- Вряд ли можно поспорить с тем, что Дед Мороз — один из главных символов Нового года, наряду с елкой и мандаринами. Добрый волшебник ставит малышей на табуретку, слушает стихи и дарит подарки. Почти у всех детские утренники ассоциируются с тем, как вслед за дедушкой в красной шубе все хором говорили «раз, два, три, елочка, гори!» — и случалось маленькое чудо. А как все это выглядит с другой стороны бороды? «СГ» поинтересовалась у двух Дедов Морозов, как они готовятся к выступлениям и что им дает эта работа.
- Сохранять веру в чудеса
- Соответствовать образу
Вряд ли можно поспорить с тем, что Дед Мороз — один из главных символов Нового года, наряду с елкой и мандаринами. Добрый волшебник ставит малышей на табуретку, слушает стихи и дарит подарки. Почти у всех детские утренники ассоциируются с тем, как вслед за дедушкой в красной шубе все хором говорили «раз, два, три, елочка, гори!» — и случалось маленькое чудо. А как все это выглядит с другой стороны бороды? «СГ» поинтересовалась у двух Дедов Морозов, как они готовятся к выступлениям и что им дает эта работа.
Сохранять веру в чудеса
Артист театра драмы имени Горького Сергей Маркелов (на главном фото материала) в первый раз примерил шубу и бороду в далеком 2007 году, когда был студентом училища культуры.
— Мне предложили выступить для ребят в школе, по телефону объяснили маршрут. Все должно было уложиться в пять минут — выйти в конце мероприятия, поздравить детей и раздать подарки. Реквизит с костюмом обещали выдать. Вроде ничего сложного. Я согласился и поехал, но на месте организаторы мне объяснили, что вместо детей в школе будут солидные взрослые в ресторане за городом. Я был шокирован, но после нескольких минут жаркой дискуссии понял, что отступать некуда, — вспоминает Сергей. — В итоге вышло неплохо. В качестве изюминки программы Деда Мороза «заморозили»: я не мог говорить и танцевать. В финале меня «разморозили», я прочитал стих и сфотографировался с участниками. После этого к роли не возвращался несколько лет.
Подготовка к выступлению ничем не отличается от повседневной актерской работы: нужно понять характер, проработать образ. На исполнителе лежит большая ответственность, ведь от убедительности подачи зависит вера маленьких зрителей в чудеса. Уникальность этого амплуа в том, что оно позволяет на самом деле творить волшебство. Сергей считает, что Дедом Морозом нужно становиться, только если ты сам в него веришь:
— Маленькие дети верят и ждут, готовятся к встрече, загадывают желания и пишут письма. Глядя в глаза ребенка, нужно постараться сохранить это тепло, любовь и веру в чудо, чтобы и в следующем декабре он писал письма и ждал подарка под елкой.
Интересно наблюдать за тем, как взрослеют дети. Одна семья шесть лет подряд просила, чтобы к ним приходил именно Сергей. Когда их дочка была совсем маленькой, сидела на руках у мамы, пока Дед Мороз читал ей стихи. А через пару лет уже сама декламировала четверостишия сказочному волшебнику.
Разумеется, в такой работе не всегда все идет строго по плану, поэтому очень важно сохранять праздничный настрой, не терять оптимизма и быстро реагировать на ситуацию. Сергей рассказал, что как-то раз ребенок, которого он пришел поздравлять на дому, спрятался под кровать и отказался вылезать. А на одном утреннике, пока Дед Мороз у елки говорил свои слова, к нему вдруг подошла маленькая девочка и обняла. Такие моменты всегда наполняют сердце теплом.
Соответствовать образу
Чтобы стать Дедом Морозом, вовсе не обязательно быть профессиональным артистом. Олег Герасимов работает медбратом-массажистом, в свободное время занимается танцами, спортом и вокалом. О том, чтобы попробовать себя в роли новогоднего волшебника, задумался еще в 2016 году, будучи студентом, но получилось только в 2024-м, когда через цепочку знакомых на него вышла компания, организующая детские праздники.
Работа команды выстраивается следующим образом: несколько актеров за пару часов до начала мероприятия обсуждают план, собирают реквизит и выезжают. На месте им рассказывают про заказчиков, про особенности детских характеров, иногда подсказывают, на чем можно сделать акцент: играх, стишках, песнях.
— Разумеется, случаются неожиданности. Дети постарше часто говорят «дедушка не настоящий!», чтобы привлечь к себе внимание. Важно оставаться в образе, не поддаваться на такие манипуляции. Очень часто нас пытаются угостить алкоголем, и тут нужно грамотно отказаться. Обычно я говорю, что я от этого растаю, тогда и праздник в дом принести будет некому, и Снегурочка расстроится. Как правило, помогает, — улыбается Олег.
Случаются и технические заминки. Однажды перед выступлением куда-то делась шапка Деда Мороза, а без нее выйти, разумеется, нельзя. Вместе с коллегами — Снегурочкой и Снеговиком удалось придумать выход. Когда внучка вместе с детьми позвала дедушку, вышел Снеговик и сообщил, что сани волшебника застряли в сугробе. Пока Снегурочка развлекала ребят, шапка была найдена, после чего Дед Мороз, как в сказке, внезапно появился.
— Я всегда хотел связать жизнь со сферой культуры, но получать соответствующее образование не стал, реализую эту потребность через свои интересы. Эта работа позволяет мне нести радость детям, делиться с ними верой в сказку и чудо. Самая большая сложность — быть одновременно с каждым ребенком, потому что никто не должен чувствовать себя обделенным. Очень важен внешний вид: Дедушка Мороз — яркий персонаж, и нужно соответствовать образу, обладать достаточной харизмой. Тогда внимание детей обеспечено, — делится Олег.
Фотографии из личных архивов Сергея Маркелова и Олега Герасимова