Найти в Дзене
Ваши Новости

ФЛОРИДА ПОШЛА НЕ ПО ПЛАНУ, ИЛИ ЗЕЛЕНСКИЙ КАК ЗАЛОЖНИК ЕВРОПЫ?

На что, собственно, рассчитывал Зеленский, отправляясь во Флориду на встречу с Трампом? Надо полагать, он-то знал, что инсайд Axios («по словам высокопоставленного американского чиновника, россияне – которые ранее выступали против прекращения огня до окончательного соглашения – согласились, что перемирие необходимо для проведения такого референдума. Однако, хотя Украина хочет 60-дневного перемирия, Россия может настаивать на более коротком сроке, добавил чиновник») реальности не соответствует даже близко (позиция Кремля по данному вопросу остается неизменной и вряд ли изменится: как отметил помощник президента РФ Юрий Ушаков по результатам телефонного разговора Путина с Трампом, «президенты России и США придерживаются в целом аналогичных взглядов на то, что предлагаемый украинцами и европейцами вариант временного прекращения огня под предлогом подготовки к референдуму или под другими предлогами ведет лишь к затягиванию конфликта и чреват возобновлением боевых действий»). Можно, конечно

На что, собственно, рассчитывал Зеленский, отправляясь во Флориду на встречу с Трампом? Надо полагать, он-то знал, что инсайд Axios («по словам высокопоставленного американского чиновника, россияне – которые ранее выступали против прекращения огня до окончательного соглашения – согласились, что перемирие необходимо для проведения такого референдума. Однако, хотя Украина хочет 60-дневного перемирия, Россия может настаивать на более коротком сроке, добавил чиновник») реальности не соответствует даже близко (позиция Кремля по данному вопросу остается неизменной и вряд ли изменится: как отметил помощник президента РФ Юрий Ушаков по результатам телефонного разговора Путина с Трампом, «президенты России и США придерживаются в целом аналогичных взглядов на то, что предлагаемый украинцами и европейцами вариант временного прекращения огня под предлогом подготовки к референдуму или под другими предлогами ведет лишь к затягиванию конфликта и чреват возобновлением боевых действий»). Можно, конечно, допустить, что расчёт был, как пишет Financial Times, на то, что Трамп поддержит «план-20», а Путин, соответственно, отвергнет, после чего первый усилит давление на второго (о чём, по информации издания, Владимир Александрович заявил во время телефонного разговора с европейскими союзниками накануне встречи с хозяином Белого дома). Но насколько эти чаяния имели основания?

Судя по тому, что «план-20», который Зеленский позиционировал как уже согласованный с американцами, согласован с ними не был, получается, что Владимир Александрович вообще летел во Флориду, что называется, наудачу. И тут разночтений никаких быть не может: «Зеленский ничего не имеет, пока я это не одобрю», – заявил Трамп в интервью Politico незадолго до встречи с украинским коллегой. Как уточняет издание, глава США отнесся к «плану-20» без большого энтузиазма. К тому же было известно, что Трамп перед саммитом с Зеленским планирует пообщаться по телефону с Владимиром Владимировичем (а чем это может быть чревато нетрудно догадаться, проведя аналогию с последней встречей Трампа с Зеленским, перед которой он созвонился с российским президентом:Владимир Александрович улетел вообще ни с чем, хотя мчал ни много ни мало за «Томагавками», по крайней мере, очень надеялся на то, что Штаты их передадут, точнее, продадут Украине). В общем, уже сразу было понятно, что амбиции, кои на эту встречу были, не оправдаются (Financial Times со ссылкой на источник, знакомый с обсуждениями, сообщает, что некоторые советники Зеленского рекомендовали ему отказаться от встречи с Трампом, опасаясь провала). То есть серьёзных предпосылок для того, чтобы думать, что эта встреча пройдет для Зеленского позитивно, у последнего не было.

Тогда для чего она вообще была нужна? Чтобы ещё раз закрепить то, что покамест Украина не готова идти на те условия, которые выдвигает Россия? Но для этого совсем не надо было летать во Флориду. И ещё момент: не будем забывать, что Трамп по итогам женевских переговоров, когда украинская сторона как раз готовилась к саммиту на высшем уровне, заявил, что с «нетерпением» ждёт встречи с Зеленским и Путиным, «но только тогда, когда сделка по прекращению этой войны будет окончательной или на заключительной стадии». Да, легкомысленность американского президента в отношении своего слова хорошо известна (что, конечно, ему не в плюс: немногого стоит тот лидер, у кого семь пятниц на неделе, впрочем, хватит и двух, чтобы себя полностью дискредитировать), однако время своё Трамп, как всякий бизнесмен, ценит очень дорого. И поэтому вряд ли бы он согласился на эту встречу, если бы действительно не было оснований, что согласование мирного плана уже совсем-совсем на подходе.

