По приезду в Севериновку Федьку стали молоком поить за казенный счет. Ну прямо, как другого Федю в «Операции «Ы». Опачки, а молоком-то Маруся торгует, она здесь у тетки живет, вот в какую деревню ее Красавчик отправил. Нажрался Федька казенно оплаченного молока и как заревел – «невестушка!», признал Маруську, шельмец. Девушка тоже вспыхнула – «Да это же Червеня первый друг!» И Володька такой сбоку – «Да!» Вот чего «да»? А раньше-то чего молчал? Корче, посадили Федьку в кутузку и стал его Шестаков обрабатывать. Только на мой взгляд, как-то не профессионально он у Быка, где скрывается Червень выведывал – прямо при другом арестованном.
А Володя так и вьется возле прилавков, молоко лопает и с Маруси глаз не сводит. Вот чего еще не хватало в оригинале – любовной линии. Срочно исправить! Ладно хоть во втором фильме от подобного отказались, а то ведь можно было бы и Дуську-Жарь в подруги кому-нибудь из Володь назначить.
Приехал в Севериновку и Красавчик, тут ему, кстати, рассказали, что сестра всяких помощников молоком поит. Сережа волнуется за Марусю – ты всё еще в опасности, Червень ведь так и хочет на тебе жениться! И поставил условие – или за два дня сестру найдешь или … того. Короче, сторожиться нам надо. Да, кстати, что это тут за милиционер тобой интересуется, пойду и расскажу ему, где Червень обитает, пусть постреляют друг друга. Дело было уже поздним вечером и Володя, накушавшись молока, уже мирно дрых прямо за столом. Красавчик залез в открытое окно, походил, книжки посмотрел, увидев на столе «визитку» Червеня – туза с подписью Володи – «Червень», решил поозорничать и свою «визитку» оставить – на бумажке подкову нарисовал и подпись – «Красавчик».
Дальше Сережа вылез на улицу и сказал сестре – не стал я ему говорить про Червеня, жалко мне молодого, убьет ведь его бандит. И тут вдруг Красавчик чуть не в голос завопил – «Кони! Того дядька кони! Огонь!» - это он зеленый фургон увидел, что раньше в Одессе уже угнал и бросил. Каналья, да он же тронутый. Взбешенная Маруся, сверкая босыми пятками, пинками погнала этого ущерба куда-то за дворы.
На следующее утро Шестаков уговорил Быка сдать Червеня. Маруся торговала молоком, Володя уже спозаранку пришел лопать это молоко, а Красавчик, так как за ним никто не присматривал (сестра же на работе) таки угнал зеленый фургон. Володя и Грищенко знатно потормозив, бросаются в погоню, за ними увязалась и Маруська.
На месте Грищенко, правившего лошадьми, я бы здорово волновался, если бы у меня за спиной возилась эта парочка: Володя хотел стрелять в Красавчика, Маруся щебетала как галка и цеплялась за винтовку – того и гляди пристрелят возницу в спину. Так Володя узнает, что Маруся – сестра клептомана-конокрада и что Червень намерен с ней сочетаться законным браком. Марусяка сказала, что ради брата выйдет за Червеня, но тут же его вилкой зарежет.
Трио персонажей едут дальше, если это погоня, то, наверное, самая вальяжная в истории кино. И Грищенко как будто ревновал девушку к Володе. Все трое беспечно заснули, по приезду в Одессу Маруся проснулась первая и тихонько куда-то свалила. Удивительно, но милицейские кони притащили бричку с дрыхнувшими Грищенкой и Володей, к тому самому зеленому фургону, на котором так же беспечно дрых Красавчик.
Грищенко всё спал, а Володя радостно узнал в Красавчике «Сережку, пробей ворота» - парня с которым он когда-то играл в футбол. Ну, а Сирожа уже видел Володю как милиционера. Володька поинтересовался – а не видел ли Красавчик дивчину, не слезала ли она с телеги? Ага, а с чего он уверен, что Марусю еще в степи ночью какие-нибудь разбойники с телеги не утащили? А как же, видел, говорит Красавчик – во-он туды пошла, и пока Володя щелкал клювом попытался сбежать. Вот тут и была настоящая, но очень крохотная погоня и Володя сцапал легендарного клептомана.
Он важно отправляет Грищенко к себе домой – нет ли записки от Шестакова, насчет логова Червеня? И сам решает везти Красавчика в отделение. Заодно сказал Красавчику, что та «дивчина» вообще-то Маруська была. Красавчик сразу заволновался, отобрал у «начальника» револьвер, щадяще и легонько стукнул Володьку рукоятку по лбу, отчего тот потеря сознание, так и сбежал. Володьку привели в чувство уже в милиции, куда прибыл и Шестаков. Всё идет по его плану – втроем, вместе с Грищенко они отправляются брать бандита. Но, правда, здесь группа поддержки человек в 20 должна была прибыть чуть позднее, да и сам начальник отделения был в курсе.
