Узнайте, как появился знакомый всем образ Санта-Клауса, благодаря работам иллюстратора Томаса Наста
Санта-Клаус — один из самых знаковых образов рождественского сезона. Для многих из нас бородатый даритель подарков в красном костюме остается неотъемлемой частью праздника, даже после того, как мы перестали верить, что у него есть для нас подарок. Хотя идея Санта-Клауса имеет многовековые корни как в христианском, так и в языческом мире, его образ, каким мы его знаем сегодня, во многом создан одним человеком: немецко-американским художником Томасом Настом. Наш современный образ Санта-Клауса напрямую обязан десяткам рождественских иллюстраций Наста для журнала Harper's Weekly в 1860-80-х годах.
Томас Наст: первый американский карикатурист
Томас Наст (1840–1902) родился в Баварии, Германия. В раннем детстве он иммигрировал в Соединенные Штаты. Как Наст рассказывал своему первому биографу, Альберту Бигелоу Пейну, он начал рисовать в раннем возрасте, практически полностью отказавшись от всего остального. Живя в Нью-Йорке, он бросил школу, чтобы изучать рисование у своего соотечественника, немецко-американца Теодора Кауфмана, и в Национальной академии дизайна.
В пятнадцать лет он получил свою первую работу профессионального иллюстратора в Frank Leslie's Illustrated News . И Frank Leslie's, и Harper's Weekly , где Наст позже прославился, были иллюстрированными еженедельниками. Частично газета, частично журнал, этот популярный новый тип издания в значительной степени полагался на иллюстрации для уточнения и улучшения письменного контента. В те времена, когда фотография еще не была такой простой и быстрой , периодические издания всех мастей нанимали художников для зарисовок текущих событий. Наст зарабатывал на жизнь созданием таких изображений.
На протяжении своей долгой карьеры Томас Наст активно занимался политической критикой. Будучи убежденным сторонником Республиканской партии, прав афроамериканцев и аболиционизма, Наст яростно критиковал все, что считал коррумпированным и аморальным в американской политике XIX века. Однако порой его сатира могла быть откровенно предвзятой, особенно по отношению к ирландцам и католикам , и он использовал множество стереотипов, распространенных в то время.
Перо Наста было мощным, и его карикатуры могли влиять на выборы. Ему часто приписывают создание американской политической карикатуры. За свою карьеру Томас Наст создал или популяризировал ныне известные образы демократического осла, республиканского слона, Дяди Сэма и Колумбии (женское олицетворение Америки).
Ранние политические карикатуры Наста
В 1862 году Наст начал работать в Harper's Weekly , где и опубликовал свои самые известные и влиятельные работы. Будучи политическим карикатуристом Harper's , убежденный аболиционист Наст создал множество просоюзных, антиконфедеративных изображений на протяжении всей Гражданской войны в США. Более того, Улисс С. Грант позже высоко оценил Наста за его мощную поддержку Союза, заявив, что Наст «сделал столько же, сколько любой другой человек, для сохранения Союза и прекращения войны». После войны Наст продолжал получать зачастую едкие политические комментарии. В частности, он критиковал коррумпированного нью-йоркского политика Уильяма «Босса» Твида, главу влиятельной политической группы Таммани-холл.
Угрозы расправы со стороны Твида и его приспешников вынудили Наста и его семью покинуть Нью-Йорк в 1871 году. Они поселились в Морристауне, штат Нью-Джерси, где Наст прожил большую часть своей жизни. Исторический музей Маккаллох-Холл в Морристауне , расположенный через дорогу от бывшего дома Наста, до сих пор хранит крупнейшую в мире коллекцию его работ. Однако Наст продолжал сотрудничать с Harper's Weekly и другими нью-йоркскими изданиями до 1880-х годов. Несмотря на свою политическую активность, Томас Наст больше известен кое-чем другим – тем, что навсегда изменил Рождество, создав современный образ Санта-Клауса.
Происхождение Санта-Клауса
Образ Санта-Клауса, которому мы оставляем молоко и печенье в канун Рождества, во многом возник в XIX веке. Однако его корни уходят глубже. Его наиболее явным ранним предком был святой Николай, епископ IV века н.э. из Миры, современной Турции. По этой причине Санта-Клауса до сих пор иногда называют Святым Николаем. Святой Николай, покровитель детей, помимо прочего, также ассоциируется с щедростью. Считается, что он пожертвовал приданое трем бедным женщинам и воскресил убитых детей. Обычно его изображают в церковных облачениях и с посохом (епископским жезлом).
Многие святые приобретают последователей, и, пожалуй, неудивительно, что тот, кто известен спасением детей и молодых женщин из группы риска, обрел широкую популярность. Изначально дети надеялись получить от него подарки в День святого Николая, который отмечается 6 декабря. Он был особенно популярен в Голландии, даже после того, как большая часть страны перешла из католицизма в протестантизм.
Еще одним прародителем Санта-Клауса является образ Деда Мороза. Почти наверняка он произошел от языческих традиций дохристианских времен.
Ранние празднования Рождества часто не были такими уж религиозными, до такой степени, что пуритане ненадолго запретили рождественские празднования во время гражданских войн середины XVII века.
