях, переживали массовые аварии. А новогоднюю ночь на Белоярской АЭС из-за чудовищных перепадов температур обрушилась кровля машинного зала, что привело к сильнейшему пожару. Возгорание было ликвидировано в кратчайшие сроки и обычные советские люди о нем даже не узнали.

Власти боялись голода. На товарных складах продукты перемерзали, а стеклянные бутылки с напитками (не только спиртное, вся молочка была такой) замерзали и лопались, вызывая дефицит в магазинах.

Нет разговоров — нет проблем

«Люди готовились к празднику, как к осаде, — рассказывает москвичка Тамара Сергеевна. — Даже обычные продукты пришлось закупить сильно впрок: понимали, в сильные морозы никто не выйдет из дома. Молоко на балконах превращалось в ледяные цилиндры, а буханки хранили в полотенцах, чтобы не промерзали».

Но нашим людям не привыкать бороться с трудностями. Без этого и жизнь не жизнь. Тем более, что праздник никто не отменил. Во избежание паники народ не оповещали о подобных вещах. Нет разговоров — нет проблем. Хотя слухи сдержать не удалось.

На сохранившихся уникальных кадрах новогодней Москвы-79 — укутанные до неузнаваемости жители спешат по своим делам, у многих в руках живые деревца, искусственные ёлки тогда ещё были в диковинку.

За окнами — минус сорок. А в квартирах — дефицитные мандарины, советское шампанское и оливье, запах хвои и музыка из телевизора, где шёл «Голубой огонёк» ипремьера фантастического мюзикла «31 июня» режиссера Леонида Квинихидзе, невероятный голос Татьяны Анциферовой, исполняющей будущий хит «Ищу тебя».

Этот контраст — ледяной и безжалостный мир снаружи и ощущение грядущего счастья внутри, которого многим так не хватает сегодня, запомнился на всю жизнь.

Еще никто не знал, что через шесть месяцев «31 июня» положат на полку на долгие 15 лет — из-за бегства в США в августе 79-го танцовщика Большого театра Александра Годунова, сыгравшего роль придворного коммерсанта Лемисона. А через год в декабре 79-го Советский Союз введет войска в Афганистан, что станет прологом к его распаду.

А в остальном та вошедшая в историю зима стала проверкой не только инфраструктуры городов. После неё были пересмотрены нормативы теплоснабжения, утепления зданий, работы транспорта в экстремальных условиях.

По данным Всесоюзной гидрометеорологической службы, устойчивое похолодание продолжалось фактически до середины марта 1979-го.

Подпишитесь на Telegram "МК": еще больше эксклюзивов и видео!

Автор: Екатерина Сажнева