Найти в Дзене
Алина Науменко

Книжный 2025. От советского производственного романа до Юкио Мисима

Всем привет (хотелось бы знать, кому «всем», ну да ладно)!
Итак, год завершается. В том числе «книжный год».
Этот год у меня выдался как всегда разношерстным. На этот раз больше, чем обычно. Я прочла книгу про попаданку (Я. Прочитала. Книгу. Про. Попаданку) и даже осталась не совсем недовольна! Вернулась к своей любимой Джейн Остин – и сделала «визит вежливости» к Паоло Коэльо, который когда-то
Оглавление

Всем привет (хотелось бы знать, кому «всем», ну да ладно)!

Итак, год завершается. В том числе «книжный год».

Этот год у меня выдался как всегда разношерстным. На этот раз больше, чем обычно. Я прочла книгу про попаданку (Я. Прочитала. Книгу. Про. Попаданку) и даже осталась не совсем недовольна! Вернулась к своей любимой Джейн Остин – и сделала «визит вежливости» к Паоло Коэльо, который когда-то был для меня настоящим Пророком…Визит был, к счастью, коротким, а почему именно – скажу ниже.

Из-за недостатка времени большую часть прочитанного составляют рассказы. Но, как говорится, «лучше меньше, да лучше». И лучше двадцать страниц Валерия Брюсова или Александра Грина, чем сто страниц (половина из которых либо пустые, либо иллюстрации) от Паоло Коэльо.

Дафна дю Морье «Красавцы»

Наверное, с этого рассказа символичнее было бы начать наступающий год – ведь это рассказ о лошадях…

Впрочем, то, что это именно лошади, читателю будет сказано только в финале. Так что простите за спойлер…

Хотя, может, читая этот рассказ вы и сами поймете, что «красавцы» и «верещатники» это именно о табуне диких лошадей…

Немного повеяло мультфильмом «Спирит. Душа прерий».

Хотя это еще и рассказ об одиночестве маленького ребенка. Одиночество в собственной семье…

А.К. Мартынов «Ржаной хлеб»

Советский производственный роман…Да, пора ознакомиться и с этим жанром.

Сколько раз мне попадались эти старые потрепанные книжки. Чаще всего их приносили в библиотеку «в дар». Или оставляли на книгообмен. Романы о стройках, о лесопереработке, о заводах…Один раз мне попалась книга о сотруднике завода электродеталей.

И всегда было интересно – эту литературу читали…потому что больше читать было нечего, или книга про то, как люди с энтузиазмом соревнуются с соседним заводом за то, кто произведет больше чего-нибудь за смену, действительно вызывали интерес?

Так вышло, что в мой круг чтения они никогда не входили. Не потому что принципиально не хотела – я вообще стараюсь ознакомиться со всем, и всему дать шанс. Пусть это будет хотя бы беглое знакомство. Впрочем, возможно, я ошибаюсь, и вместо того, чтобы скакать «по верхам» лучше углубиться в несколько тем, чтобы разбираться в них лучше.

Но «беглое знакомство» с советским производственным романом состоялось. Не с классического «Цемента» Федора Гладкова или «Дорога на океан» Леонова. А с малоизвестной книги о жизни мордовского колхоза (потому и название «Ржаной хлеб»).

Честно скажу, книга мне показалась…не очень внятной. Проблема появилась – и тут же решается. Подруга героини замужем, но муж ей изменяет – в следующей главе она с ним разводится. И так все остальные конфликты.

Впрочем, интересно в этой книге, как сочетается в героях «старое» и «новое». Дореволюционное и советское. Главная героиня Таня Ландышева работает на комбайне. Она комсорг и не стесняется говорить речи на массовых мероприятиях. Но в личных отношениях – крайне застенчива. Также, как Ирэн Форсайт в «Саге о Форсайтах» всегда молчит, так она – краснеет и убегает.

И получилось так: виделись каждый день, а самое главное, даже вчера, даже нынче сказать ему, что ждать его будет, не успела, застеснялась

Приехала его проводить и стесняется родителей, стоит в толпе парней и девушек

В ответ на несправедливые обвинения вместо попыток себя защитить, разобраться Таня просто убегает.

Таня рывком поднялась, искоса взглянула на Радичеву и, не сказав ни слова, быстро пошла к комбайну. Даже газету на траве оставила. Не хотелось ей сейчас ни с кем разговаривать, никого видеть.

