Не буду лукавить - мне повезло. Впервые занимаясь архивным поиском, я смогла найти более 50 родственников по линии своего деда. Времени у меня это заняло немало - примерно месяц почти ежедневно я выделяла несколько часов на пролистывание бесконечного количества листов документов. Но обычно на такой поиск тратится намного больше ресурсов, поэтому можно сказать, что мне повезло вдвойне.
Начну с начала. Мой дед по линии матери, Наумов Юрий Сергеевич, был начальником отдела сельского хозяйства Пензенского областного комитета КПСС. В этой должности и в возрасте 58 лет он погиб в 1972 году, облетая с коллегами на вертолёте территорию Лунинского района, охваченного лесными пожарами.
Работе в Пензенском обкоме предшествовало многое. Окончание Тотемской школы-семилетки имени А.В. Луначарского (город Тотьма - это в Вологодской области), получение диплома зоотехника Казанского зооветеринарного института (республика Татарстан), работа по специальности в земельном управлении Красноярского края, служба в рядах РККА в Биробиджане.
И конечно, Великая Отечественная война - дед Юрий прошел ее всю до самого Берлина, артиллеристом, командиром батареи в звании Гвардии майора, и служил еще потом в Советской военной администрации Германии земли Бранденбург, в Потсдаме, где и родилась моя мама.
Дедовских документов в семье сохранилось немало - пожелтевшие и хрупкие странички дипломов, удостоверений, справок, автобиографий, характеристик, поздравительные открытки, приглашения, орденские книжки. А вот свидетельства о рождении не нашлось. Зато нашлись два противоречащих друг другу документа - выписка из метрических книг с. Можайское Тульского округа, выданная в 1929 году начальником милиции Тульского района Суровым, где годом рождения моего деда значится 1916-й. И заверенная в 1935 году Ишимской нотариальной конторой Челябинской области копия этой справки, где указан уже 1914-й год рождения.
Это было, пожалуй, первой семейной загадкой. Деда Юрия я никогда не видела, а из рассказов мамы припоминаю, что он "подрисовал" себе пару лет паспортного возраста, чтобы уйти на войну. Оказалось, что действительно "подрисовал", но не для военкомата, а для поступления в вуз.
Итак, моей задачей стало узнать, в каком году на самом деле родился дед Юрий. Села Можайского под Тулой нынче нет, упоминание о нем находится лишь в справочнике "Тульская Губерния. Списки населенных мест по сведениям 1859 года". И это даже не село, а погост из трех дворов, в котором жили только церковнослужители с семьями. После 1917 г., когда церковь была разрушена, а священники выселены, населённый пункт перестал существовать. Сейчас от него осталось лишь древнее кладбище, зажатое между тульскими СНТ в районе сел Харино, Струково и Дементеево, недалеко от дорожной развязки на трассу М2 "Крым".
Но церковь в Можайском была, Николаевская. И метрические книги сохранились и были оцифрованы Тульским архивом. Так я очень легко и быстро нашла в 1916 году запись о рождении своего деда Юрия (крещенного как Георгий), мне было достаточно совпадения имен-отчеств его родителей, которые были известны. И хотя часть записи фамилии приходится на порванный фрагмент, сомнений быть не может - совпадает еще и приписанный номер документа, выданного тульской милицией - той самой справки от 1929 года, которая хранится у меня дома.
Итак, дед родился на самом деле в 1916 году, 24 января по старому стилю. А в паспорте его и в свидетельстве о смерти значится 12 января 1914 года (по новому стилю).
Дальше я решила поискать информацию о прадеде, Сергее Яковлевиче Наумове. Даты жизни чисто случайно нашлись на генеалогическом форуме. Один неравнодушный человек посетил в прошлом году кладбище в деревне Смолдеярово (это Лаишевский район Татарстана) и выложил в интернет информацию по своим предкам. Получается, что мой прадед оказался и его дальним родственником. Так я узнала, где и когда он был похоронен.
В записи о рождении моего деда Юрия прадед значится как крестьянин Алексинского уезда Стрелецкой волости деревни Иншиной Сергей Яковлев Наумов. И дальше я ищу деревню Иншину и церковь, к приходу которой относятся ее жители.