Поэтому, думается, было бы вполне логично допустить, что такие основания были. Что означает одно: украинская сторона потенциально была готова к принятию условий Кремля (в крайнем случае – на некий компромисс, который теоретически мог бы устроить и другую сторону). Но что-то не срослось. И Зеленский вернулся к прежней, уже хорошо отработанной стратегии: без референдума ни шагу назад (позже в интервью Fox News он сказал: «Я думаю, что компромисс в том, что мы создадим свободную экономическую зону, которая у нас есть, и нам придётся отодвинуться на несколько километров назад. Это значит, что России приходится делать небольшие шаги назад на несколько километров… Эта свободная экономическая зона будет иметь конкретные правила. Что-то вроде такого референдума – это способ принять или не принять ее»). И вот тут, если предположить, что данное рассуждение бьётся с реальным положением дел, вопрос: почему это возвращение, в принципе, противное самой логике встречи, произошло? Может быть, дело не в том, что Владимир Александрович решил упереться, исходя из своих собственных или сугубо политических соображений, но в том, что был вынужден вернуться на прежние позиции?

Что значит вынужден? А то и значит, что выбора у него не было: не будем забывать, что буквально накануне встречи с Трампом активизировалось НАБУ, выдав подозрение сразу аж пяти нардепам, которым инкриминируется, согласно официальному сообщению, участие в функционировании «организованной преступной группы, которая действовала в Верховной Раде Украины и обеспечивала получение неправомерной выгоды народными депутатами за «нужное» голосование. Группа имела иерархическую структуру и четкое разделение ролей. В её состав входили действующие народные депутаты Украины и должностные лица аппарата Верховной Рады Украины. Деятельность группы координировал один из народных депутатов. Для организации голосований участники группы отправляли указания с номерами законопроектов в специально созданной группе мессенджера WhatsApp*». Имена, правда, не разглашаются, но по информации украинских СМИ, подозрения получили: близкий к другу Зеленского Сергею Шефиру, который, по слухам, стал смотрящим по коррупции вместо сбежавшего в Израиль Тимура Миндича, нардеп Юрий Кисель, а также нардепы Евгений Пивоваров, Михаил Лаба, Игорь Негулевский и Ольга Савченко. То есть Зеленскому был дан чёткий и недвусмысленный сигнал: если что – то пойдет раскрутка дела, и под каток попадёт не только Шефир, но и, возможно, сам Зеленский.

Таким образом, предположение, что работа по уже далёкому трамповскому «плану-28» и началась как раз с подачи самого Владимира Александровича, не лишено смысла. Но там пошёл накат на Ермака (как сигнал, что за этим может последовать атака на самого президента) и «план-28» трансформировался в «план-19», который, как прекрасно это понимали в Вашингтоне, российской стороной поддержан не будет. Но там, по-видимому, уже Трамп исполнился энтузиазмом, что Киев можно додавить и тем самым вписать в свой актив еще один решённый конфликт (и, понятно, приблизиться к своей стратегической задаче по расколу Евросоюза). И, вероятно, некий компромисс все же был найден, о чём свидетельствует слив французской Le Monde «расширенной» версия мирного плана Зеленского, в которой, в частности, говорилось, что «в случае принятия решения о создании такой (свободной экономической. – Прим. авт.) зоны потребуется специальное одобрение украинского парламента или проведение референдума». То есть по Донбассу было найдено решение, которое не подразумевает референдум. В пользу чего говорит то, что на пресс-конференции после встречи Трамп, когда зашла речь о территориях, заявил, что «парламент или референдум должен согласовать этот вопрос, но население явно за прекращение боев». И даже изъявил желание прилететь в Киев и выступить перед украинским парламентом, если это поспособствует принятию нужного решения. На что Зеленский отметил, что «референдум может быть одним из ключей для этого замка». То есть остался стоять на своём: буквально на нерешении вопроса.

В общем, не стоит списывать со счетов и такую конфигурацию, при которой сам Зеленский уже согласен на мирный план без референдума, но вот его европейские союзники, курирующие действия НАБУ и САП, выступают против такого исхода. В чём их выгода? Ну тут всё довольно очевидно: в поддерживании того нарратива, что как только Россия решит вопрос с Украиной, она пойдёт на Европу. То есть пока идёт военный конфликт на Украине, этот нарратив вполне жизнеспособен (и необходим для решения внутренних задач, в частности, по перестройке экономического сектора с нарративного на производственный, в том числе и военный, что связано с реформированием уже социального сектора, финансирование которого будет сильно урезано, а вот последнее нуждается в обосновании, чему и служит идея о скорой войне с РФ – как угроза и триггер). А поскольку он жизненно необходим Европе, то там изо всех сил стараются, чтобы этот конфликт продолжался как можно дольше. Даже деньги нашли, уже буквально выдавливая из себя последние соки (не просто же так зарились на замороженные российские активы). Только не останавливайтесь. И Зеленский не останавливается. Не потому что не хочет, но потому что не может (иначе НАБУ и САП получат отмашку, и в открытом доступе окажется такое, что волосы дыбом). Вот и стоит на теме референдума, который в принципе невозможен,несдвигаемым камнем. Видимо,надеясь на «план Б», когда РФ сама возьмёт под контроль Донбасс и уже не будет нерешаемых вопросов (это – теоретически, не исключено, что тогда переговорная позиция Кремля может измениться, о чём уже заявил Лавров после инцидента с атакой БПЛА на резиденцию Путина, что Украина отрицает, но что хорошо вписывается в вышеизложенный сценарий по непрекращению конфликта). Хотя, конечно, всё может быть и совсем не так, но чем дальше, тем эта версия становится всё более и более вероятной.

*Входит в корпорацию Meta, признанную экстремистской и запрещённую на территории РФ.


Автор: Алексей Мошков