Найти в Дзене
Журнал «Родина»

1 января 1976 года советские зрители впервые увидели телевизионный фильм "Ирония судьбы, или с легким паром!"

Наверняка, многие читатели "Родины" знают этот фильм, что называется, наизусть. Уже много десятилетий каждую новогоднюю ночь он смотрится на одном дыхании. А вот создавался этот культовый киношедевр вовсе не так легко... Кадры из фильма "Ирония судьбы, или С легким паром!" (СМОТРЕТЬ ФОТО) Началось с того, что Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский, зарекомендовавшие себя как успешный творческий дуэт, решили переработать свою пьесу "С легким паром! или Однажды в новогоднюю ночь...". Рязанов горел желанием поставить двухсерийный фильм для кинотеатров, но "как только я заикнулся об этом (на киностудии "Мосфильм". - Авт.), меня просто никто не стал слушать. Две серии в кино в те годы разрешали, лишь когда постановщик хотел отразить какую-нибудь крупную, глобальную проблему. Делать же двухсерийный фильм о любовных похождениях загулявшего доктора - да кому это надо?"1. Тогда режиссер пошел на переговоры с телевидением. Там согласились получить фильм от студии. И только после этого "Мосфильм" вклю
Оглавление

Наверняка, многие читатели "Родины" знают этот фильм, что называется, наизусть. Уже много десятилетий каждую новогоднюю ночь он смотрится на одном дыхании. А вот создавался этот культовый киношедевр вовсе не так легко...

Кадры из фильма "Ирония судьбы, или С легким паром!" (СМОТРЕТЬ ФОТО)

   Мосфильм / rutube.ru
Мосфильм / rutube.ru

"Попал в жилу!"

Началось с того, что Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский, зарекомендовавшие себя как успешный творческий дуэт, решили переработать свою пьесу "С легким паром! или Однажды в новогоднюю ночь...". Рязанов горел желанием поставить двухсерийный фильм для кинотеатров, но "как только я заикнулся об этом (на киностудии "Мосфильм". - Авт.), меня просто никто не стал слушать. Две серии в кино в те годы разрешали, лишь когда постановщик хотел отразить какую-нибудь крупную, глобальную проблему. Делать же двухсерийный фильм о любовных похождениях загулявшего доктора - да кому это надо?"1.

Тогда режиссер пошел на переговоры с телевидением. Там согласились получить фильм от студии. И только после этого "Мосфильм" включил ленту в свой план производства.

   Афиша фильма. 1976 / Фото: Аукционный дом "Литфонд"
Афиша фильма. 1976 / Фото: Аукционный дом "Литфонд"

Пьеса по жанру была исключительно комедийная. Режиссер-постановщик, однако, видел в будущей телеистории не только смех, но и грусть, он считал необходимым дать возможность зрителю поразмышлять о жизни. Рязанов настолько переработал пьесу, что на студии решили считать полученный сценарий "Иронии" оригинальным произведением - со всеми вытекающими из этого авторскими гонорарами. Более того, он так "попал в жилу" (литературный уровень сценария наложился на дефицитность комедийного жанра), что было решено заплатить авторам повышенный гонорар.

Читайте "Родину" в Telegram - подписаться

Тут уж сам бог велел сотворить шедевр...

Без Гурченко и Миронова

Осенью 1974 года сценарий утвердили. И Эльдар Рязанов, как положено, начал пробы артистов. В своих мемуарах он упоминает бесчисленное множество проб на роль Нади, не называя при этом имен и фамилий. Но Людмила Гурченко, триумф которой пришелся на первую полнометражную картину Рязанова "Карнавальная ночь", в своих воспоминаниях не постеснялась признаться: она проходила кинопробу на роль Наденьки. Более того, в одной из телевизионных передач, где шел диалог Рязанова и Гурченко, актриса в весьма ироничной форме заметила режиссеру: мол, ты мог меня утвердить, и я бы тебе все сыграла и спела на высшем уровне. Но ты решил поставить в кадр одну актрису, озвучить ее другой, а дать спеть за нее - третьей...

