Найти в Дзене
АиФ–Красноярск

Рыжие и коренастые. Огненные лошади Пржевальского вернулись на родину. Посмотрите на этих милых животных - символ 2026 года

Для заповедной системы России произошло историческое событие. В конце октября Хакасия пополнилась новыми жильцами, которых в стране — по пальцам пересчитать. В России этих редчайших животных порядка 120. И восемь теперь живут в республике. Речь идёт о занесённой в Красную книгу лошади Пржевальского, которая ещё совсем недавно была на грани полного исчезновения. Подробности — в материале корреспондента krsk.aif.ru. Лошадь Пржевальского не встретишь в дикой природе — только в зоопарках и в центре реинтродукции государственного природного заповедника «Оренбургский». Хакасские специалисты передают огромную благодарность оренбуржцам, которые потратили немало времени, изучая каждое животное по возрасту, полу, исследуя родословные и даже социальные связи для того, чтобы выбрать лошадок для переезда на новое место жительства. Десять лет назад в заповедник «Оренбургский» из Франции и Венгрии доставили первых животных. Они успешно освоились и принесли потомство. А несколько лет назад в России на
Оглавление
   Рыжие и коренастые.
Рыжие и коренастые.

Для заповедной системы России произошло историческое событие. В конце октября Хакасия пополнилась новыми жильцами, которых в стране — по пальцам пересчитать. В России этих редчайших животных порядка 120. И восемь теперь живут в республике.

Речь идёт о занесённой в Красную книгу лошади Пржевальского, которая ещё совсем недавно была на грани полного исчезновения.

Подробности — в материале корреспондента krsk.aif.ru.

Восьмёрка первых

Лошадь Пржевальского не встретишь в дикой природе — только в зоопарках и в центре реинтродукции государственного природного заповедника «Оренбургский». Хакасские специалисты передают огромную благодарность оренбуржцам, которые потратили немало времени, изучая каждое животное по возрасту, полу, исследуя родословные и даже социальные связи для того, чтобы выбрать лошадок для переезда на новое место жительства.

   Первые восемь лошадок привыкают к новому месту обитания. Фото: Заповедник Хакасский/ Ульяна Потылицына
Первые восемь лошадок привыкают к новому месту обитания. Фото: Заповедник Хакасский/ Ульяна Потылицына

Десять лет назад в заповедник «Оренбургский» из Франции и Венгрии доставили первых животных. Они успешно освоились и принесли потомство. А несколько лет назад в России начала действовать программа по восстановлению лошади Пржевальского. Узнав о ней, директор заповедника «Хакасский» Виктор Непомнящий загорелся идеей продолжить доброе дело коллег.

Он не скрывает своего особого отношения к Камызякской степи — величавой и живописной, с разнотравьем, солёным озером Улух-Коль и пресноводными ручьями. Здесь легко дышится, время притормаживает свой сумасшедший бег, а душа находит умиротворение. Чего не хватало в этом степном пейзаже, так это пасущихся лошадей. А ведь столетия назад они здесь явно обитали!

И Виктор Владимирович, горячий и норовистый, выступил с предложением организовать центр реинтродукции лошади Пржевальского на участке заповедника «Хакасский». Второй в России.

Пожалел ли он об этом решении? И да, и нет. Потому как нужно было провести огромную работу по научному обоснованию, созданию проекта, его защите, обучению сотрудников по уходу за лошадьми, которое длилось несколько месяцев, и прочее, прочее, прочее.

Затем строительные хлопоты, которые ещё не закончились. Требуется доделать визит-центр, эколого-просветительский комплекс, а также дополнительно приобрести новую технику.

В Камызякскую степь из Предуральской

Шесть лет коллектив заповедника «Хакасский» шёл к этой торжественной минуте — встрече лошадей, в крови которых однозначно есть хакасский ген.

   Заповедная Камызяксая степь приняла своих новых обитателей. Фото: Заповедник Хакасский/ Ларина Ларионова
Заповедная Камызяксая степь приняла своих новых обитателей. Фото: Заповедник Хакасский/ Ларина Ларионова

Полгода отобранных животных в оренбургском центре реинтродукции готовили к перелёту. Клетки делали по спецзаказу. Нежно, прямо-таки ювелирно, размещали в грузовой кабине самолёта и ставили рядом, чтобы каждый пржевалец чувствовал круп товарища.

Рейса Оренбург — Абакан в расписании полётов нет. Но он был в ту осеннюю ночь. Новые жильцы летели в Хакасию словно коронованные особы. Как грузили лошадей не дыша, так и выгружали, затаив дыхание. Поздней ночью по пустынной дороге аккуратно ехала кавалькада машин, сопровождавшая живой драгоценный груз.

И вот клетки поставлены на землю Камызякской степи. Открылись заслонки; перед лошадьми — ночной простор, и они рванули в него, чутко прислушиваясь к новым звукам и принюхиваясь к ещё незнакомым запахам.

