Найти в Дзене
Сергей

Запретить всё ради рождаемости

Часто можно встретить позицию, что для подъёма рождаемости нужно всё запретить. Но есть страны, которые уже пошли этим путём. Давайте просто взглянем на их результаты. Южная Корея - показательный пример. В стране очень много запретов и жёсткие социальные нормы. Там один из самых низких в мире показателей внебрачных рождений - около 2,5%. Почти все следуют правилу: сначала брак, потом дети. Схожая картина и в Иране. И это разительно контрастирует с Исландией, где брак давно не считается обязательным для семьи.
Но вот парадокс: при всей социальной дисциплине и почитании традиций демографические результаты Южной Кореи впечатляют лишь в негативном ключе - рождаемость там остаётся катастрофически низкой. Разумеется, я не призываю к тотальной легализации - у любых запретов могут быть свои, недемографические основания. Но если говорить сугубо о цели повысить рождаемость, то подобные ограничения себя не оправдывают. Более того, показателен пример Южной Кореи: небольшой рост рождаемости в 2023-

Часто можно встретить позицию, что для подъёма рождаемости нужно всё запретить. Но есть страны, которые уже пошли этим путём. Давайте просто взглянем на их результаты.

Южная Корея - показательный пример.

В стране очень много запретов и жёсткие социальные нормы. Там один из самых низких в мире показателей внебрачных рождений - около 2,5%. Почти все следуют правилу: сначала брак, потом дети. Схожая картина и в Иране. И это разительно контрастирует с Исландией, где брак давно не считается обязательным для семьи.
Но вот парадокс: при всей социальной дисциплине и почитании традиций демографические результаты Южной Кореи впечатляют лишь в негативном ключе - рождаемость там остаётся катастрофически низкой.

Разумеется, я не призываю к тотальной легализации - у любых запретов могут быть свои, недемографические основания. Но если говорить сугубо о цели повысить рождаемость, то подобные ограничения себя не оправдывают. Более того, показателен пример Южной Кореи: небольшой рост рождаемости в 2023-2025 годах подозрительно совпал по времени со смягчением законодательства об абортах.

Конечно, сторонники запретов найдут оправдания и скажут: запреты были половинчаты, наказания - смехотворны, нужен тотальный контроль и беспощадная кара, вплоть до кастрации. Вот он, рецепт демографического чуда.

Как мы обычно реагируем?

Представьте, что свойства атмосферы изменились и современные самолёты потеряли свою эффективность. Какой была бы естественная реакция?

Стали бы мы винить во всём сложную электронику и с ностальгией вспоминать эпоху, когда пилоты летали на глаз? Призывать отказаться от компьютеров, параллельно запрещая новые концепции и насильно возвращая в небо бипланы?

Такой путь выглядит абсурдным. Его можно ожидать разве что от самых отчаявшихся. Разумный же ответ прямо противоположен: нужно поощрять поиск принципиально новых конструкций, которые будут эффективны в изменившейся реальности.

За последнее столетие технологии радикально преобразили нашу жизнь и саму среду обитания. Более того, условия жизни в мегаполисе вроде Москвы и в маленькой деревне кардинально различаются. Навязывать им одинаковые социальные «правила полёта» - неразумно.

Подмена причины и следствия.

Логика «раз в крепких браках рождаемость выше - значит, надо всех в брак загнать» - это классическая подмена причины и следствия. Это как советовать бедняку купить Lamborghini, потому что у владельцев таких машин высокие доходы.

Сначала возникает устойчивое желание иметь детей и ресурсы для этого, а уже затем люди выбирают форму отношений. Часто это брак, потому что так принято. Но что, если, насильно подталкивая в брак самую потенциально плодовитую часть населения, мы достигаем обратного эффекта? Возможно, создавая искусственные барьеры и навязывая единственную модель, мы не укрепляем семью, а «стреляем своей же фертильности в ногу».

Что, если всё-таки заставить?

Даже если насильно заставить людей рожать и временно поднять показатели, это не решит проблему, а лишь переложит её на следующее поколение. Эти дети вырастут и столкнутся с теми же проблемами, которые сдерживают рождаемость сегодня.

Если определённые нормы массово не принимаются добровольно, значит, они не работают или просто чужды большинству.

Да и сами традиции могут перевернуть на 180 градусов в зависимости от конъюнктуры.

К примеру, есть официальный тезис о том, что ислам - это традиционная религия России. Под эту риторику можно подвести любую практику, исторически существовавшую в мусульманских странах. И тогда окажется, что и браки с 9-летними - это не преступление, а просто «часть нашего культурного кода», которую нужно уважать.

Так что же делать?

Волшебного закона, который сделает всех примерными семьянинами с пятью детьми, не существует. Есть только долгий эволюционный путь адаптации к новым условиям.

Решение - не в ужесточении контроля, а в расширении возможностей. Возможность не иметь детей (это естественный отбор идей и ценностей), возможность искать и строить те формы отношений, которые будут приемлемы для обоих сторон в современных реалиях.

Хорошая новость в том, что у нас есть все шансы пройти этот путь адаптации одними из первых - ведь мы вступили в новую реальность в числе первых.