В эти зимние праздники, как и в праздники на протяжении вот уже без малого 50 (!) лет, по телевизору показывают «Иронию судьбы…» Лирическая комедия Эльдара Рязанова с блестящим актерским составом давно уже стала такой же новогодней традицией, как бокал шампанского под бой курантов, салат оливье и селедка под шубой. Фильм, что и говорить, культовый. Вроде и видел его уже тысячу раз, но вот каждый раз проходя мимо телевизора цепляешься за знакомую сцену и залипаешь на полчаса…
А каково жить в доме, где «жили» герои «Иронии судьбы»?
БУМАЖНЫЕ МЕТЕЛИ
Считается, что канонический адрес «3-я улица Строителей, дом 25, квартира 12» Эльдар Рязанов и его соавтор Эмиль Брагинский выдумали. На самом деле, такая улица в Москве была до 1963 года, а затем ее переименовали в улицу Марии Ульяновой. Поэтому именно на этот адрес после успеха фильма, вышедшего в 1976-м, со всей страны полетели письма.
Но дом номер 25, который в жизни был всего лишь пятиэтажной панельной хрущевкой, несколько лет назад снесли.
Зато по прежнему стоят и горя не знают многоэтажки, попавшие в кино в качестве домов главных героев. На проспекте Вернадского, 113 по сюжету был «ленинградский» дом Нади Шевелевой (героини Барбары Брыльской), а на Вернадского, 125 «жил» москвич Женя Лукашин (Андрей Мягков).
Но чаще в кадре мелькал, конечно, условный дом Нади.
- Так получилось, что я переехала в этот дом как раз в 1976 году, когда вышел фильм, - рассказывает москвичка Наталия Ясногородская, вот уже полвека живущая в 16-этажке на Вернадского, 113. - До этого наша семья жила в соседнем доме, а потом мы разменялись. Но еще живя на старом адресе, я видела как снимались две сцены «Иронии судьбы». Одна - Юрий Яковлев подъезжает к дому невесты на своих «Жигулях», вальяжно поднимается по ступенькам к подъезду, оглядывается и берется за ручку двери (это первое появление Ипполита, - Авт.).
Кстати, по воспоминаниям старожилов, посмотреть на артиста Яковлева, которого все уже знали по фильмам «Гусарская баллада» и «Иван Васильевич меняет профессию», сбежался весь район. Новости о киношниках с камерой облетели окрестные дворы за считанные минуты.
- Потом была сцена, - продолжает Наталия, - где Барбара Брыльска ловит такси (Надя едет на Московский вокзал, чтобы купить Лукашину билет на поезд до Москвы, - Авт.). Она вскидывает руку и кричит: «Такси!». Эту сцену переснимали несколько раз, режиссеру что-то не нравилось.
- У вашего дома в фильме огромные сугробы. Зима была снежной?
- Снимали действительно зимой, но снега как раз-таки не было. В тот год наоборот случилась какая-то бесснежная зима. Поэтому вместо снега использовали нарезанные бумажки. На газонах поставили большие ветродуи, на них рабочие накидывали бумажки и имитировали метель.
ТАБЛИЧКА С ПОРТФЕЛЕМ
- Что еще запомнилось из съемочного периода?
- На угол нашего дома прилепили номер «25», а на булочную, которая была с торца, - вывеску «Овощи-фрукты». Мы смеялись. Еще, кстати, местные жители иногда обсуждают, что из квартиры Жени Лукашина в фильме видно храм. (Церковь архистратига Михаила во всей красе предстает перед зрителями в начале фильма, когда герой Александра Ширвиндта подходит к дому своего друга Лукашина, чтобы позвать его в баню, - Авт.). На самом деле это исключено, ведь в торце дома находятся четырехкомнатные квартиры и на храм у них выходят окна ванных, а не комнат. Ну и у Лукашина ведь, скорее всего, была двушка…
- В интернетах пишут, что дом выбрали для съемок из-за удобных для киношников планировок подъездов.
- Нет, наш дом снимали только снаружи. Лифты и лестницы точно не наши. А саму квартиру, как известно, снимали в павильонах Мосфильма.
- И вот, фильм вышел. Жильцам дома его успех доставлял какие-то неудобства?
- Нет, не доставлял. Я не помню ничего такого.
- Я много лет назад общался с человеком, который жил на настоящей 3-й улице Строителей, 25, 12. Он вспоминал, что им письма мешками приходили из разных уголков СССР. Писали Андрею Мягкову - многие были уверены, что в кино назвали настоящий адрес актера. А вам письма не писали?
- Нет, не писали. Но иногда подходили люди и спрашивали: «А «Иронию…» здесь снимали?» Я и сейчас иногда туристов вижу - их водят на экскурсии к дому, показывают нашу табличку. (Она очень заметная - в виде бронзового портфеля, в который вложен веник, - Авт.). На доме 125, кстати, такую же табличку, знаю, воровали. (Но вместо нее уже водрузили новую, - Авт.). А у нас - нет, как висела с самого начала, так и висит.
- Знаю, что в советское время это был не простой дом и жили в нем в-основном люди очень заслуженные.
- Наш ЖСК называется «Крылья», потому что в этом доме (он, кстати, 1970 года постройки, - Авт.) давали квартиры сотрудникам Летной академии и Академии наук. Так что здесь жили ученые, инженеры и так далее. Но творческие люди тоже были. У меня на этаже жил актер дубляжа Андрей Тарасов, у которого была небольшая роль в «Человеке с ружьем». Если в целом про дом говорить, из известных людей у нас жили Вадим Мулерман (популярный эстрадный певец 1960-х, исполнивший шлягеры «Трус не играет в хоккей» и «Хмурится не надо, Лада», - Авт.) и его супруга Вероника Круглова («Топ-топ, топает малыш», - Авт.). А в соседней девятиэтажке проживали дирижер Владимир Спиваков, кинорежиссер Сергей Соловьев («АССА», - Авт.) вместе с женой, актрисой Екатериной Васильевой («Чародеи», «Обыкновенное чудо», «Соломенная шляпка», - Авт.). И еще Станислав Любшин («Щит и меч», «Кин-дза-дза», «Застава Ильича», - Авт.) где-то рядом проживал - я его иногда встречала по пути к метро. Представляете, такой популярный актер, а вместе со всеми на метро ездил!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Комсомолка на MAXималках - читайте наши новости раньше других в канале @truekpru