…Несколько лет назад один знакомый нагадал: «До 48 лет тебя в жизни будет «тащить», причем с большой силой. А вот дальше тебе придется как-то самой!» Я немножко расстроилась: что это значит? Что везение уйдет?.. Жить станет труднее?
30 сентября 2025 года мне исполнилось 48 лет. И вот на днях я, кажется, поняла, что означало это гадание.
До недавнего времени очень «тащила» за собой тема хоккея с мячом. Скажу без преувеличения – во многом благодаря токсичности и агрессивности хоккейной публики мне все время хотелось доказывать, что я чего-то стою. Первый стресс я испытала, когда осенью 2005 года зеленая гостевая ни с того, ни с чего на меня ополчилась, и «великие» болельщики, «элита» стали писать гадости, а шпана помельче стала им поддакивать. Мне очень хотелось стать известной журналисткой, чтобы они поняли, как были неправы.
Когда в апреле 2006 года меня позвали в газету «Наша Сибскана», я решила, что это признание. Но зеленая так не считала. Вскоре появился еще один фронт, где надо было постоянно доказывать: это газета «Наша Сибскана». Мне поручали самые большие и сложные материалы про хоккей с мячом, но при этом никогда не одобряли, а, наоборот, ругали для моего же блага, чтобы я лучше работала. Если я робко спрашивала, хорошо ли получилось, Борис Фоминых посмеивался в усы:
- Звездить надо меньше, звезда ты наша!
Надо сказать, что на роль звезды я там вообще никак не тянула, скорее какой-то Золушки. Но появилась в моей жизни и фея: однажды мне предложили писать для газеты «Советский спорт». Для меня это был космос, а для редакции – очередной повод посмеяться над моей восторженностью. Упорный труд не прошел даром: у меня начались проблемы еще и дома. Чтобы доказать, что я молодец, я поочередно съездила на две Олимпиады, отработала на Кубке мира-2018 и женском чемпионате мира-2020 в Норвегии, сделала первый в истории документальный фильм о женской сборной России. Сама искала деньги, никаких командировок мне не оплачивали. Получила много премий и наград, стала постоянным автором федеральных изданий. И даже начала заниматься кино.
Казалось бы, при чем здесь хоккей с мячом?..
Поясняю.
Летом 2019 года после многочисленных разногласий с ФХМР я вдруг отчетливо увидела, что мы – какие-то… дети в песочнице! Ну да, я могу кликнуть взрослых, опубликовав какой-то материал – так было, когда «Российская газета» написала возмущенную статью про действия ФХМР, и федерация была вынуждена изменить регламент и принести извинения. Первый и единственный раз за всю историю, наверное.
Вот тогда и подумала: а дальше-то что? Ну, позовем мы на помощь еще раз, ну, возможно, помогут... Так и будем всю жизнь звать на помощь? Хоккейная общественность тоже видела выход из ситуации, ожидая взрослых «со стороны»: в то время много писали, что в хоккей с мячом должен прийти Фетисов или чтобы Путин обратил внимание.
- Но откуда-то же они берутся, эти взрослые? Их же не с Марса нам закидывают!.. Они же каким-то образом среди нас вырастают. Но как?! – волновалась я, обсуждая эту тему со знакомыми. Те не знали, что ответить, и, кажется, вообще не понимали, о чем я.
И тогда я решила: не знаю, откуда берутся взрослые, но то, что у них есть достижения, имя и влияние – это факт. Значит, надо постараться наработать себе достижения и имя. А дальше посмотрим.
Наверное, хоккей с мячом – это и есть та самая «волна», которая меня «тащила» до 48 лет. Все сильнее обозначались противоречия между сторонниками и противниками «расписной» системы игр. И мне казалось, что без меня там не обойтись.
Количество просмотров и репостов «протестных» материалов подтверждало нужность темы, а быть нужной людям – это всегда приятно. На этой «волне» я наработала определенное количество подписчиков в соцсетях, познакомилась с такими уважаемыми людьми, как Виктор Гусев и Вячеслав Фетисов (я имею в виду, что теперь не только я их знаю, но и они обо мне). Казалось, вот-вот должно что-то случиться, эта «волна» непременно куда-то вынесет…
Она и вынесла.
В декабре 2025 года пришли перемены в хоккее с мячом: ФХМР возглавил Олег Дерипаска, Евгений Иванушкин – на ведущих ролях. Вернулись опальные люди, которые не соглашались с прежней системой. Короче, говоря, «наши победили». Что мне теперь здесь делать?..
Многие пишут и говорят:
- Тебе-то сейчас прямая дорога в ФХМР!
Вот скажу честно: я бы с радостью, но жизненный опыт подсказывает, что в крупных компаниях всегда есть множество пиар-служб и разных специалистов, которые готовы занять место. Соревноваться с молодежью вряд ли получится.
Наверное, наступило то самое время, которое гадатель мне обозначил: «А дальше придется самой».
И, знаете… Это очень приятное чувство свободы. Больше не надо никого «спасать» – люди сами разберутся. Не надо ночами просматривать комментарии, оценивая: зашла статья? Не зашла?.. Не надо в тревоге обзванивать коллег из федеральных СМИ с просьбой непременно поддержать ситуацию – ничего этого больше не надо. Можно выдохнуть. Закончилась целая эпоха, которая, как ни крути, наполняла жизнь адреналином и определенными эмоциями. И не только мою. Это объединяло многих.
Да! Такие эмоции нужны на определенном этапе. А сейчас будем справляться без них. Вокруг столько важных и нужных направлений, от которых токсичные персонажи хоккея с мячом сильно отвлекали. Проблемы давали быстрый прилив сил, как сильнодействующий препарат, но потом это может обернуться упадком сил и даже депрессией.
А сейчас, надеемся, будут другие поводы, наполняющие жизнь энергией, более позитивные: интересные игры дома и на выезде, международные турниры, увлекательные материалы, которые мы сможем написать, а вы – прочесть.
А с прежней жизнь пришла пора попрощаться.
С Новым годом! С новой жизнью.