Новый 2026 год приносит не только подарки под елку, но и большие перемены в систему здравоохранения: основа для них была заложена еще в 2025-м. Рассказываем, что не так с реформой медицины.
Мария Соколова
На первый взгляд отечественная система здравоохранения осталась такой же, как и была: государственные поликлиники и больницы, принимающие пациентов по полисам ОМС, никуда не делись. Точно так же никуда не делись работающие на износ врачи с дефицитом времени на прием людей.
Но вместе с этим в прошлом году произошли очень важные перемены, которые не могут не сказаться на качестве помощи.
Что такое клинические рекомендации (клинреки) и зачем они нужны
Первое, с чем теперь сталкиваются пациенты, это новые подходы к лечению. В 2026 году роль навыков врача сводится к минимуму — медиков превращают в роботов, у которых не может быть собственного мнения.
Все из-за того, что год назад, 1 января 2025-го, стали обязательными к применению клинические рекомендации. Клинреки — это набор инструкций, который описывает весь процесс постановки диагноза, прогнозирования развития состояния пациента и назначения лечения.
Изначально идея простая и, в общем-то, не вредная: в любом уголке России оказание медпомощи должно быть одинаково качественным. Клинреки начали постепенно внедрять в порядке эксперимента с 2022 года. Первые три года они носили рекомендательный характер, но уже так смогли собрать массу критики со стороны врачебного сообщества. Даже спикер Совфеда Валентина Матвиенко выступила против поспешного внедрения.
— Когда Минздрав говорит: «У нас нет проблем с переходом на новые клинические требования», а врачи всё гудят — так не бывает. Может быть, у вас и нет проблем, но они есть у врачей.
Что не так с клиническими рекомендациями?
Вопросов к клиническим рекомендациям у врачей действительно накопилось множество. Во-первых, не во всех клиниках есть необходимое оборудование для выполнения рекомендаций. Во-вторых, лишенные свободы действий врачи оказываются перед непростой дилеммой кого спасать — себя или пациента. Об этом предупреждает врач-психиатр Сергей Ветошкин.
По его мнению, медикам в некоторых ситуациях придется выбирать: либо нарушить клинреки и попасть под уголовное расследование, но спасти пациента, либо без колебаний строго следовать инструкции и позволить человеку умереть. Ситуация, по словам Ветошкина, осложняется тем, что пациент может страдать сразу от нескольких заболеваний — и непонятно, каким именно клинрекам необходимо следовать. Также рекомендации не поспевают за обновлением лекарственной номенклатуры — они обновляются раз в три года.
Практикующие врачи в комментариях к прошлым материалам «НИ» рассказали, как строгое следование инструкциям приводит к тяжелым последствиям.
— На смене у пациентки случился сердечный приступ. Но нитроглицерин в глазном отделении иметь не положено, нецелевой препарат. Пришел терапевт, назначил ЭКГ, пришла медсестра — сделала ЭКГ, пришел терапевт — посмотрел ЭКГ, назначил тропонин, взяли, отнесли, дождались результата, врач наконец назначил нитроглицерин, полное обоснование — нужен… Пока ходили туда-сюда у женщины развился тяжелейший инфаркт. А ведь просто нужен был вовремя нитроглицерин, одна таблетка.
Несмотря на неоднозначность пользы клинреков, врачам приходится тратить массу времени на их изучение и сдачу экзаменов. Но закон, обязывающий медиков следовать инструкциям, все равно приняли.
Как изменятся клинреки в 2026 году?
Сначала все утвердили, и только потом законодатели стали разбираться что к чему. Летом 2025-го Госудма приняла закон, который передает полномочия по изменению правил применения клинреков Минздраву.
Ведомство Михаила Мурашко прошлой осенью подготовило проект постановления, которое разрешает врачам:
— Не использовать указанные в клинреках лекарства, медизделия и специализированные продукты лечебного питания, если их обращение прекращено.
— Назначать иные препараты в случае индивидуальной непереносимости указанных в рекомендациях лекарств (но только по решению врачебной комиссии).
— Отправлять пациента в другие медучреждения, если нет необходимых лицензий, оборудования или специалистов.
— Самостоятельно выбирать тактику лечения в зависимости и состояния пациента и особенностей заболевания.
— Использовать сведения из разных рекомендаций при комплексных заболеваниях.
Казалось бы, очевидные вещи, но изначально закон их не предусматривал. А внедрение нововведений заняло немало времени: к концу 2025 года проект постановления все еще не был утвержден, он находился на рассмотрении в Минюсте.
Неизбежность платной медицины
Пока госслужащие перекладывают бумажки и исправляют заложенные в законы ошибки, врачам приходится работать с тем, что есть. Не удивительно: согласно опросам, 80% врачей заметили, что их коллеги лишь имитируют работу по клинрекам, но на самом деле ничего не изменили.
Складывается впечатление, что власти делают все для того, чтобы люди в 2026 году сами отказывались от лечения по ОМС и оплачивали коммерческие медуслуги.
Врачи в государственной системе здравоохранения вынуждены проводить первичный осмотр за 14-16 минут (в лучшем случае треть этого времени уходит на заполнение бумаг), при повторном приеме время сокращается еще на 60-70%, так еще и спорными клинреками нагрузили.
Зато на платные услуги действие клинических рекомендаций не распространяется — отмечают специализирующиеся на здравоохранении юристы. Заплатил сам, и врач уделит необходимое количество времени, подберет подходящее именно вам лечение. Не имеете возможности оплачивать лечение — тогда остается надеяться лишь на везение.
И это не единственные перемены, с которыми мы все входим в новый год. О других изменениях, от которых зависят жизни и здоровье людей, читайте в следующем материале.
---