Найти в Дзене
Welcome-Belarus.RU

Интерес специальной группы к фортам Брестской крепости.

Чтобы разобраться, кто оказывал сопротивление в Брестской крепости в 1942 году нужно хорошо знать обстановку, которая складывалась в Брестском регионе. Под Брестским регионом принято в 1942 году принято понимать территории, ныне входящие в Брестский, Жабинковский, Кобринский, Малоритский и Каменецкий районы. На Брестчине первые партизанские группы были созданы еще в июне 1941 года Оккупационными властями вся данная территория была отнесена к рейхскомиссариату «Украина» с центром в городе Ровно. В то же время административные посты на оккупированной территории Брестского региона в основном занимали представители польской диаспоры. А украинцы служили в вспомогательной полиции в качестве младшего командного состава. Немцы доверяли в первые годы полякам, во первых из-за сильного антисемитизма, а во вторых польское меньшинство Советская власть за полтора года сумела достаточно сильно задеть, причем речь шла не только о военных, чиновниках и жандармах, но и о специалистах сельского хозяйств
Оглавление

Чтобы разобраться, кто оказывал сопротивление в Брестской крепости в 1942 году нужно хорошо знать обстановку, которая складывалась в Брестском регионе. Под Брестским регионом принято в 1942 году принято понимать территории, ныне входящие в Брестский, Жабинковский, Кобринский, Малоритский и Каменецкий районы.

На Брестчине первые партизанские группы были созданы еще в июне 1941 года

Агрессивная немецкая пропаганда

Оккупационными властями вся данная территория была отнесена к рейхскомиссариату «Украина» с центром в городе Ровно. В то же время административные посты на оккупированной территории Брестского региона в основном занимали представители польской диаспоры. А украинцы служили в вспомогательной полиции в качестве младшего командного состава. Немцы доверяли в первые годы полякам, во первых из-за сильного антисемитизма, а во вторых польское меньшинство Советская власть за полтора года сумела достаточно сильно задеть, причем речь шла не только о военных, чиновниках и жандармах, но и о специалистах сельского хозяйства и промышленности, о зажиточных хуторянах.

В июне 1941 года немцы выпустили из тюрем и отправили домой всех заключенных тюрем НКВД польской национальности, не делая различий между политическими и уголовными. Еще не смолкли бои в Брестской крепости, как офицеры 689-ой роты пропаганды вермахта создали специальную комиссию, расследовавшую якобы преступления большевиков, против польского населения и это с учетом того, что в оккупированном генерал-губернаторстве отношение немецких властей к полякам было крайне недружелюбное.

А в Бресте предполагаемых родственников застреленных поляков, привозили под охраной на автобусе через Северо-западные ворота крепости и везли к тюрьме. От поляков требовали опознать тело, дать показания и сфотографироваться. По свидетельству Владислава Выржемковского, в июне 1941 года работника коммунального хозяйства Бреста, опознанных родственников военнопленные перекладывали в свежие деревянные гробы и заколачивали крышки. Владислав обнаружил среди убитых своего брата, которого арестовали в мае 1941 года за связь с польским подпольем.

-2

Первые партизанские отряды создавались для особых целей.

Но было непонятно расстреляны заключенные или просто попали под огонь. Немцы не давали рассматривать внимательно трупы. Да и общая атмосфера с ужасающим запахом не давало возможности долго находиться рядом с трупами. Опознание проводилось в основном по одежде. Следует отметить, что у немцев имелся подробный список всех заключенных с домашними адресами. Немцы подробно записывали на кинопленку реакцию родных. Даже горюющим полякам было понятно, что привезли их не из гуманитарных соображений, а только в качестве пропаганды.

Но немецкий план не сработал. Местные поляки не стремились сотрудничать с немцами, всячески отклонялись от сотрудничества с организациями и отрядами украинских националистов. Это объяснимо, так как до сентября 1939 года украинские вооруженные отряды проводили политику жесткого террора против всех польских служащих.

-3

Под Брестом действовали вооруженные отряды различного подчинения

Неизвестная диверсионная группа

В Брестском регионе в июле 1941 года уже действовал отряд Сергея Шиканова, лейтенанта 125-го стрелкового полка, 6-ой стрелковой дивизии. Кроме этого, начиная с июля 1941, в регионе действует еще одна вооруженная группа в количестве 10-12 человек, вооруженная немецким автоматическим оружием. Возглавляет её Якуб Рамковский, до 22 июня 1941 года оперуполномоченный МГБ по Домачевскому району. Рамковский в июле выходит на связь с подпольной ячейкой, в которую входят бывшие члены КПЗБ (Коммунистическая партия Западной Белоруссии) и КСМЗБ (Коммунистический Союз Молодежи Западной Белоруссии).

Бывший командир истребительного отряда Андрей Пугач вспоминал, что группа Рамковского была очень необычной. Состояла она из неизвестных чекистов, хотя сам Рамковский, был местный. Их не интересовало ни оружие, ни продукты, ни расположение гарнизонов. Складывалось впечатления, что группа вообще бы не обращалась за помощью, чтобы сохранить какую-то тайну. Несмотря на малочисленность группы, у неё была портативная рация. Рамковский просил подпольщиков проверить окрестные деревни на предмет раненых командиров из состава 33-го инженерного полка и 74-го управления начальника работ.

-4

К разрушенной крепости было приковано внимание нескольких групп

Исчезновение саперов

Где лагерь группы Рамковского не знал никто. Встречи со связными они назначали в районах, примыкающих к фортам Брестской крепости. Кроме того группу интересовали военнослужащие польской армии, служившие в 9-ом саперном полку, который располагался в Брестской крепости, до сентября 1939 года. В этом полку служило много белорусов из окрестных районов. Когда подпольщики встречались в августе 1941 года на конспиративной квартире в деревне Волынка, они смогли раздобыть данные сразу на четырех военнослужащих 9-го саперного полка, живших в деревнях рядом с Брестом. Из командиров 33-го инженерного полка в деревне Ямно смогли отыскать старшину сверхсрочника, служившего в водолазной станции полка.

-5

Интерес специальной группы был к фортам Брестской крепости

Андрей Пугач в конце августа узнал, что все саперы, чьи данные передали Якубу Рамковскому, исчезли в один день и куда они делись, не знали ни родственники, ни сожительницы, ни деревенские полицаи. Задавать вопрос Якубу Рамковскому, для чего нужны его группе саперы Пугач не стал. Следующей задачей Рамковского было найти контакт с отрядом польских офицеров, командир которого был известен под псевдонимом «Юра». Данный отряд тоже появился в окрестностях Бреста в начале июля 1941 года и не был замечен в задержании и нападении на окруженцев. Встреча руководства двух отрядов назначили на последнюю субботу августа. Но об этом и о задачах специальной группы уже в продолжении.

Читайте также

Смотрите также

Мы в соцсетях