Сколько мы знаем в мировой истории случаев, когда создание государства началось с бегства? Очень много! Особенно преуспел Минамото Ёсицунэ (который больше известен под именем Чингисхан). Вот так же было и с королевством Маджапахит, располагавшимся на территории современно провинции Восточная Ява.
В конце XIII века Раден Виджайя покидает Сингасари — государство, располагавшееся на территории современной Восточной Явы недалеко от Сурабайи, в районе нынешнего Малана. Старый порядок рухнул, власть была потеряна, и будущий основатель новой державы оказался в положении изгнанника, лишённого армии, дворца и гарантий выживания - братья постарались, как всегда.
В лесной чаще Раден Виджая пробует плод маджа — обычное местное растение, известное своей резкой горечью. Из этой горечи рождается название будущего государства — Маджапахит - «горький маджа». Фрукт стал идейным вдохновителем. На этом месте позже формируется столица королевства - Тровулан, или Вилватикта - в разных источниках разные названия: те, кто убежал вместе с Раденом, быстренько вырубили лишнюю часть леса и построили столицу будущего королевства.
Теперь немного про религию. В раннем Маджапахите тесно переплетаются индуизм и буддизм. Шиваизм, унаследованный от Сингасари, задаёт основу власти, но буддизм с ним равное положение Для яванского сознания это не компромисс, а естественное состояние: Шива и Будда воспринимаются как разные проявления одной истины. Король мыслится не только как правитель, но как фигура, удерживающая космическое равновесие.
В этом же мировоззрении особое место занимает представление о ценности человека. Когда столетия спустя европейцы придут в архипелаг в поисках золота, они будут искать его прежде всего как металл — то, что можно добыть и вывезти. Но местная культура уже давно знала другое золото. Слово emas - или mas - означает золото буквально, а обращение mas к мужчине делает его «золотым» в символическом смысле — ценным, достойным уважения. Здесь богатство измеряется не только ресурсами, но статусом, достоинством, местом человека в мире.
Конечно, золото в виде металла в Индонезии тоже есть, а в двадцатом веке нашли ещё и залежи урана, почему товарищ Шикльгрубер так стремился попасть в эту страну и организовать в ней пункт разработки ядрёной бомбы - в прямом смысле ковать, не отходя от кассы. Но это уже другая история.
В этой истории важно, что товарищ Раден Виджайя съел именно горький маджа, а, например, не кислый цитрусовый фрукт и не сладкий дуриан, а то было бы королевство Джерукасам или Дурианманис. А будь у него возможность зажарить на костре курочку, было бы вообще весело - Аямбакар. Возможно, в параллельных мирах так и произошло, но у нас - Маджапахит.