Правительство утвердило план по реализации Стратегии семейной и демографической политики до 2036 года, сообщил председатель правительства Михаил Мишустин. Вице-премьер Татьяна Голикова сказала: «Будем оценивать по 13-ти показателям – это и ожидаемая продолжительность жизни, и число многодетных семей, и суммарный коэффициент рождаемости». Основные задачи этой Стратегии – укрепить институт семьи, продвигать традиционные ценности, усовершенствовать систему поддержки семей с детьми и улучшить репродуктивное здоровье граждан.
Сергей Михеев: Последнее тоже важно, потому что есть те, кто хотят детей, но не могут завести. Конечно, гораздо больше тех, кто могут, да не хотят. Хотя в жизни часто бывает так, что сначала ты можешь, но не хочешь, а потом хочешь, а уже не можешь. Позже начинаются выкрутасы с ЭКО и т.п. Так что, надо чтобы, пока могли, хотели! В целом, здоровый образ жизни и репродуктивное здоровье – это очень важно. Это тоже касается культурных установок, потому что нездоровый образ жизни есть результат соответствующих установок в голове! Одно за другое цепляется, и здесь невозможно отделить физическое от душевного, духовного и нравственного. Кажется, что их можно отделить, но на самом деле эти вещи в жизни отделить невозможно.
В следующем году желаю всем, кто не стремится создать семью, додуматься до того, что это важно и нужно; а тем, кто стремится, желаю найти своих избранников, суженых. И, конечно, дети: они приносят в жизнь то, что вы ни за какие деньги не купите. Да, это всё сложно и непросто, но простые радости не ценятся. Допустим, вы ткнули пальцем в телефон, вам показали картинку, вы посмеялись – и всё. Через 10 минут вы это забыли!
Кстати, о проблеме того, где найти своих суженых: как это ни странно, чем дальше продвигаются технологии, тем это сложнее. С одной стороны, безумное количество соцсетей, болтовни всех со всеми, но общение стало обезличенным, и одиночества от этого меньше не становится.
Потому что это часть личного удобства: не вылезать из своего маленького мирка, не надо куда-то ехать навстречу с девушкой или юношей, не надо покупать цветы или подарки – в чате перекинулись словами, выслали друг другу фотки, смайлики – и вроде бы все довольны. Все занимаются своими делами и тыкают в телефон.
Сергей Михеев: Это замена настоящих вещей имитацией. Часто слышишь: «Молодые люди ищут правды, чего-то настоящего!» К сожалению, так не всегда. Очень часто они не ищут ни настоящего, ни правды, а прячутся в интернет-просторах, потому что там удобно спрятаться – раз и меня не видно. Вытащил заретушированную фотографию – а как оно на самом деле, неизвестно. Это страх реальных вещей, эгоизм плюс инфантильность. Вроде бы все хотят быть настоящими, но при этом зачастую прячутся за все эти телефоны, соцсети и т.д. С этим надо работать!
Есть ли универсальный рецепт крепкой семьи с детьми, или в каждом случае должен быть индивидуальный подход?
Сергей Михеев: Индивидуальный подход в любом случае. Несмотря на то, что мы все вроде бы похожи и все ситуации вроде как штампованно повторяются, но каждый человек – это уникальное событие, уникальный мир, по-своему уникальная история, и, соответственно, все семейные истории по-своему уникальны. Хотя Лев Толстой писал, что «все счастливые семьи похожи друг на друга, а каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», с этим можно поспорить и в одну, и в другую сторону.
Что касается универсального совета: я не волшебник. Но мне кажется, что самое однозначное средство для меня как для православного христианина: если вы разделяете одинаковые идеалы по жизни, то вам будет легче. Вы будете искать выходы из ситуаций, не разрушая семью. А если нужен более бытовой, психологический совет, то я считаю, что надо друг друга слышать, друг с другом разговаривать, стараться смотреть в одну сторону, а не «ломать друг друга через колено». Главное, чтобы ценностные установки хотя бы приближались друг к другу. Надо понять, что то, что возникает, нельзя потрогать, но оно ценнее, чем любые деньги, одежда, квартиры или машины. Если вы это понимаете, то есть шанс того, что у вас что-то получится. Если каждый тянет сам на себя и хочет утвердиться в свое удовольствие, то будут проблемы. Это вопрос ценностных установок. Если всё «для меня любимого», то, конечно, это тяжело.
В каком еще направлении будет двигаться семейная демографическая политика, которая одобрена на уровне правительства? Т. Голикова сказала, что у нас также в планах развивать сервисы по уходу и присмотру за детьми, группы продленного дня, а в вузах заработают центры поддержки молодых семей. Чтобы родителям, которые оба работают, было с кем оставить ребенка. В советское время была одна практика, с 1990-х годов – с «диким капитализмом» - и детские сады стали не нужны, а если не вышел на работу, то «всё – уволен». Сейчас условия для работающих мам или пап правительство начнет создавать.
Сергей Михеев: Если будет создавать, то хорошо – давно пора. Лично я всё это, несомненно, поддерживаю. Хотя когда оба родителя работают, да еще так, что им некогда позаниматься со своим ребенком, - это тоже ценностная проблема. Почему? Да, в советское время создали систему детских садов, группы продленного дня, но, по-моему, это отрицательно повлияло на многих таких детей с точки зрения семейных ценностей. Если ты не чувствуешь семью, родительскую заботу и любовь, если ты с родителями не общаешься (проснулся – а их уже дома нет; лег спать – а их еще нет дома), то это проблема. Детям нужно, чтобы их любили. А «любить» - это не значит «купить телефон». Им нужно, чтобы с ними разговаривали, общались, чем-то занимались. Чтобы ребенок пришел домой и чувствовал, что он защищен, что здесь его понимают. А если родители всё время на работе зарабатывают деньги, но не дали своему ребенку то, что ему больше всего нужно, то и деньгами это не купишь! Иногда вся эта «сверхзанятость» немного лукавая. На работе легче спрятаться от семейных забот, ребенка передоверить кому-нибудь еще, а всем сказать: «Я же деньги зарабатываю». Каждому маленькому ребенку всё равно, во что он одет (это родители себя «самореализуют» через одежду и прическу своих чад): ему нужно, чтобы с ним играли, занимались, чему-нибудь учили, любили, сказали что-нибудь доброе на ночь. Здесь тоже необходима «золотая середина», и государство, конечно, должно создавать такие условия – это правильно.