Деревень с таким названием в Алексинском уезде оказалось целых две, причем на картах разных лет в наименовании мог произвольно появиться и пропасть "мягкий знак" и поменяться окончание: Иньшино, Иншино, Иньшина, Иншина. Почти сразу становится понятно - наше Иньшино Стрелецкой волости было расположено по правую сторону Серпуховского тракта (из Серпухова в Алексин), в 1859 году насчитывало 25 дворов, в 1926 году - 35 дворов, и существует и поныне в составе Алексинского городского округа. Я посмотрела панорамы Яндекса, и сердце забилось как-то по-иному - красивейшие места на реке Оке, сосновый бор и наверняка упоительный воздух. Очень хочу там побывать.
Неподалеку, в селе Бунырево, обнаружилась Смоленская церковь, жители казенной деревни Иньшино относились к ее приходу. В сохранившейся и оцифрованной метрической книге за 1892 год я и нахожу запись о рождении своего прадеда. Дата рождения совпала, несомненно, это он. Родители прадеда - казенный крестьянин Яков Адрианов Наумов и законная жена его Василиса Косьмина.
Предположив, что Сергей мог быть у родителей первенцем, в церковной книге за 1891 год нахожу запись об их бракосочетании и девичью фамилию жены - Курбатова. Это было верное предположение и важная находка - я узнала, что жениху на момент свадьбы было 19 лет, значит, и невесте наверняка примерно столько. Можно двигаться дальше, поднимать метрические книги за 1871-1872 годы и искать в них прапрадеда и прапрабабку.
Запись от рождении Якова Адрианова Наумова из деревни Иньшина нашлась в 1871 году, а запись о рождении Вассы (т.е. Василисы) Косьминой Курбатовой из села Бунырева - в 1872 году.
Дальше мои поиски, очевидно, расходятся на две ветви - Наумовых и Курбатовых. Осложняются они тем, что даты рождения предыдущих предков мне неизвестны, лишь фамилии и имена-отчества. Определить год рождения помогают некоторые обнаруженные записи о бракосочетаниях - в них указывалось число лет жениха и невесты.
По Наумовым из Иньшина я ищу Адриана Феофилова, отца Якова, и Евдокию Харитонову, его мать. На помощь взамен утраченных метрических книг приходят ревизские сказки и исповедальные ведомости.
В списках 1858 года в деревне Иньшиной нахожу семью Феофила Артамонова Наумова с полным составом и указанным возрастом на момент ревизии, что позволяет вычислить примерный год рождения. Верность направления поиска, считаю, что подтверждают редкость имени (Феофил) и совпадение примерного возраста его сына Адриана.
Главы семьи, Феофила Артамонова Наумова, на момент ревизии уже нет в живых (он умер в 1852 году), его жене Афимье Григорьевой - 46 лет. У них пятеро сыновей: первый Косьма, около 1837 г.р., второй Иван, около 1839 г.р., третий сын Андреян (Адриан), около 1842 года рождения (вот он-то нам и нужен!), четвёртый Назар, около 1844 г.р., пятый Фрол, около 1847 г.р. и две дочери: Варвара, около 1849 г.р. и Прасковья, около 1853 г.р. Забегая вперед, скажу, что в сказке предыдущей ревизии 1850 года найдётся еще одна, самая старшая дочь Федосья, около 1834 г.р., которая в момент текущей ревизии уже была отдана замуж, поэтому отсутствовала в переписи.
То есть у моего прапрапрапрадеда Феофила была такая нормальная крестьянская семья, в которой родилось и выжило (что немаловажно для того времени) 8 детей. Неудивительно, что в Иньшино Наумовых потом стало полдеревни (а ведь я поначалу и по неопытности сохраняла все записи с этой фамилией).
Поиски своих более древних предков я продолжила в ревизской сказке 1850 года, которая меня сильно удивила. В ней было указано, что старший член семьи Григорий Николаев Наумов умер в 1844 г., а Феофил Артамонов является его приемышем. Первое впечатление - шок. Как? Неужели род Наумовых в какой-то момент прервался, и пришлый Феофил не имеет к нему никакого отношения? Ведь очевидно, что будь он сыном Григория, он не был бы Артамоновичем. Это стало второй семейной загадкой, которую мне быстро удалось разгадать.
