Найти в Дзене
Запорошенный Рай

ТАЁЖНЫЕ ПРИТЧИ

Недобрый Мишка Жил в дремучем лесу медведь. Коричневый такой, звали его НАКАТЧА . Никто его не боялся, все только уважали, потому и говорили про него: – «Мишка косолапый». Тюфяк, неуклюжий увалень. Всё было мирно в лесу, но однажды к белке Олики прилетела кедровка Оноло — с громкой трескотнёй: - Олики, Олики берегись, Накатча идёт, всё ломает, деревья ломает, кусты вырывает! - Что случилось? Ты не путаешь? Накатча добрый. - Не знаю, долго его не было видно. Акайда-ворон говорит, что ходил он к людям на пасеку мёдом лакомиться, но быстро обратно прибежал. Наверное невкусный мёд попался, ха ха! А ещё говорят, что у него глаза заплыли и он ничего не видит — пчёлки покусали, защищали свой мёд. Вот он и злится. Все разбежались от Мишки. Попрятались в норки и дупла. Весь день и всю ночь буянил медведь, ревел и крушил всё вокруг. Только под утро успокоился. Теперь сидит Накатча на пеньке, тос
Картинка с просторов интернета. Спасибо автору.
Картинка с просторов интернета. Спасибо автору.

Недобрый Мишка

Жил в дремучем лесу медведь. Коричневый такой, звали его НАКАТЧА . Никто его не боялся, все только уважали, потому и говорили про него: – «Мишка косолапый». Тюфяк, неуклюжий увалень.

Всё было мирно в лесу, но однажды к белке Олики прилетела кедровка Оноло — с громкой трескотнёй:

- Олики, Олики берегись, Накатча идёт, всё ломает, деревья ломает, кусты вырывает!

- Что случилось? Ты не путаешь? Накатча добрый.

- Не знаю, долго его не было видно. Акайда-ворон говорит, что ходил он к людям на пасеку мёдом лакомиться, но быстро обратно прибежал. Наверное невкусный мёд попался, ха ха! А ещё говорят, что у него глаза заплыли и он ничего не видит — пчёлки покусали, защищали свой мёд. Вот он и злится.

Все разбежались от Мишки. Попрятались в норки и дупла.

Весь день и всю ночь буянил медведь, ревел и крушил всё вокруг. Только под утро успокоился.

Теперь сидит Накатча на пеньке, тоскует. Никто с ним не разговаривает, в гости не ходит. Даже на глаза не появляется.

Накатча, будешь всех обижать — совсем один останешься.

Пищуха работяжка

Есть далеко на севере Магаданского края гора. Люди её называют Мяунжа, что значит на языке Людей-орочей* Большое Сердце. А вокруг этой горы весь лес заставлен маленькими копнами душистого, ароматного сена. И кушают это сено все травоядные животные этого благословенного уголка. Особенно оно спасает жизни лосей и оленей зимой.

Однажды, под конец зимы, случился в тайге гололёд. Лёд толстой коркой покрыл снег. И никак не могли раскопать под снегом свой мох-ягель олени, а это они давали жизнь Орочам. Очень сильно страдали олени от голода. Пригнали тогда Люди стадо к подножию Мяунжи. Наелись олени вяленой травы и выжили.

Кто же заготавливал это сено —косил, сушил, оберегал? Работал не покладая лапок. А зовут этого работяжку Обака, пищуха, или, как называют её Люди, сеноставка. Это веселый, трудолюбивый и симпатичныйгрызун. А пищуха потому, что он никогда не молчит. И в опасности и на отдыхе всегда свистит. Да так пронзительно, что слышно за километр. Он всегда предупредит таёжных обитателей об опасности.

И многие звери благодарны ему за спасение от голода в трудное зимнее время.

Обака работает — всем хорошо!

*Люди-орочи — коренные жители эвены,оленеводы, которые пасут оленей.

Опасливый хищник

Есть в тайге житель, которого не всякий и видел. На виду только следы его дел — разорённые гнёзда, перья съеденных птиц, клочья шерсти других животных. Он легко лазает по деревьям. Хорошо видит, хорошо слышит и отлично чует запахи. Тявкает как лиса, но это не лиса.

Никто из зверей не может похвастаться, что разговаривал с ним. Но все лесные жители уходят, если почуют запах этого зверя.