И только Мэрилин, высокая, статная кобыла, задержалась в проёме клетки. Наклонив голову, она попробовала траву и только тогда сделала первый шаг.

Пресс-секретарь заповедника «Хакасский» Ульяна Потылицына не скрывает: для неё Мэрилин — эталон красоты пржевальцев. Если бы не дикий и своенравный характер свободолюбивых животных, не позволяющий подпускать к себе людей даже на дальнем расстоянии, Ульяна рада была бы подружиться с Мэрилин.

   Ну разве не красавцы? Фото: Заповедник Хакасский/ Дмитрий Чулочников
Ну разве не красавцы? Фото: Заповедник Хакасский/ Дмитрий Чулочников

При переезде лошадей сопровождали директор «Заповедников Оренбуржья» Рафиля Бакирова и руководитель центра реинтродукции этой природоохранной организации Евгений Булгаков. Они лично убедились: пржевальцев передали в надёжные руки и Камызякская степь — место очень достойное. В общем, вот так и породнились Хакасия и Оренбуржье...

Директор заповедника «Хакасский» Виктор Непомнящий не скрывал переполнявших его эмоций. «Лошади будут год на карантине, — предупреждает он, пресекая желание поехать в Камызякскую степь и защищая от непрошеных гостей пока немногочисленный табун. — У них ещё стресс».

Но как-то не верится, что новые обитатели после месяца пребывания на новом месте находятся в состоянии переживаний. На аппетит не жалуются, подвижны, покрылись пушистым подшёрстком, оберегающим от морозов.

Кто в доме хозяин?

Пржевальцы отличаются от одомашненных лошадей не только количеством хромосом (у диких их 66, а у обыкновенных — 64), но и внешним видом.

   Они не такие, как домашние лошадки, но тем и интересны. Фото: Заповедник Хакасский/ Илья Бескорсый
Они не такие, как домашние лошадки, но тем и интересны. Фото: Заповедник Хакасский/ Илья Бескорсый

У коренастого крупноголового животного мощная шея, короткая грива (типа ёжика), небольшие уши и прямо-таки ослиный хвост. Песчано-рыжий окрас. Ноги чаще всего покрыты тёмными зеброобразными полосами.

Они всегда под присмотром видеокамер, и Виктор Владимирович нередко зависает у монитора, изучая характер каждого обитателя.

«Это необычные лошади. У них образовываются социальные группы. Жеребец создаёт свой гарем, и готов биться насмерть с соперником. Страсти кипят нешуточные», — рассказывает он.

Более опытный Йода быстро показал, кто в доме хозяин — молодой Шаман несколько раз получил удар копытами от возрастного жеребца. Но достойно ответить не успел: специалисты во избежание дальнейших выяснений отношений развели их по разным загонам.

«Между жеребцами началась борьба за лидерство. Разъединили их, чтобы избежать травм, конфликтных ситуаций, сохранить спокойствие, а также предотвратить стрессовые состояния у животных», — поясняют сотрудники центра реинтродукции.

В гареме Йода четыре кобылки. У молодого Шамана всего две, да и те, бывает, поглядывают в сторону сильного вожака. Весна покажет, кто как играет мышцами. А пока у представительниц прекрасного пола низкий гормональный фон. Природа позаботилась о сохранении потомства: зачинают во время пробуждения земли, чтобы за 11 месяцев выносить малыша, который появляется, когда наступает тепло.

Кстати, среди кобыл тоже особые отношения. Даже статус любимой жены не даёт привилегий перед более сильными — могут и покусать, если полезет в кормушку первой.

Наблюдение за пржевальцами ведётся круглосуточно. Это куда Алана взор направила? Почему Бария тревожно уши прижала? Кому демонстрирует выпад задними копытами Елва? Несмотря на то, что лошади похожи, даже с первого взгляда видно, что они разные.

«Сегодня у них период спокойствия, а у нас — наблюдения. Для формирования полноценной популяции потребуются ещё два-три завоза лошадей, нужно нарастить количество хотя бы до 30, — продолжает директор заповедника "Хакасский". — Работаем с международными департаментами Монголии и Китая по данному вопросу, но это очень непростая история, которая решается на уровне глав государств».

   Десятилетия нужны, чтобы лошади Пржевальского стали спокойно обитать в Хакасии. Фото: Заповедник Хакасский/ Илья Бескорсый
Десятилетия нужны, чтобы лошади Пржевальского стали спокойно обитать в Хакасии. Фото: Заповедник Хакасский/ Илья Бескорсый

Программа долгая. Чтобы получить какой-то результат, нужно лет пять-шесть. А для того, чтобы вернуть лошадей Пржевальского в естественные места обитания, потребуются десятилетия.

В общем, всё впереди. И открытия, и рождение жеребят... И табуны в Камызякской степи диких почти исчезнувших животных, чей вид возрождают всем миром.

Их из-за внешнего вида можно по праву назвать огненными лошадями, то есть символом 2026 года по восточному календарю.