Ответ нашёлся в ревизионных списках 1834 года. Там Феофил Артамонов был указан как принятой зять, прибывший из деревни Мясоедова в 1833 году. Все верно, значит, его жена, Афимья Григорьева - дочь Григория Николаева, и род Наумовых лишь сменил главную линию, с мужской на женскую. Объяснилось это тем, что сыновья Григория Николаева не смогли продолжить род: старший Егор умер в молодом возрасте, а младшего Федула забрали в рекруты. И преемником Наумова стал его зять Феофил, муж старшей дочери Афимьи. Вот и встало все на свои места в семейной истории.
Оставался открытым лишь вопрос о фамилии Феофила, ведь Наумовым он стал по отцу своей жены. Поиски продолжились в деревне Мясоедовой, откуда он родом. Но здесь меня ждало новое открытие - примерно до 1845 года у казенных крестьян, оказывается, и вовсе не было фамилий, они появились позже. Получается, что Григорий Николаев был первым Наумовым в деревне Иньшиной за всю ее историю. Но тогда остается загадкой происхождение фамилии, ведь ни одного Наума в переписях семьи мне не попалось.
А "девичья" фамилия Феофила обнаружилась совершенно случайно - в записи о рождении в 1849 году своей дочери Варвары он указан как Гарлапанов.
В деревне Мясоедовой в ревизских сказках 1816 года нашлась семья Евсигнея Иванова со вторым сыном Артамоном Евсигнеевым, его женой Прасковьей и пятилетним сыном Феофилом. Тут же я поняла, почему Феофил стал впоследствии приемным зятем. Дело в том, что когда ему было 2 года, в 1813-м, его отца Артамона забрали в рекруты. Получается, он воспитывался в семье дяди Леона, в которой во взрослом возрасте ему ничего не светило.
Старшим из Наумовых, кого удалось "откопать", стал прадед Григория Николаева и мой пра(8)дед Василий Павлов. Если верить переписи 1782 года, то ему на момент предыдущей ревизии (в 1762 году) было 90 лет, а значит его год рождения 1672-й. Но я не вполне в это верю, возраст могли и перепутать, так как он умер в 1776-м, а прожить 104 года по тем временам было событием фантастическим.
По линии Курбатовых из Бунырева нашлись родители моей прапрабабушки Василисы Косьминой: отец Косьма Иванов Курбатов и мать Евфимия Александрова, в девичестве Никонова, родом из того же села. Так в моем дереве появилась еще одна ветвь Никоновых, по которой удалось добраться аж до пра(9)деда Екима Никифорова, родившегося около 1705 года.
А уже после того, как я дописала эту статью, мне попалась на просторах интернета книга А.В. Демидов, А.В. Соколов. Исследования и материалы по истории села Бунырева Алексинского уезда: историко-социальное исследование. М.: Клуб печати, 2024. 276 с., написанная по итогам проекта "Село Бунырево - моя малая Родина".
В этой книге я нашла ответы на остававшиеся у меня вопросы. В приложении 3 приведены выдержки из переписной книги Алексинского уезда 1709 года, где в деревне Иншиной перечислен состав семьи деда Василия Павлова - самого старшего из найденных мной прародителей. В приложениях 1 и 2 - переписи 1628 и 1646 годов, позволившие "добраться" до самых первых Наумовых - деда Федота Исаева и его отца Исая. Вот и стало понятно, откуда пошли Наумовы в деревне Иньшино.
Я пролистала все доступные в интернете сказки всех ревизий Алексинского уезда вплоть до 1782 года. Просмотрела все сохранившиеся исповедные росписи 1800-х годов. Изучила найденные записи в метрических книгах. Приспособилась разбирать витиеватую церковнославянскую письменность. Сплела в уме паутину из множества дат и фактов. И над головой моего деда Юрия Сергеевича Наумова выросло могучее дерево предков по линии его отца. Все они происходили из одного сословия государственных (казенных, экономических) крестьян Алексинского уезда Тульской губернии, а точнее, сел и деревень, относящихся к приходу Смоленской церкви - Бунырева, Иньшиной, Мясоедовой, Кащеевой, Погибловой (ныне Сосенки).
Незримые нити времени связали меня с далекими прародителями на целых четыре столетия. Я словно вживую увидела крепкие крестьянские избы на берегу Оки, недосягаемые макушки сосен, смыкающиеся над старинными надгробиями, распаханные поля матушки-земли, прокормившей столько поколений моих предков. По возможности буду продолжать поиски, в глубину и в ширину.