Это АЧУРКАЧАН — так зовут росомаху. Очень осторожная и хитрая. Жестокая в поединках, но осмотрительная. Проницательная и изобретательная.

Есть в тайге звери и сильней Ачуркачан, и больше, но никто не хочет с ней связываться. Даже Накатча-медведь и Неучак-волк не решаются враждовать с росомахой. Правда,если обходить места, где живёт Ачуркачан, то и бед никаких не будет.

Мужчина должен быть бесстрашным, а женщина умной, как росомаха. (долганская)

Мудрый ворон

Птицы бывают разные. Красивые как снегири, сильные как лебеди, задиристые как гуси. А есть ворон АКАЙДА. Он очень умный, все ходят к нему за советом. Он рассудительный, все верят ему. Он начитанный, все знают, что у него всё домик-дупло завалено книгами. Говорят даже, что он племянник Кутха, творца и шамана Большого Севера.

И однажды таёжные жители Лебединых озёр пришли к Акайда-ворону по одному очень важному делу. Дело было такое — совсем обмелел ручей Заросший. А летом так вообще почти пересыхает. Даже попить нельзя.

Скажи Акайда, что нам сделать, чтобы ручей опять стал полноводным?

Трудно сказать. Идите по своим норам и гнёздам, я думать буду.

Три дня и три ночи думал Акайда и на четвёртый день позвал зверей к столетней лиственнице по имени Хякита, где он восседал по утрам.

Долго думал я над вашей задачей. И вот мой совет — послать вам надо гонца в озёрный край Саха. Живёт там водяная крыса Андаатар, это ондатра. Она сделает из травы запруды и вода снова будет задерживаться в Заросшем.

Сделали звери так, как говорил мудрый Акайда. Ходили в озёрный край Саха, привели оттуда водяную крысу, помогли построить ей домик и плотину из веток. И образовалось на месте ручья большое болото, и стали прилетать утки и кулики, лебеди и гуси, завелась рыба. И стал ручей зваться Заболоченный.

Вот так один хороший совет помог дикой природе.

Глупая Олики

Жила-была в тайге ОЛИКИ. Олики —это белка. Чёрная, как головёшка после пожара, так же лоснилась на солнышке. Шёрстка пушистая, ушки остренькие. Всё время проводила в работе — заготавливала на зиму припасы. В дело шли орехи кедрового стланика, вкусные корешки, хлебные крошки, оставшиеся после Людей-геологов. Всё лето провела Олики в труде. Наготовила еды, напрятала в разные места. Орешки под Дектэ-ольху, корешки под Хул-осину, Тэвтэ-ягоду в дупло лиственницы. К первому снегу управилась и решила отдохнуть. Сидит на веточке, солнышком наслаждается. И тут слышит собачий лай. Ничего не дрогнуло внутри Олики, до веточки и лось по имени Эгдетэ не достанет.

Говорила ей Итикня-сова:

- Как услышишь лай собак, прячься подальше — это охотничьи собаки идут, а они никого не жалеют.

- Да ладно тебе Ити́кня, они что, по деревьям прыгают?

- Ну как знаешь…

Не знала Олики, что с собачками приходит охотник. А он пришёл и добыл белку. И поехала её шкурка в далёкий, далёкийгород.

Весёлые маслята

Маслята — это грибочки. Коричневые, желтенькие или серенькие. Растут целыми компашками. Они всегда очень дружны.

Так не думал Туктуни, внук старого оленевода, девяти лет óт роду. Имя полностью отражало его внешность. Веснушки широкой полосой рассекали его лицо справа налево… или наоборот?

Так вот, когда он шёл в лес собирать грузди, услышал позади хихиканье. Быстро повернулся, но кроме маслят, никого позади не увидел.

Тьфу-ты ну-ты! Кто смеётся-то?

Маслята стояли абсолютно серьёзные — ровно и не качались даже.

Так ребята! –Шептались грибочки. –Грузди хотят заманить мальчика в сырой, тёмный распадок ручья Улюлюм.Они хитрые и мстительные. Они даже прячутся под мох, чтобы никто не понял, что у них на уме. Давайте путаться у него под ногами.

А Туктуни шёл, насвистывая, на прогал, где видел старые грузди.

Там наверное и молоденькие есть под листьями. –Рассуждал про себя мальчишка. –Правда от стойбища далековато. Дедушка ругаться будет, если узнает.