Трудно спорить с талантливой актрисой, но режиссеру-постановщику виднее...

Вот и главную роль Жени Лукашина первоначально предполагалось отдать неподражаемому Андрею Миронову. Он тоже пробовался, но результат Рязанова не убедил: чересчур фактурен для простого и невзрачного на вид Лукашина.

   Режиссер Эльдар Рязанов с главными героями Надеждой (Барбара Брыльска) и Женей (Андрей Мягков) / Фото: РИА Новости / В. Алисов
Режиссер Эльдар Рязанов с главными героями Надеждой (Барбара Брыльска) и Женей (Андрей Мягков) / Фото: РИА Новости / В. Алисов

Правда, Рязанов все-таки "оставил" звездных артистов в фильме: когда в начале фильма расстроенный Ипполит включает телевизор, там показывают "Соломенную шляпку" с Гурченко и Мироновым в кадре...

Ленинградская деликатность Брыльски

После долгих метаний выбор Рязанова пал на польскую актрису Барбару Брыльску. Он запомнил ее по фильму "Анатомия любви". Позвонил в Варшаву, выяснилось, что Брыльска с нетерпением ждет работы над каким-либо сценарием: "Уже на кинопробе Барбара продемонстрировала удивительную деликатность в интимных сценах; в ней угадывалась, как это ни странно, подлинно ленинградская интеллигентность, она подходила по возрасту - годы актрисы и героини совпадали"2.

"Двойную" роль в фильме сыграла Валентина Талызина: она озвучила главную героиню, поскольку у польской актрисы был сильный акцент, и сыграла одну из ее подруг в эпизодической роли. Правда, имени Талызиной, актрисы дубляжа, не было в титрах - как и восходящей звезды советской эстрады Аллы Пугачевой, спевшей за Надю.

Читайте также:

Что ел Женя, чему учила Надя и на чем ездил Ипполит. Тест "Родины" про "Иронию судьбы"

Ипполитом изначально должен был стать Олег Басилашвили. Его без всяких проблем утвердили на эту роль, но... у артиста перед съемками случилось несчастье: умер отец. Убитый горем артист объяснил ситуацию Рязанову, тот, конечно, вошел в его положение. Но, к счастью, на место Басилашвили быстро нашлась не менее достойная кандидатура - Юрий Яковлев, совсем недавно сыгравший в прогремевшей на всю страну кинокомедии "Иван Васильевич меняет профессию".

Содом на съемочной площадке

Когда в Ленинграде начались съемки, неожиданно подвела "зимняя натура". Снега в городе просто нет!3 Начальство разрешило группе все "ленинградское" доснять в Москве.

Кстати, изначальный замысел Рязанова не ограничивался двумя столицами. Режиссер хотел снять с вертолета разные города Советского Союза, и в начале картины диктор должен был при показе этих городов - Владивостока, Тбилиси, Минска, Мурманска, Одессы, Свердловска... - рассказывать о том, как типичные новостройки охватили такие разные уголки огромной страны. Но от вертолетных съемок отказались - слишком велик замах для камерного фильма. Ограничились мультипликацией для начальных титров.

   Раскадровка сценария, сделанная рукой Эльдара Рязанова / Фото: РГАЛИ
Раскадровка сценария, сделанная рукой Эльдара Рязанова / Фото: РГАЛИ

Впрочем, технических сложностей хватало и без этого. Рязанов впервые решил освоить новую технику съемок - трехкамерным методом по системе "Электроник-КАМ". Суть ее в том, что одна камера снимает общий план, две остальные - героев картины крупным планом. Это позволяло одновременно зафиксировать эмоции главных героев, чего вряд ли возможно достичь последовательной съемкой одной камерой. Но новый метод был крайне трудоемок.