Рождественские каникулы в 19 веке
В XIX веке британская и американская культура превратили Рождество в тот благочестивый праздник, который отмечают сегодня. Классическое произведение Чарльза Диккенса « Рождественская песнь» 1843 года, например, относится к этому периоду. Этот переход отчасти был обусловлен новыми взглядами XIX века на центральную роль семьи и домашней жизни, а также представлением о детстве как о времени невинности и радости.
Когда голландские поселенцы прибыли в американские колонии, они привезли с собой свою любовь к Синтерклаасу, как они его называют. Он пользовался особой любовью в Нью-Йорке, где сильное влияние оказывали так называемые «никербокеры» — старинные нью-йоркские семьи, потомки первых голландских поселенцев. Вашингтон Ирвинг упомянул его в своей книге «История Нью-Йорка» (1809) , художественном произведении, посвященном голландской истории Нью-Йорка.
В 1822 году американский писатель Клемент Кларк Мур широко использовал образ Санта-Клауса/Святого Николая в своей поэме «Визит Святого Николая» . Сегодня она более известна благодаря своим первым строкам: «В ночь перед Рождеством» . Мур, Ирвинг и другие американские поклонники совместно создали образ Санты как пухлого, похожего на эльфа существа, которого в канун Рождества везут сани, запряженные оленями.
Как Наст создал Санта-Клауса
Томас Наст развил этот образ XIX века, начав рисовать Санта-Клауса для журнала Harper's Weekly . Свою первую иллюстрацию Санта-Клауса он опубликовал в первый же год работы в журнале. На обложке от 3 января 1863 года был изображен Санта-Клаус, раздающий подарки солдатам Союза. Этот Санта — довольно типичный бородатый старик, изображенный сбоку в пиджаке со звездами и полосами. Этот образ сочетает в себе праздничные настроения и политический посыл. Наст ясно дает понять, что Санта поддерживает Союз, а не Конфедерацию. Когда Санта показывает солдатам игрушку-сюрприз, которая, кажется, висит на петле, у куклы лицо президента Конфедерации Джефферсона Дэвиса. В том же номере была опубликована еще одна иллюстрация Наста, где солдат на поле боя изображен вместе со своей женой и детьми дома. Санта-Клаус и его олени пролетают над верхней частью изображения и спускаются по дымоходу дома слева.
С 1863 по 1886 год Наст создал 33 рождественские иллюстрации для журнала Harper's, и почти на всех из них изображен Санта-Клаус. В эти десятилетия появляется знакомый образ Санта-Клауса – с круглым животом, румяным носом, курящий трубку, с седыми волосами, бородой и культовым костюмом. Наст, который, как сообщается, был довольно полным даже в детстве, похоже, частично основывал телосложение и внешность Санта-Клауса на собственном опыте. Иллюстрации Наста представляли собой черно-белые гравюры на дереве, поэтому в них нет упоминания о цвете костюма Санты. Однако можно найти множество версий, раскрашенных вручную их владельцами.
Изображения Наста впервые упоминают о том, что у Санта-Клауса была мастерская игрушек и он жил на Северном полюсе. На протяжении многих лет он изображал Санту, изготавливающего игрушки, отделяющего непослушных детей от послушных, незаметно доставляющего подарки и многое другое. Более поздние изображения даже показывали его взаимодействующим с детьми. Работы Наста наделили Санта-Клауса жизнью и индивидуальностью, а не просто использовали его как символ. Другие его рождественские иллюстрации изображали детей, пишущих Санта-Клаусу письма, отслеживающих его маршрут и даже звонящих ему по телефону.
Рождественские рисунки Наста часто отличались большим размахом и большей детализацией, чем другие его работы. Хотя иногда они содержали завуалированные политические элементы, чаще всего они были посвящены детству, сентиментальности и важности семьи. Его жена и дети появлялись в эпизодических ролях, а их дом в Морристауне часто служил фоном.
Самое известное изображение Санта-Клауса работы Томаса Наста, которое до сих пор украшает рождественские открытки и ёлочные украшения, — это его картина 1881 года « Весёлый старый Санта-Клаус» . На ней Санта изображён в яйцеобразном профиле, поворачивающимся к зрителю и несущим охапку игрушек. В типичной для Наста манере, выбор игрушек и мешков в военном стиле, из которых они появляются, нес в себе политический подтекст, понятный первоначальной аудитории Наста. По словам Маккалоу Холла , Томас Наст сказал своей семье, что больше всего хотел бы, чтобы его помнили именно по этому изображению. Если это так, то его желание, безусловно, сбылось.
Наследие Томаса Наста
Образ Санта-Клауса, созданный Настом, живёт и по сей день. Более поздние изображения, от иллюстраций Нормана Роквелла для Saturday Evening Post и иллюстраций Хэддона Сандблома для Coca-Cola до повсеместно встречающихся Санта-Клаусов и рождественских украшений в торговых центрах, частично восходят к видению Наста. Наполненные уютным теплом и яркими деталями, рождественские иллюстрации Томаса Наста неудивительно оказали такое влияние и сохранились до наших дней. Даже спустя более чем столетие после смерти Наста они прекрасно передают многим зрителям волшебство и радость Рождества.