Мандарины, оливье и заливная рыба, любимые советские фильмы с самого утра и обращение президента – без всего этого Новый год не состоится. Но так было не всегда. «Комсомолка» вместе с историками выяснила, откуда к нам пришли традиции главного семейного праздника.
ПЕТР ЗАПРЕЩАЛ ПИТЬ В НОВЫЙ ГОД
Много веков на Руси отмечали новый год в марте. Потом новолетие – как тогда называли - перешло на сентябрь. Это было связано с аграрным циклом: собрали урожай, можно отпраздновать. Это был практически единственный день в году, когда простой народ мог увидеть царя вживую. Нынешнюю дату в 31 декабря ввел Петр Первый. Он хотел унифицировать календарь с Европой, чтобы не было путаницы при торговле, а еще его завораживали нули в цифре 1700 год. Поэтому вместе с переносом даты праздника царь заменил точку отсчета календаря от сотворения мира на рождество Христово.
- Есть очень подробный текст указа Петра о праздновании Нового года, - говорит методист по музейно-образовательной деятельности музея истории Петербурга Людмила Сычева. – Но чаще упоминают более короткую устную версию, в которой император приказал «…не дурить людям головы и считать повсеместно с 1-го января от Рождества Христова. В честь этого события друг друга поздравлять, желая всяческих благ, детей забавлять... А пьянства и мордобоя отнюдь не чинить, для того других дней в году довольно».
Петр требовал, чтобы народ украшал дома еловыми ветками и зажигал огни. Даже бедняки должны были жечь солому в бочках. Самый первый новый год в таком формате отметили выстрелами из пушек с территории Кремля (Петербурга тогда еще не существовало). Все, у кого было огнестрельное оружие, должны были подключиться и палить в воздух. И народ палил. Петр очень любил пиротехнику, поэтому вскоре начал устраивать фейерверки, даже сам выучился на пиротехника.
- Сложилась такая традиция: если в течение года произошло какое-то важное событие, то 1 января это отмечали фейерверком. Причем, были не только огни, а еще транспаранты с изображениями, чтобы люди понимали, чего празднуют. Случилась Полтава – вот и салют. А если ничего не случилось, то иногда и фейерверка не было. Хотя, после неудачного прутского похода фейерверк был посвящен благополучному возвращению царя, который едва не попал в плен, - говорит Людмила Сычева.
ЕЛКИ ПОКУПАЛИ В КОНДИТЕРСКИХ МАГАЗИНАХ
Как и многие начинания Петра, традиция отмечать Новый год после его смерти сошла на нет. Его дочь Елизавета исправно устраивала салюты, а вот Екатерина Великая к потешным огням была равнодушна и скоро про них забыли. С тех пор смену года в календаре как праздник не воспринимали, более важным считалось Рождество, которое стало главным зимним событием.
Традиция украшать елку приехала в Россию вместе с женой будущего Николая Первого. Прусская принцесса Александра Федоровна уговорила мужа устроить праздник в лютеранском стиле для детей. Первый раз в России елку нарядили в Аничковом дворце, где жила молодая семья. Причем каждому ребенку полагалась своя елка. Через несколько лет эта традиция перекочевала в дома вельмож, а еще через какое-то время и в дома простых горожан, а потом и пошла по стране. Очень часто богатые люди сначала поздравляли у елки своих детей, а потом приглашали детей прислуги, которые могли взять сладости с нижних веток. Так эта традиция пришла в бедные слои общества.
- Подарки под елкой тоже идут от царской семьи. В те годы детям дарили книги, игрушки, сладости, все было довольно стандартно, - говорит историк Людмила Сычева. – А вот царская семья могла позволить себе изощренные подарки. Например, под елочкой могли положить картину или поставить рядом рояль. А однажды дочь Николая Первого нашла под елкой жениха. Немецкого принца привязали бумажными цепями. Да, свадьба была обговорена заранее, но решили пошутить еще и таким образом.
Пытались креативить и вельможи. Очень популярными были елочные игрушки в виде флаконов. Мужчины могли взять склянку с дорогим коньяком, а дамы – с французскими духами. Кстати, первое время такие елки продавали в кондитерских, потому, что немецкая традиция требует, чтобы елочка была маленькая, настольная. Швейцарские кондитеры, работавшие в Петербурге, продавали готовые наборы: елка, свечи, конфеты. Но русская душа потребовала увеличить дерево до размеров комнаты, тогда зарабатывать начали крестьяне, которые к новому году везли в города свежесрубленные ели.
ЗАПРЕТИТЬ ЕЛКУ НЕ СМОГЛИ
Вскоре после революции Рождество и его символ в виде елки оказались под запретом. Но долго это не продлилось. Советская власть увидела, что бороться с традицией бесполезно. А если не можешь победить, то нужно возглавить.
- Люди продолжали наряжать елки, - говорит историк Людмила Сычева. – Но так как промышленных игрушек не было, появились самодельные. Вся семья клеила бумажные цепи и вырезала снежинки. Моя бабушка рассказывала, что часто можно было видеть зимой окна, завешанные одеялами, значит там стояла елка, и люди ее прятали. Поэтому в 30-е в центральной газете «Правда» появилась статья «Подарим детям веселую новогоднюю елку». Праздник решили трансформировать. Рождество не упоминалось, а главным стал Новый год. Тогда же вспомнили про Деда Мороза и Снегурочку. При этом сильно отошли от славянской мифологии, ведь там Мороз — это мужчина в расцвете сил, еще и женатый на Весне. Как раз от этого брака родилась дочка Снегурочка. Но в советской мифологии все упростили.
КОМПЕТЕНТНО
ЧЕМ ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ ЕЛКА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ СОВРЕМЕННОЙ
Старший научный сотрудник музея истории Санкт-Петербурга Татьяна Лешукова:
- В 19 веке елки украшали сладостями, яблочками, конфетами, ставили на ветки свечки, повязывали бантики. В советские годы – вифлеемская звезда трансформировалась в пятиконечную советскую. Изменилось и украшение елки. Самое каноническое мы видим в фильме «Ирония судьбы или с легким паром». Очень сильно изменились игрушки, с ветвей исчезают ангелы. Ели стали украшать фигурками рабочих, сказочных героев, позднее – космонавтов.
КСТАТИ
Традиционные для Нового года блюда появились только в советское время. В царские годы никаких аналогов оливье или шубы не было. Отмечали тем, что любили.
Например Петр Первый был фанатом фаст-фуда своего времени – корабельной еды: копченого или соленого. Это можно быстро поставить на стол и съесть. Царь обожал соленые лимоны. Но любил и полакомиться. Историки знают его обширную переписку, в которой он просит своих иностранных друзей ему анчоусы, манго в уксусе, ветчину, сливочное масло из Голландии и даже соевый соус.
Пиры – отдельная история. Там украшением стола были целые туши животных зажаренные на вертеле. А еще Петр любил опаивать своих гостей. Иногда этим занимались специально выделенные солдаты, которые силой заставляли вельмож пить хлебное вино.
ТОП-3 любимых блюд Петра Первого:
Соус - мясное рагу, которое долго тушилось на огне.
Паштет – высокий пирог с начинкой от ветчины, рыбы, рубленного мяса или целых тушек птиц.
Мазюня - лакомство из редиски. Ее нарезали, высушивали и толкли в ступе. Потом добавляли сладкую патоку и запекали в печи.
Комсомолка на MAXималках - читайте наши новости раньше других в канале @truekpru