А тайга тем временем становилась гуще. Солнце уже с трудом пробивалось сквозь ветвистые лапы лиственниц.

Надо бы на полянку выйти. – подумал Туктуни.

Но вокруг не было ни одного светлого пятна. Горе-грибник забеспокоился.

Соберу-ка я маслят. –Подумал мальчуган. –Тем более их кругом полным полно.

Быстро собрал почти полное ведёрко и, как-то незаметно, вышел прямо к стойбищу.

Ура! Мы победили! –Ликовали маслята.

А парнишка даже и подумать не мог, как за его житьё-бытьё боролись маслята — весёлые и бесстрашные.

Гуси забияки

Прилетели на Малкачан гуси и утки — значит весна настала. Лететь им дальше — на Чукотку. Взéмли, где рождается новый день. А река Малкачан — это место, где можно передохнуть, подкрепиться, почистить пёрышки. Благо здесь, на приморской тундре, полно озёр.

Уточки всегда мирно кормились и вели себя тихо. А вот мимо гусей никто не мог просто так пройти, на всех налетали они стаей, щипали и били крыльями.

Но вот однажды, раненько утром,сели гуси на малкачанские болота травки пощипать и отдохнуть по дороге на чукотскую тундру. И тут мимо них бежит собачка по имени Гай. Гуси конечно взъерепенились, напали всей ватагой на лайку. А Гай испугался и пустился наутёк — да прямо в заросли стланика.

Догоним! – решили драчуны и ещё быстрей полетели за собачкой.

Но вдруг из кустов раздались выстрелы из охотничьего ружья.

Так в этом побоище пали пять гуменников. Хитрый охотник Игорь со своим другом Гаем сделали на болоте засаду и обхитрили этих задиристых, заносчивых птиц. Теперь будут знать как на одного нападать. Ведь за одного битого целых двух небитых дают.

Отважный лосик

Стою, кушаю вкусные ветки тальника. Никого не трогаю. Никому не мешаю. –Рассказывал лось Эгдьэтэ своему другу оленю. Северный олень Алаг послушно кивал мордой — он тоже любил покушать, только не ветки, а мох и травку. Вдруг около меня забегали волчата.

Маленькие? – поинтересовался Алаг.

Да большенькие уже. А с ними вышел из-за берёзки старый волк, Неучак.

Одноглазый? С порванным ухом? –оживился олень.

Зловредное животное. Начал подвывать, командовать — ты беги туда, ты заходи сзади, а ты спереди нападай! –Продолжал Эгдьэтэ.

А ты? Убежал?

Ещё чего! Того, что сзади зашёля к трухлявому дереву прижал, да так, что он взвыл. Двух, которые спереди нападали, я копытами затоптал. Двое по бокам болтались, за шкуру вцепились, один за кусты спрятался. Ну я за этим одноглазым старичком и погнался. Да так, что он с обрыва в болото сиганул. Стряхнул я двух волчат и пошёл тальникдоедать.

Не шутишь? Семерых волков прогнал! –Восхитился Алаг.

Сам удивляюсь. Если тебя обижать будут, приходи, заступлюсь.

Люди про таких лосей говорят: – «Кто смел да стоек, тот семерых стоит».

Красивые воришки

Живут около оленьих стад, в Колымской тайге,очень интересные птицы —кукши. Летом их почти не видно, а зимой прямо под ногами путаются. Морозы им нипочём, а если замёрзнут, могут под снегом греться. Хитрые они. Хитрые и наглые — даже у собак еду забирают. Едят всё подряд — и жуков, и мышей, и ягоду с корешками. Могут кукши разорить чужие кладки, расклевав яйца в гнездах.

Но иногда их хитрость может сыграть с ними злую шутку.

Люди-орочи, оленеводы кушают на обед, завтрак и ужин оленье мясо. А хранится оно в стойбище на специальных столах из жердей на улице. Они устроенывысоко над землёй и собакам до него не добраться. Птицы тоже не могут поклевать, потому что оленина укутана в прочную ткань — брезент.

Никакая птица не может, кроме кукши. Заберётся везде.

Вот однажды кукша по имени КУКЭКЧЭН подсмотрела, как оленеводы принесли из стада свежее мясо, положили на жерди, закутали в целлофановую плёнку, а сторожить поставили маленького мальчика по имени Хэргэки. Полетела она за друзьями.

