Подарок из 1969-го
Дорогая Таня!
Сегодня, в канун Нового года, по телевизору снова показывали «Щелкунчика». Знакомая музыка унесла меня так далеко, будто перенесла на крыльях вьюги в наш далекий 1969-й год. Тогда тебе было всего два годика, а мне – целых пять. И этот год стал для нас особым – в нашем доме поселилось самое настоящее чудо: родители купили телевизор «Рекорд-6».
До его появления наш мир был уютным и маленьким: наша улица, родители, редкие гости, ребята во дворе. Но голубой экран распахнул для нас целую вселенную! Мы впервые увидели огромные сверкающие ёлки в Кремле, пестрые хороводы и, конечно, его – настоящего Деда Мороза с белой бородой. Мир стал вдруг таким огромным и праздничным!
В тот канун, 30 декабря, в доме царила предпраздничная суета. Тебя, мою сестренку, наряжала мама – ты всегда была у нас как фарфоровая куколка, в красивых платьицах. А наш старший брат Валера, серьезный уже, семнадцатилетний, взялся за меня. Он строго наставлял: «Завтра в яслях будет Дед Мороз. Если расскажешь стихотворение выразительно, он тебе обязательно подарит подарок». Мы репетировали до позднего вечера, а ты, сидя рядышком, лепетала свой, коротенький стишок, очень серьезно морща лобик.
Утром родители отвели меня в ясли. Все дети, нарядные зайчики и снежинки, прилипли к окнам. И вдруг... О чудо! Со звоном бубенцов из-за сугроба вылетела настоящая тройка лошадей! В расписных санях сидели Дедушка Мороз в огненно-красной шубе и Снегурочка в голубой, словно льдинка. Восторгу нашему не было предела! А когда они вошли в зал, пахнув морозом и сказкой, мы от неожиданности все разбежались и попрятались.
Но вот Дедушка громогласно спросил: «А где у меня здесь мальчик Веня?» Сердце мое застучало, как молоточки в оркестре. Воспитательница мягко подтолкнула меня вперед. Я вспомнил наказ брата, взял себя в руки и громко, с выражением, как учили, выдал свой стишок. Зал захлопал, а Дед Мороз поднял меня высоко-высоко, сказал: «Молодец!» – и вручил волшебный кулек. В нем таилось несметное богатство: душистые яблоки, плитки шоколада – одна большая, другая поменьше. Я был на седьмом небе!
Оказалось, что в углу зала стояли и наши мама с папой. Они забрали меня, укутали , посадили в санки, и всю дорогу домой я трещал, как сорока, о сказочном визите. Я очень спешил – ведь тебе, Танечка, нужно было все рассказать! «Я поделюсь с ней подарком, – пообещал я маме. – Дам ей маленькую шоколадку, а себе – большую». Мама улыбнулась: «А так ли это будет по-честному?» Мне стало немного совестно. «Хорошо, – поправился я. – Она же маленькая. Пусть ей достанется большая».
Дома мы остались вдвоем – родителям ненадолго пришлось отлучиться. Я разложил на столе сокровища из кулька, строя целые горы: «Это тебе, а это мне», – и с жаром описывал тебе Деда Мороза. Ты внимательно слушала, а потом сказала с легкой грустью: «Я тоже стишок знаю. Мне бы тоже Дед Мороз подарочек дал...»
И тут случилось невероятное. Прямо по нашей улице, звеня бубенцами, промчалась знакомая тройка! «Смотри, Таня, это же он!» – закричал я. Мы прилипли к стеклу. И – о чудо! – сани остановились у нашего дома! Из них вышли те самые Дед Мороз со Снегурочкой, а с ними – веселая компания с гармошкой, песнями и целой охапкой кулечков.
Мы с тобой вначале испугались и хотели спрятаться под стол. Но когда распахнулась дверь и в дом, пахнущий морозом и счастьем, вошли гости, страх растаял. Дедушка Мороз спросил: «Таня здесь живет?» А ты, моя храбрая сестренка, вышла вперед и звонко сказала: «Я Таня!» И рассказала свой стишок – старательно, по слогам, глядя прямо в добрые глаза сказки.
Что тут началось! Тебе вручили столько подарков, что еле-еле уместили в охапку. Под задорную гармонь мы пустились в пляс, забыв про всякий страх. Это было настоящее волшебство, живое, теплое и смеющееся.
В этот момент вернулись родители, и наш восторженный рассказ превратился в счастливую неразбериху. А потом мы все вместе подошли к окну и махали вслед удаляющейся тройке, увозившей нашу сказку к другим детям. За окном искрился снег, и в мире не было никого счастливее нас.
Вот такой праздник подарил нам тот далекий 1969-й год. Я сохранил его в своем сердце навсегда. И хотя тебе было всего два года, я знаю, что частичка этого чуда живет и в тебе.
С Новым годом, дорогая сестренка! С новым счастьем! Пусть волшебство того детского утра согревает тебя всегда.
Крепко обнимаю. Твой брат Веня.
P.S.
Таня, пока я писал это письмо, всплыли еще две важные детали, без которых картина того времени будет неполной.
Ты помнишь, как мы всей семьей садились за стол, и мама или папа читали нам вслух письма и открытки? Это были письма от нашего старшего брата Коли. Он как раз в том году ушел служить в армию. Его письма были для нас окном в огромный, взрослый мир. Мы ловили каждое слово о солдатской дружбе, о далеких городах, и в каждом конверте находилась частичка его заботы о нас, малышах. Чтение этих писем было особым ритуалом, который объединял нас с ним, несмотря на расстояние.
И еще одно открытие, которое мы с тобой сделали уже много лет спустя. Тот самый Дед Мороз, который так неожиданно ворвался к нам домой с тройкой и гармонью... Это был наш брат Валера! Да-да, тот самый, что так старательно учил со мной стихи. Родителям он и помог устроить для нас это настоящее чудо. Поэтому-то они и оставили нас одних, ненадолго «уйдя по делам» – чтобы мы ни в чем не заподозрили старшего брата и поверили в сказку полностью.
Так что выходит, волшебство того дня было двойным. Оно пришло не только из зимней сказки за окном, но и из большой, тихой любви нашей семьи. Из писем Коли, скучающего по дому. Из розыгрыша Валеры, который он затеял, чтобы увидеть блеск в наших глазах. Из мудрости родителей, которые всё это устроили.
Вот такая правда стоит за той сказкой. И от этого она становится для меня еще дороже.
Передавай всем нашим родным большой привет и эту историю. Пусть знают, из какого доброго, любящего и немного хитроумного детства мы родом.