Найти в Дзене

Российское кино: итоги года, которые лучше забыть

Скажем прямо: если бы 2025 год был фильмом, его бы сняли на госсредства, показали три раза при пустом зале и забыли, как страшный сон. Российская киноиндустрия продолжает ставить антирекорды, но не в кассе, а в умении превращать бюджетные миллионы в пыль. Давайте разберем, какие "успехи" мы празднуем. Государственная лотерея: миллиарды в трубу Финансирование кино в России — это самый непредсказуемый триллер. Сюжет прост: государство щедро раздает деньги, а зритель голосует кошельком, точнее, его отсутствием. Возьмем хит сезона — фильм «Толерантность». При бюджете около 200 млн рублей (спасибо Минкульту) он собрал в прокате... готовьтесь... порядка 1335 долларов. В пересчете на зрителей — несколько сотен человек по всей стране. Сценарий, видимо, был настолько "актуальным", что люди предпочли бесплатные новости по ТВ. Но один провал — не тенденция. Тенденция — это когда провалов большинство. В 2024 году 42% отечественных фильмов получили господдержку, но окупились лишь 19% из них. Фильм
Кадр из фильма "Толерантность" (2025)
Кадр из фильма "Толерантность" (2025)

Скажем прямо: если бы 2025 год был фильмом, его бы сняли на госсредства, показали три раза при пустом зале и забыли, как страшный сон. Российская киноиндустрия продолжает ставить антирекорды, но не в кассе, а в умении превращать бюджетные миллионы в пыль. Давайте разберем, какие "успехи" мы празднуем.

Государственная лотерея: миллиарды в трубу

"В списках не значился"
"В списках не значился"

Финансирование кино в России — это самый непредсказуемый триллер. Сюжет прост: государство щедро раздает деньги, а зритель голосует кошельком, точнее, его отсутствием.

Возьмем хит сезона — фильм «Толерантность». При бюджете около 200 млн рублей (спасибо Минкульту) он собрал в прокате... готовьтесь... порядка 1335 долларов. В пересчете на зрителей — несколько сотен человек по всей стране. Сценарий, видимо, был настолько "актуальным", что люди предпочли бесплатные новости по ТВ.

Но один провал — не тенденция. Тенденция — это когда провалов большинство. В 2024 году 42% отечественных фильмов получили господдержку, но окупились лишь 19% из них. Фильм «Роднина» при бюджете в 825 млн (275 млн из Фонда кино) собрал 205. Военная драма «Свидетель» (бюджет 180 млн) — 14,3 млн. «В списках не значился» с Владимиром Машковым при бюджете в 1 млрд рублей (400 млн госсредств) отбил только 644 млн.

Кинокритик Давид Шнейдеров называет вещи своими именами: это "коррупционная история". Продюсеры зарабатывают не на прокате, а на самом факте производства фильма. Сняли — получили деньги — положили в карман. А будет ли кино смотреть хоть кто-то — вопрос десятый.

Пиратство: когда зритель голосует торрентом

-3

Пока одни осваивают бюджет, другие несут убытки из-за тотального пиратства. В первой половине 2025 года индустрия потеряла от него 1,6–1,7 млрд рублей. Количество пиратских ссылок за это время выросло на 30–35%.

Причины просты: уход международных стримингов, ограниченный доступ к зарубежным новинкам и высокий спрос. Зачем платить за билет или подписку на сомнительное "патриотическое" кино, если можно бесплатно скачать тот же «Джокер-2» или «Мегалополис»? Народ голосует торрентом, и его вердикт беспощаден.

Бюрократический абсурд: поддерживаем "хорошо забытое старое"

«Сто лет тому вперед»
«Сто лет тому вперед»

Фонд кино, кажется, живет в параллельной реальности. В 2024-2025 годах он щедро финансировал проекты, которые, мягко говоря, не дышат свежестью. В списке получателей поддержки — вторая часть «Чебурашки», фильм про группу «Руки вверх», «Буратино» и «Рождение империи».

Как метко заметил Шнейдеров, система поддерживает "хорошо забытое старое". Яркий пример — «Сто лет тому вперед». Картина получила 615 млн рублей господдержки при общем бюджете в 900 млн. Критик резюмирует: "Она опоздала лет на 15. Marvel уже давно создают подобное". Получается, мы не просто тратим деньги впустую, мы тратим их на вчерашний день.

Занавес: что в сухом остатке?

-5

Итоги года печальны. Государство продолжает закачивать миллиарды в нежизнеспособные проекты, руководствуясь не зрительским интересом, а сомнительными идеологическими установками и, как следствие, коррупционными схемами. Публика, не желающая быть заложником этой системы, массово уходит в пиратство. А талантливые авторы, чье кино могло бы говорить с миром на языке искусства, остаются за бортом, не получая прокатных удостоверений.

Получается порочный круг: чем больше государство пытается "поддерживать" кино, тем менее оно конкурентоспособно и интересно. Зрительское доверие испаряется, а вместе с ним — и смысл всей этой дорогостоящей игры в патриотическое кино.

Выход есть? Он очевиден: перестать раздавать "безвозвратные" деньги направо и налево, ввести жесткую финансовую ответственность за провалы и, наконец, начать слушать не чиновников, а зрителя. Но, судя по всему, до хэппи-энда в этой драме еще очень далеко.

Милости прошу спуститься в комментарии, дабы там продолжить обсуждение наболевшей темы!