Часть 45
Именно такими и описал Патриаршие пруды Михаил Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита». Кстати, жил писатель жил неподалёку, на Садовой улице.
Именно там, где он поместил свою «Нехорошую квартиру» и где сейчас находится его музей.
Кстати, квартира по адресу Садовая 302-бис и правда была неблагополучной: беспокойные соседи постоянно ссорились, кричали и доставляли Булгаковым массу неудобств. А ту самую Аннушку, что разлила масло, Булгаков списал со своей склочной соседки, даже не изменив имя.
Действие романа «Мастер и Маргарита» не случайно начинается на Патриарших. Ещё в те времена, когда здесь разводили коз, среди пастухов ходила легенда о чёрном козле, который порой появляется в стаде белых козочек... В общем, не просто так в первый раз Воланд появился именно здесь.
А вот трамвай на Патриаршах, в отличие от дьявола, не появлялся никогда – рельсы были проложены по Большой Садовой улице. Так что и трамвайная линия, и сам трамвай, погубивший Берлиоза – выдумка от начала и до конца. Ну… или это было очередное мистическое явление.
В наши дни, как и прежде, множество людей приезжают на Патриарши погулять, посидеть у воды и полюбоваться на лебедей, которые стали настоящей достопримечательностью района.
А еще здесь установлен памятник И.А. Крылову и персонажам его басен.
Почему именно здесь – понятия не имею. Крылов, вроде бы, в этом районе никогда не жил.
Вот и Тверская, которая до 1990 года называлась улицей Горького, причем это название было дано улице еще при жизни писателя.
Первые упоминания о Тверской улице датируются XII веком – здесь проходила Тверская дорога, ведущая от Кремля соответственно в Тверь.
А в XVIII веке она вела уже в новую российскую столицу,
поэтому именно здесь строились самые лучшие дома, магазины и гостиницы, и вообще жить на Тверской считалось очень престижно.
На пересечении Тверской улицы с Бульварным кольцом находится Пушкинская площадь,
на которой (что логично) стоит памятник Александру Сергеевичу Пушкину.
Чуть дальше, уже на Тверской площади, находится памятник основателю Москвы Юрию Долгорукому.
Тверская площадь несколько раз меняла не только свое название, но и находящиеся на ней памятники. До 1918 года она называлась Скобелевская с соответствующим монументом, но Михаил Дмитриевич при большевиках попал под раздачу в качестве «царского слуги» и памятник исчез в неизвестном направлении.
Потом площадь без особых фантазий назвали Советской и установили на ней памятник первой Советской Конституции. Учитывая, что за 70 лет Конституций у СССР было целых четыре штуки, это был реально памятник, а не монумент.
Ну а свой нынешний облик площадь обрела в 1954 году.
Напротив памятника находится мэрия Москвы, расположенная в особняке московского генерал-губернатора З.Г. Чернышёва (конец XVIII века).
Изначально здание было четырёхэтажным, но во время реконструкции Тверской улицы дом сначала передвинули, а потом еще и пристроили к нему два этажа. Сейчас между исторической частью и надстройкой находится большой карниз.
У входа в Камергерский переулок расположен памятник Станиславскому и Немровичу-Данченко.
Расположение памятника в начале этой пешеходной улицы не случайно – на ней находится МХАТ.
Оставив в стороне Кремль
и всё еще закрытый Александровский сад, мы свернули на Воздвиженку.
Здесь находится один из самых необычных домов Москвы – затейливый особняк московского купца Арсения Морозова, племянника известного Саввы Морозова, который современники единогласно окрестили «домом дурака» за нарочитую помпезность.
По легенде даже мать Арсения, увидев здание, проворчала: «Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь вся Москва узнает».
Но я об этом особняке уже подробно рассказывала и повторяться не буду.
Это усадьба Шаховского – Краузе – Осиповских конца XVIII века.
Построил ее князь А.Я. Шаховской, младший сын Я.П. Шаховского, обер-прокурора Святейшего Синода.
С середины XIX века она переходила из рук в руки, попутно перестраиваясь, пока в 1868 году ее не купил врач Д.Т. Осиповский. Через 10 лет ему было пожаловано дворянство, и с этого времени во фронтоне дома расположился герб Осиповских.
Вот и Новый Арбат
с его домами-книжками.
И снова эклектическая архитектура во всей ее красе.
Эта церковь, теряющаяся на фоне современной (ну, почти) городской застройки освящена в честь Симена Столпника.
В 60-е годы ее хотели снести как ветхую, но по легенде реставратор Антропов залез в ковш приехавшего громить ее экскаватора и сидел там, пока ему не показали приказ об Минкульта о постановке церкви на охрану. Верующим церковь вернули в 1991 году.
А мы возвращаемся в гостиницу,
чтобы подготовиться к вечернему посещению театра.