Спрятался Хэргэки в нарты с мангурками* и начал следить за собаками, которые даже не косились на укрытые свёртки. Они были заняты важным делом — грызли косточки, брошенные хозяйкой кочевого жилища.

Мальчонка успокоился и потерял бдительность. В меховой одеждетепло, на мангурках мягко. Замечтался и задремал. В реальность его вернули истошные птичьи крики. Но никого вокруг не было.

И тут сторож видит, как брезент, которым было укрыто мясо, буквально ходуном ходит — там под брезентом дерутся кукши. Хэргэки вскочил на ноги и бросился к мясу. Хотел поймать ссорящихся под брезентом воришек. Но все они сбежали, кроме Кукэкчэн. Её и поймал «горе часовой».

Люди про таких говорят: –«Дай вору хоть золотую гору — воровать не перестанет».

*Мангурки –перемётные сумки для перевозки вещей на ездовых оленях.

Храбрый евражка

Чӣдага всегда что-нибудь прячет. Съестное конечно же. Чтобы не голодать, надо трудиться в поте мордочки.

Чӣдага – так зовут суслика-евражку. Это коричневый, с пушистым хвостиком зверёк. Живёт в компании таких же пушистиков в длинных норах, где мерзлота не подходит очень близко к поверхности. Чтобы зимой не тратить еду — спит без задних ног. Правда худеет за это времясильно.

Почему же Чӣдага храбрый, кто сказал?

А сказали это Люди, которые ездят в автобусах. Всегда на остановках в пути у них есть, чем разжиться. Как только из-за поворота показывается и останавливается недалеко от евражкиной норки автобус, он уже встречает выходящих размяться пассажиров по стойке смирно. А потом подбегает к каждому и просит чего-нибудь поесть. И его кормят, а он тащит всё в нору и прибегает опять просить.

Не всякому лесному жителю под силу вот так, не взирая на опасность, клянчить еду. Но Чӣдага всегда толстенький, упитанный и уверенныйв завтрашнем дне.

Ужас в изящной шубке

Есть в колымской тайге один очаровательный зверёк. Правда нравится он только Людям. Ну не он сам, а его шубка — красивая пушистая шкурка. Они ею торгуют, шьют из неё шапки и пальто, пришивают на воротник. В пору бы пожалеть его всем миром, но … остальные таёжные обитатели наверное только обрадуются, если ХЭГЭП, а так зовут соболя Орочи, пасущие здесь оленей, попадётся в капкан.

Соболь — небольшой пушной зверёк семейства куньих. Он отличный прыгун по веткам деревьев, хотя предпочитает бегать по земле. Домики он себе сам не строит, а выгоняет более мелких жителей и занимает пустующие убежища. Частенько селится в дупла старых деревьев.

Для многих же таёжных жителей Хэгэп сущая напасть. Слишком многих он ловит, чтобы съесть. На него тоже конечно охотятся, волки, рыси, орлы, но он шустрый и почти всегда успевает улизнуть. От него же не спрячется ни птица, высиживающая птенцов, ни куропатка, ни суслик, ни мышь, ни заяц. А больше всех от соболя страдают белки. Хэгэп всегда подкараулит и настигнет Олики. Никогда белка не выйдет победителем в битве не на Жизнь, а на Смерть.

И оказалось, что всей этой мелюзге может помочь только БЭЙ-человек. Он пойдёт с собачками в тайгу и поймает Хэгэпа. Как настоящий друг спасёт много маленьких животных.

Так и поговорка есть на этот случай — без беды друга не узнаешь.

Красавчики снегири

Животные, живущие на земле и не умеющие лазить по деревьям, не могут полакомиться рябиной. Рябина по имени Нэктэвки —высокое красивое дерево или этоможет быть куст. Ягоды на ней красные, вкусные. Могут быть оранжевые, но всё равно очень вкусные. Правда только после того, как их побьёт сентябрьским морозом.

А достаются эти вкусняшки птичкам. Они прилетают по одной и лакомятся ягодой, а мышки и суслики с завистью смотрят на них снизу вверх. И все ждут снегиря ХЁВИ. Он с товарищами прилетает с севера и вся стая облепляет куст Нэктэвки. Лакомится сладкими плодами и… при этом много ягод падает на снег. А земные жители только этого и ждут. Все едят ягоды рябины и все довольны.

А ещё Орочи говорят — не жалей для ближнего того, что дано небом, делись.