К. Гамсун «Голод»

О Гамсуне я уже писала отдельную статью. Я бы его назвала «производственным романом» писателя (да и любого «свободного художника»). Небольшой разовый гонорар – а потом недели без крошки хлеба.

Сразу вспомнилось, что все писатели были либо дворянами, и жили за счет своих деревень, либо где-то служили, либо все вместе. Булгаков и Чехов были врачами, Иннокентий Анненский преподавал древние языки и русскую словесность в гимназии Гуревича. Да и написал бы Кант свою «Критику чистого разума», если бы не был профессором университета?

Однако роман, несмотря на это, оставляет позитивное впечатление – в первую очередь благодаря дружелюбию и жизнелюбию главного героя. Да, временами он ведет себя странно, но, возможно, это следствие недоедания.

Джейн Остин «Мэнсфилд парк»

 Снова Джейн Остин.

Роман-воспитание.. или пародия на него?

История девочки, взятой в семью богатых родственников. Чуть не написала "сиротки", но ирония в том, что Фанни - не сирота. Просто ее мать, как Лидия Беннет, вышла замуж за бедного лейтенанта. И теперь у нее и ее девяти детей одна надежда - сестра, вышедшая замуж за богатого сэра Бертрама. И одно из проявлений помощи - взять дочь к себе в дом на воспитание.

Но, конечно, не совсем на воспитание - в качестве компаньонки.

Я уже говорила, что участь эта - может, хуже, чем Оливера Твиста или Гавроша из "Отверженных".

И, конечно, как полагается Джейн Остин, нас ждет Хэппи энд...

Конечно, такой, какой нужен каждому из героев.

Кстати, за ироничность и умные мысли здесь отвечает "отрицательный персонаж" Мэри Крофорд. Самая обаятельная из героинь.

В фильме Фанни сделали дерзкой феминисткой. Ведь современный зритель не полюбит скромную боязливую серую мышку.

Хотя мне кажется, не так уж плохо показать ее беззащитность перед миром. У нее не было никакой возможности стать уверенной в себе. А выживать как-то надо.

Лаура Эскивель «Шоколад на крутом кипятке»

 Хотите мексиканский сериал в книжной форме? А подробные рецепты мексиканской кухни?

Тогда прошу - Лаура Эскивель "Шоколад на крутом кипятке"!

История о страсти и семейных традициях. Конечно, в жанре магического реализма (интересно, в литературе Южной Америки есть другой?)

И, конечно, кандидат на звание " худшая мать" - матушка Елена. Та, чья огромная внутренняя сила пошла на разрушение жизни троих дочерей.

Любовная история перемежается с подробными описаниями блюд мексиканской кухни. Так что при желании можно использовать этот роман как книгу рецептов...

Коэльо А. «Лучник»

 Ближе к концу года сделала "визит вежливости" к человеку, который когда-то был для меня "царь и бог". Бразильский "пророк" Паоло Коэльо..

"Лучник" можно прочитать за десять минут. В бумажном виде большую часть занимают пустые страницы и иллюстрации.

А остальное - бесспорно мудрые мысли от автора "Алхимика", "Книги воина Света" и так далее.

Если честно, даже не знаю, что можно сказать об этой книге. Разве что иллюстрации Евы Эллер.. Они и вправду хороши..

Да, нет страшнее критика, чем разочаровавший фанат..

Но надо что-то делать с любителями расширять книгу за счет пустых страниц. Кроме..

Юкио Мисима «Богиня»

Юкио Мисима, конечно, исключение.

Японский писатель с очень странной судьбой. Революционер, воин.. И писатель.

Мое знакомство с ним началось с романа "Золотой храм". И он уже произвёл на меня сильное впечатление.

История о Красоте и ее разрушительной силе. Это не та красота, которая "спасет мир". Эта красота, которая разрушит все..

"Богиня" тоже о Красоте - только женской.

В чем разница? Красивое здание ничего не чувствует..

Сейко - торговец и в некотором смысле скульптор. Как Пигмалион он создает свою идеальную Галатею.

Только если Пигмалион создал статую и превратил в живую женщину, Сейко напротив - свою жену и дочь превращает в идеальных богинь. В том числе и подбирая им наряды под цвет облаков утром...

Разумеется, до их внутреннего мира ему дела нет. И хорошо - потому что когда он решает по той же системе взяться за внутренний мир дочери Асако..

Конечно, ничем хорошим такое отношение закончится не может.

Вот такие итоги книжного года.

Теперь буду ждать курантов и загадаю себе комментарии и лайки в книжном блоге..

С наступающим!