Николай Васильевич Гоголь - одна из самых загадочных и непростых фигур в русской литературе. Его произведения, наполненные мистицизмом и сатирой, оставили неизгладимый след в мировой культуре. Однако за этими яркими страницами скрывается сложная личность, полная противоречий и внутренних терзаний.
Современники описывали его как странного, нелюдимого, иногда даже - как полупомешанного. Да, у Гоголя, несомненно, были психические проблемы: сильные депрессии, фобии, тревожные расстройства. Его биографы и психиатры приписывали ему самые разные диагнозы: и шизофрению, и маниакально-депрессивный психоз, и психопатию, и неврозы.
Гипотеза о том, что Гоголь страдал синдромом Аспергера, была выдвинута в 2007 году экспертом по ретроспективной диагностике Майклом Фицджеральдом.
Из биографии писателя
Н.И. Гоголь родился 20 марта 1809 года в селе Сорочинцы Полтавской губернии в семье помещика. Николай был третьим ребенком, а всего в семье было 12 детей. Будущий писатель в детстве не обладал крепким здоровьем – был астеничным, невысокого роста, имел землистый цвет лица и впалую грудную клетку.
“Гоголя я знала мальчиком всегда серьезным и до того задумчивым, что это чрезвычайно беспокоило его мать” - писала знакомая семьи С.В.Скалон.
Уже в три года Николай писал мелом слова. Он самостоятельно выучил алфавит. В пять лет Гоголь начал сочинять и сам записывал свои произведения.
Однажды, когда Гоголю было 5 лет, его оставили одного дома. Николай внимательно слушал звук маятника, думая о том, как время уходит, о вечности. Его покой нарушила кошка, которая начала мяукать. Он испытал сильный приступ страха. Попытки себя успокоить не возымели успеха, он схватил кошку, вынес из дома и утопил в пруду. Потом мальчика начала мучить совесть, и он рассказал о постыдном поступке отцу, который его высек.
В 12 лет Гоголя отправили учиться в Нежинскую гимназию высших наук. Каким выглядел в школьные годы Гоголь? Учитель Кулжинский вспоминает:
“Как теперь вижу этого белокурого мальчика в сером суконном сюртучке, с длинными волосами, редко расчесанными, молчаливого, как будто затаившего что-то в своей душе, с ленивым взглядом, с довольно неуклюжею походкою, и никогда не знавшего латинского урока…”
Гоголь учился плохо, из всех предметов ему хорошо давалась только русская словесность. Сверстники считали его неадекватным. Гоголь шел наперекор всем стихиям. Заставить его сделать что-нибудь такое, что делали другие воспитанники, было никак нельзя. “Что я, попугай? – говорил он, – Я сам знаю, что мне нужно”.
“Благодаря его неряшливости мы все брезговали подавать ему руки при встрече в классах. Да и он сам, замечая это, не искал от нас доброго приветствия, стараясь всегда не замечать никого из нас. Он вечно оставался один… Вообще Гоголь служил нам в школе объектом забавы, острот и насмешек”, - писал поэт Любич-Романович.
Все это не повлияло на высокую самооценку будущего писателя, заложенную его любящими родителями. “Отвечать на оскорбленье? - писал Гоголь, - Да кто же может сказать, что я его принял? Я считаю себя выше всех всяких оскорблений, а потому и не принимаю его на себя”.
После гимназии Николай Васильевич отправился в столицу, где пытался реализовать себя в государственной службе, но безуспешно, зато начал писать. Публикация "Вечеров на хуторе близ Диканьки" принесла ему первую славу. Гоголь уникально сочетал реалистическое изображение действительности с фантастикой, гротеском и мистикой. Его произведения отличаются глубоким психологизмом и вниманием к деталям.
Гоголь никогда не был женат и, по мнению многих биографов, даже не имел романтических отношений. Писатель прожил всего 42 года. Обычно считается, что он умер от истощения, вызванного отказом от еды во время тяжелого приступа депрессии и духовного кризиса. Точные причины смерти остаются предметом споров.
Из воспоминаний современников
Гоголь был очень замкнутым человеком. С. Аксаков писал: “Даже с друзьями он не был полностью откровенен. Он не любил говорить о своём настроении, о жизненных обстоятельствах, о том, что пишет, о семейных делах. Это было связано не только с его природной замкнутостью, но и с тем, что у Гоголя было два состояния: творчество и отдых. Все знали его в последнем состоянии и замечали, что он мало участвовал в происходящем вокруг, мало думал о том, что ему говорят, и часто не думал о том, что говорит сам”.
