Традиционная двухпартийная система Великобритании рушится. Правее консерваторов набирает силу ультраправая Партия реформ Найджела Фараджа, которая уже, по социологическим опросам, привлекает англичан больше, чем тори. А её, в свою очередь, подпирает пока неоформленное, но популярное движение антиисламского активиста Томми Робинсона.
То же самое происходит и на левом фланге. Лево-исламистская партия экс-лидера лейбористов Джереми Корбина – Зары Султаны перехватывает у лейбористов мусульманский электорат, а голоса толерантной и политкорректной молодежи и ЛГБТ- сообщества притягивает Партия зеленых во главе с нивым лидером Заком Полански.
В последнее время «Зеленые» эволюционировали от борьбы за экологию к левому радикализму, антикапитализму, борьбе за неограниченную миграцию из стран Третьего мира, и поддержке «палестинского дела».
«Зеленые» - гораздо большая угроза для лейбористов, чем партия Корбина-Султаны, которую, во-первых, никак не создадут, а во-вторых, выйти за пределы мусульманских кварталов ей явно не удастся. «Ваша партия» (лучшего названия Корбин и Султана придумать не смогли) - это коалиция исламистов, крайне левых фракций и эгоистов, которые не могут перестать бороться друг с другом, считают британские политологи.
Через четыре месяца после избрания лидером Партии зеленых Зак Полански быстро становится знаменосцем вновь активизировавшегося радикального левого движения страны, пишет The Times of Israel. 43-летний Полански, гей и веган, дышит в затылок правящей Лейбористской партии в опросах общественного мнения. Его восхождение подпитывается коктейлем, напоминающим стратегию Зорана Мамдани: обещаниями обложить налогом богатых и расширить правительство, в сочетании с антиизраильской политикой и политикой идентичности. «Я черпаю огромное вдохновение у Мамдани», - с гордостью заявил Полански после избрания нового мэра Нью-Йорка.
Бывший актер, ставший гипнотерапевтом, Полански в 2017 г. перешел из центристской Либерально-демократической партии в Партию зеленых. Впоследствии он был избран заместителем лидера партии. Этим летом он вел предвыборную кампанию за этот пост, представляя себя в качестве этакого анти-Фараджа.
Традиционная риторика «зелёных» по проблеме климата если и не полностью отсутствует, то отошла на второй план. Вместо неё Полански принял послание, сочетающее классовую борьбу и «ультрапрогрессивизм», утверждая: «Не может быть экологической справедливости без расовой, социальной и экономической справедливости».
В центре его выступлений - богатство и неравенство, а не изменение климата. Заявив, что Великобритания - это страна, где «небольшая группа людей захватила нашу власть, наше богатство», он объявил, что «пора вернуть его», введя налог на богатство для «сверхбогатых» и положив конец «неудачному эксперименту» приватизации. «Зеленые» хотят национализировать коммунальные предприятия, создать государственную строительную компанию и ограничить высокие зарплаты.
В то время, когда обеспокоенность общественности по поводу иммиграции занимает первое место в опросах общественного мнения, Полански «безоговорочно поддерживает миграцию». И, ставя себя в центр британских культурных войн, он назвал знаковое решение Верховного суда этой весны, определяющее женщин по их биологическому полу, а не по гендерной идентичности, «тонко завуалированной трансфобией» и пообещал «безоговорочно поддерживать наших трансгендерных братьев и сестер».
Полански выступает против увеличения государственных расходов на оборону (Партия зеленых давно выступает против независимого ядерного сдерживания Великобритании) и во время предвыборной кампании за пост лидера страны заигрывал с выходом Великобритании из НАТО.
Основной объект его нападок - Лейбористская партия Стармера. «Когда Фарадж говорит прыгать, лейбористы [говорят]: „Как высоко?“», - говорит он , обвиняя Стармера в «создании условий для подъема крайне правых», «защищая богатство и власть сверхбогатых».
Крайне осторожная поддержка Израиля со стороны лейбористов больше всего разозлила Полански. После осуждения Израилем «массовых убийств» и «геноцида» в Палестине он обрушился с критикой на правительство Стармера, назвав его «активным участником убийства палестинцев». Полански также повторил призывы «зеленых» к полному эмбарго на поставки оружия Израилю, прекращению обмена разведывательной информацией и снятию запрета на деятельность экстремистской группировки «Палестина Экшн».
Полански неоднократно призывал к аресту премьер-министра Биньямина Нетаньяху и осудил «ужасающие и незаконные» авиаудары Израиля по иранской ядерной и баллистической ракетной программам в июне.
Полански признал, что его критика лейбористов за то, что они недостаточно жестко относятся к Израилю, принесло «зеленым» дополнительную поддержку. Впрочем, «Зеленые» всегда относились к Израилю крайне враждебно, и были единственной партией в Великобритании, ставившей под сомнение его право на существование.
Численность членов партии «Зеленых» выросла с менее чем 70 000 в начале этого года до 184 000 в декабре, обогнав как либерал-демократов, так и консерваторов. Опросы в октябре показали, что 15% тех, кто поддерживал лейбористов, теперь заявляют о своем намерении перейти к «Зеленым». «Зеленые» укрепляют свои позиции в Лондоне, оплоте лейбористов, и опережают партию Стармера среди молодежи на 25 пунктов.
Профессор Глен О'Хара, преподаватель современной и новейшей истории в Оксфордском университете Брукс, называет Полански «самым опасным противником, с которым лейбористы сталкивались на левом фланге за последние десятилетия».
Подобно тому, как Фарадж «подвинул» тори потому, что они перестали быть настоящими консерваторами, Полански «подвигает» лейбористов, изничтоживших левое крыло в своих рядах, и окончательно переставших быть левой партией. Фактически «Зеленые» наследуют традиции Независимой рабочей партии, существовавший с 1883 по 1975 г. как автономная организация внутри Лейбористской партии, состоявшая из троцкистских, анархистских и ультралевых групп. Есть, конечно, и разница: НРП апеллировала к люмпен-пролетариату и «люмпен-интеллигенции», «Зеленые» же – к сильно размножившемуся со времен НРП нижнему слою среднего класса, а также мусульманским избирателям.
Несколько упрощая, можно сказать, что главная политическая борьба в Великобритании разворачивается между противниками и сторонниками иммиграции из исламских и африканских стран. И на первый план выходят партии, не скрывающие того, что это – главная проблема. Поэтому в ближайшем будущем главные сражения на избирательных участках развернутся не между тори и лейбористами, а между сторонниками Фараджа и Робинсона, с одной стороны, и адептами Полански и Корбина – с другой.
Читайте новости на телеграм-канале "Патагонский казакъ" https://t.me/patagonez