Читайте также:

Как снимали наши любимые фильмы - подкаст "Родины"

"Нужно создать световую среду практически во всей декорации на все 360 градусов единовременно - ведь три камеры, как три шпиона, подглядывают буквально отовсюду. Это невероятно осложняет задачу оператора, - вспоминал Рязанов. - Труднее всего снимать крупные планы, где требуется чрезвычайная тщательность в обработке светом актерского лица".

Значительно прибавлялось проблем и у художника-декоратора. Работу при многокамерном методе Рязанов охарактеризовал в мемуарах словом "содом". Но не сдался!

В плену у пленки

30 июня худсовет творческого объединения "Телефильм", посмотрев готовую картину, дал ей высокую оценку. Но беда пришла, откуда не ждали. Творцам пришлось объясняться по поводу того, что вместо положенных по плану 4100 метров кинопленки потратили 5252! Идти против утвержденного плана, тем более с таким фантастическим превышением метража (ведь разрешалось снять односерийный фильм!), не позволялось никому. Пришлось отбиваться филигранными объяснительными записками: "Съемочная группа в период подготовки съемок пыталась вести тщательную работу в направлении сокращения метража, но каждый раз сталкивалась с невозможностью формального вторжения в структуру драматургии".

   Пауза на съемочной площадке. Андрей Мягков о чем-то задумался... / Фото: РГАЛИ
Пауза на съемочной площадке. Андрей Мягков о чем-то задумался... / Фото: РГАЛИ

После просмотра на "Мосфильме" коллеги по цеху поддержали Рязанова. Пришлось пойти навстречу и представителям Гостелерадио, согласившимся на двухсерийную версию. Однако телередакторы отыгрались при монтаже. Увидев в истории Жени и Нади нечто нетипичное для советских людей, они попросили авторов вставить титр в самом начале фильма: "Совершенно нетипичная история, которая могла произойти только и исключительно в новогоднюю ночь". Настоятельно рекомендовали смягчить и "пьяную" интонацию Жени Лукашина, перебравшего со спиртным в бане.

Зато некоторые фразы из фильма, давно ушедшие в народ, в режиссерском сценарии звучали совершенно иначе. Их сами создатели переиначивали на ходу. Например, почти легендарная фраза опьяневшего Ипполита про заливную рыбу поначалу выглядела так: "Какой невкусный паштет! Какая гадость..."4.

Ирония режиссерской судьбы

Говорят, от излишне жесткого редактирования картину спасла "протекция" генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева, которому ее однажды показали. Причем, спустя несколько лет Леонид Ильич, выступая с докладом на XXVI съезде КПСС, к месту упомянул картину Рязанова, рассуждая о недостатках советского градостроительства: оно "нуждается в большей художественной выразительности и разнообразии, чтобы не получалось, как в истории с героем фильма, который, попав по иронии судьбы в другой город, не сумел там отличить ни дом, ни квартиру от своей собственной"5. Зал разразился аплодисментами!

Читайте также:

Фильм "Морозко" стал символом новогоднего настроения для миллионов зрителей

В первый день Нового 1976 года зрители увидели долгожданный фильм. И только Эльдару Рязанову теленачальники подпортили настроение, выдернув из-за новогоднего стола. Режиссеру пришлось утром 1 января приехать на телевидение для перезаписи своего вступительного слова к зрителю. Его просили представить картину как новогоднюю сказку, а не "рождественскую", потому что в Советском Союзе религиозных праздников нет...

  • 1. Рязанов Э. Неподведённые итоги. М., 1995. С. 208.
  • 2. Там же. С. 211.
  • 3. Архив киноконцерна "Мосфильм". Ф. 2453. Оп. 10. Д. 1419. Л. 22.
  • 4. Там же. Д. 1418. Л. 121. РГАЛИ.
  • 5. XXVI съезд Коммунистической партии Советского Союза. Стенографический отчёт. Т. 1. М., 1981. С. 81. РГАЛИ

Автор: Илья Стрекалов