В общении с незнакомыми или неприятными ему людьми эта замкнутость принимала оскорбительные формы. Знакомая писателя, Вера Александровна Нащокина, вспоминала: “Обычно разговорчивый, веселый и остроумный с нами, Гоголь сразу сжимался, уходил в тень, как только появлялся кто-то посторонний, и смотрел на него серьезным, недовольным взглядом или вовсе уходил в маленькую гостиную в нашем доме, которую особенно любил”.
Актер Толченов отмечал, что Гоголь не любил многолюдные собрания: “Войдя в комнату и увидя столько незнакомых лиц, он заметно сконфузился; когда же ему стали представлять всех присутствующих, то он совершенно растерялся, вертел в руках шляпу, комкал перчатки, неловко раскланивался и, нечаянно увидав меня - человека уже знакомого ему - быстро подошел ко мне и как-то нервически стал жать мне руку, отчего я в свою очередь сконфузился”, - “Гоголь говорил мало, вяло, нехотя и несколько оживился, когда представили ему Гончарова, Григоровича, Некрасова и Дружинина. Он говорил с каждым из них об их произведениях…”
Аутичные черты Гоголя:
● Коммуникативные трудности. Гоголь был нелюдим и неразговорчив, чем всегда разочаровывал почитателей своего таланта. Необщительность его натуры вызывала чувство неловкости и стеснения у собеседников. Круг общения Гоголя был ограничен немногими людьми, среди которых он преображался: становился самым очаровательным собеседником, острил, читал свои сочинения и не стеснялся.
● Необычные ритуалы. Например, Гоголь всегда ходил только по левой стороне тротуаров и дорог, когда остальные пешеходы ходили по правой. Без столкновений не обходилось.
Еще писатель любил во время работы грызть кусочек сахара, который носил всё время с собой в кармане. Слуга Гоголя также вспоминал, что во время творческих поисков писатель катал шарики из хлебного мякиша, что помогало ему сосредоточиться.
● Пониженная эмпатия и эмоциональность. Гоголь писал любимой матери: “я ничего в детстве сильно не чувствовал и смотрел на всё, как на вещи, созданные для того, чтобы угождать мне. Никого особенно не любил, исключая только вас, и только потому, что сама ваша натура вдохнула это чувство. На все я глядел бесстрастными глазами; храм я посещал только потому, что меня заставляли туда ходить или носили на руках. Но, стоя в этой толпе, я ничего не видел, кроме риз, попа и противных криков дьячков”.
● Страсть к коллекционированию (что часто встречается среди людей с РАС). Гоголь коллекционировал издания книг маленьких размеров. Несмотря на полное равнодушие к математике и даже нелюбовь к цифрам, писатель заказал себе математический справочник, ведь размер книжечки был всего 10 на 7 сантиметров.
● Отсутствие такта. “Гоголь всегда держал себя бесцеремонно у Хомяковых, - рассказывал издатель Петр Бартенев. - Он капризничал неимоверно, приказывая по нескольку раз то приносить, то уносить какой-нибудь стакан чая, который никак не могли ему налить по вкусу: чай оказывался то слишком горячим, то крепким, то чересчур разбавленным; то стакан был слишком полон, то, напротив, Гоголя сердило, что налито слишком мало. Одним словом, присутствующим становилось неловко; им только оставалось дивиться терпению хозяев и крайней неделикатности гостя”.
● Неуклюжесть и неопрятность. Вообще молодой Гоголь любил хорошо одеваться, но чаще всего костюмы его представляли собой странную и резкую смесь щегольства и неряшества: из-под парика выглядывали вата, из-за галстука торчали тесемки (Кулиш).
Как видим, все признаки синдрома Аспергера налицо. Тем не менее, гипотеза о аутичности Гоголя отнюдь не бесспорна. Дело в том, что писатель имел некоторые другие симптомы, не характерные для синдрома Аспергера. Например, в последние годы жизни у него случались звуковые галлюцинации. А это указывает скорее на шизофрению, чем на синдром Аспергера.
Но и утверждение о его шизофрении не является бесспорным, есть аргументы за и против. Вопрос о психиатрическом диагнозе Гоголя остаётся открытым.
В любом случае, изучение нейроотличий Гоголя может только усилить наше уважение к великому писателю, которому психические проблемы не помешали создать его гениальные произведения. Расстройство психики причиняло ему страдания, но в то же время делало его уникальной личностью и одарённым писателем, принося дар литературе и человечеству.
Источники:
В.Вересаев “Гоголь в жизни”.
А.Воронский “Гоголь”
Michael Fitzgerald “How Asperger talents changed the world”.