Хм, вот тут я опять не понял серьезного сюжетного прокола. В повести это был личный план Шестакова и Володи, и людей у них не было кроме Грищенко вроде как (хотя упоминались и другие младшие милиционеры Севериновского розыска). А здесь-то что мешало учинить облаву по всем правилам?
И вот кульминация. Червень, как и в повести, оказался не только вдвоем с неким приятелем, как изначально полагал Шестаков. Но там, в малине бандита и не просто дежурная пьянка. Опять ни в коня корм книжка про Холмса, не Шестаков прокололся, а Володька не сложил два и два – он же знал, что Червень Маруську хочет замуж взять, что она исчезла, и потом взволнованный Красавчик сбежал. Мог бы догадаться, что свадьбу играют и в малине точно не два человека.
Да, это Маруську замуж и выдают, мрачного Красавчика тут же за столом двое подручных главаря держат. Шестаков с Грищенко заходят в малину, а Володя их прикрывал сзади из коридора. В старика-милиционера бросили бутылку, и он упал, а вот Грищенко … Трус в повести и во втором фильме, здесь он геройски сражается с хануриками. И так как Шестаков выбыл из строя, за Грищенко можно смело закрепить равную с Володей долю в достижении успеха сего предприятия. Грищенко дрался прикладом, поливал бандитов кипящим супом и сажал их пятой точкой на горячую плиту.
Володя же держал дверь, а потом боролся с прорвавшимся в коридор Червенем. Потом, как и полагается, приказал выходить всем по одному. Предпоследним вышел помятый в бою Грищенко и пожаловался, что слегка ранен – кто-то воткнул в него вилку. Потом и Красавчик важно вышел. А тут и остальные милиционеры подъехали, так всех и зафиксировали окончательно. Шестаков ранен, а вот Червень убит. Мрачная Маруся сообщает, что это она его порешила – вилкой. Как так вилкой, спрашивают ее, если вот – Червень сражен двумя пулями в лоб? Оказывается, застрелил бандита сам Володя, а Грищенко попал под «дружественный огонь» - это в него Маруся вилку воткнула.
Прошло несколько лет… Красавчик стал стоматологом. Я уж не знаю почему эпилог нельзя было перенести хотя бы лет на десять вперед, чтобы карьера бывшего конокрада не выглядела настолько странно. В СССР, как выразился один из воспитанников Макаренко в «Педагогической поэме» - «и не из такого *** людей делали», но «несколько лет» - это уже профанация.
Проведать новоиспеченного эскулапа в его первый рабочий день, приходят Володя, Грищенко в парадной белой форме и Маруся - на ней уже модная косынка и теперь она похожа на обычную советскую горожанку 20-30 годов, а не на Феклу. Никаких намеков на продолжение любовной линии нет. Пусть зритель сам додумывает. А может она за Грищенко замуж вышла? Кстати, про его семью и в оригинале не упоминалось.
И в заключении. После того, как Генрих Габай эмигрировал, его фильмы положили на полку. Но только ли в этом причина некоторого забвения его фильма? С одной стороны, можно привести пример «Острова сокровищ» Евгения Фридмана – тоже эмиграция, запрет и появление позже новой популярнейшей экранизации. А с другой … Приведу еще два примера – «Кортик» 1954 г. и «Приключения Кроша» 1961 г. Прекрасные фильмы, но позже, после появления новых экранизаций А. Н. Рыбакова оказались серьезно подзабыты. Причем с Крошем вообще странно – ведь серия фильмов с Василием Фунтиковым (увы, скончавшимся в 2025 г.) стартовала со второй повести, первая так и осталась лишь единожды экранизированной.
Но режиссеры первого «Кортика», В. А. Венгеров и М. А. Швейцер, как и Г. Б. Оганесян, создавший «Приключения Кроша» не покидали СССР (Оганесян, к сожалению, скончался очень рано в возрасте всего 46 лет). И, кстати, почему Генриха Сауловича притесняли, а Моисея Абрамовича (Швейцера) – нет? На пресловутую «полку» указанные фильмы не попали, но подавались в советский ТВ-эфир в настолько «гомеопатических» дозах, что попробуй «поймай». Как-то так вообще получалось, что большинство новых экранизаций оказывались лучше старых, а еще их и продвигали усиленно в ущерб прежним.
В условиях скудости ТВ-эфира в СССР и ранней России, это было серьезно. Но сейчас можно без проблем посмотреть почти всё когда-то забытое. И если «с каждым годом советские актеры играют всё лучше и лучше», то и советские режиссеры вполне заслуживают аналогичной крылатой фразы.
Как тут не вспомнить Эрнста, заявившего не так уж давно "Голливуд последние 15 лет, производит такое количество ****, что, в общем, может соревноваться со студией Горького 1972 года". Где Горьковская киностудия 1972-го, Голливуд того же года и где Эрнст? Сравнивать его труды с работами, вот, допустим, Генриха Габая как-то неловко и даже неприлично. Так что несмотря на некоторые шероховатости и странности старой экранизации «Зеленого фургона», и то что она очень серьезно уступает версии 1983 года, этот фильм вполне достоит неоднократного просмотра.