Конь стал спутником и верным другом человека за несколько тысяч лет до нашей эры, дав ему возможность значительно быстрее и эффективнее осваивать новые земли. Эти животные издревле сопровождают людей в путешествиях и прекрасно подходят для самых разных географических условий, виртуозно приспосабливаясь к ним с доисторических времен. Не случайно один год восточного календаря отдан именно лошади.
Среди привольных степей
Большинство ученых сходятся на том, что секреты одомашнивания лошадей скрываются среди памятников скифской культуры. Людовик Орландо из Копенгагенского университета вместе с коллегами исследовал геномы примерно полутора десятка жеребцов, чьи останки были обнаружены в древних курганах: в комплексе Аржан-2 на территории Тувы и в захоронении на северо-востоке Казахстана, в окрестностях села Берель. Исследователь сравнил ДНК этих коней с генетическим материалом лошади Пржевальского, современных животных и кобылы, жившей около 4 тыс. лет назад (эта палеонтологическая ценность была обнаружена в окрестностях Челябинска).
Выяснилось, что уже во времена скифов люди занимались селекцией. Ученые пришли к выводу, что жеребцы, выбранные сопровождать погребенного вождя на тот свет, были носителями мутаций, которые отвечают за толщину костей и беговые качества. Судя по результатам исследования, скифы отбирали для своих табунов самых резвых и выносливых коней. При этом о близкородственном скрещивании речь не идет — изученные жеребцы не были связаны родственными узами и отличались богатым разнообразием мастей. Судя по документам времен Античности, получившаяся в итоге порода отличалась редкой выносливостью, хотя и выглядела, на взгляд древнеримских эстетов весьма неказисто.
«Их вначале трудно разогнать, так что можно отнестись к ним с полным презрением, если увидишь, как их сравнивают с конем фессалийским…, но зато они выдерживают какие угодно труды; и тогда можно видеть, как тот борзый рослый и горячий конь выбивается из сил, а эта малорослая и шелудивая лошаденка сначала перегоняет того, затем оставляет далеко за собой».
Флавий Арриан «Анабасис Александра»
Среди высоких гор
Кони, приспособленные для жизни в горной местности, тоже по своим внешним характеристикам весьма далеки от породистых скакунов, соревнующихся на знаменитых ипподромах Европы и Америки. Однако для местных жителей их ценность всегда была в другом: невысокие ловкие лошадки ухитрялись карабкаться по горным тропам, порой настолько крутым, что верхом туда въехать не представлялось возможным. Зато удавалось легко подняться, уцепившись за хвост коня. Подобный способ как-то опробовал Александр Пушкин, побывавший на перевале Шайтан-Мердвен в окрестностях Симеиза, известном также как Чертова Лестница. «По горной лестнице взобрались мы пешком, держа за хвост татарских лошадей наших. Это забавляло меня чрезвычайно и казалось каким-то таинственным, восточным обрядом», — писал поэт своему другу Дельвигу в 1824–1825 годах.
Благородные животные ухитрились приспособиться даже к жизни на Тибете, средняя высота которого — 4 тыс. м над уровнем моря. «Тибетские лошади, сильные и выносливые, ценятся довольно дорого, несмотря на свой небольшой рост и некрасивые стати; хорошими иноходцами тибетцы также гордятся, как и лучшим оружием. Как и в Монголии, здесь лошадь служит исключительно для верховой езды. В качестве же вьючного животного является неизменный як, который в жизни тибетца вообще играет такую же важную роль, какую у монголов верблюд», — писал известный путешественник Петр Козлов в своей книге «Тибет и далай-лама». И это не единственный край с суровыми условиями, где кони научились выживать.
Когда лошадь берут из табуна под седло, ей непременно дают день-два поголодать, специально для этого привязывая к столбу коротким поводом. Делают это не из жестокости — прежде чем давать животному верховую нагрузку, необходимо, чтобы оно немного сбросило нагулянный жир, после чего будет способно выдержать весьма серьезные переходы.
Среди северных снегов
В 1968 году экскаваторщик, работавший на прииске Селерикан, обнаружил в толще вечной мерзлоты мертвую лошадь якутской породы. Находкой неожиданно заинтересовались ученые, которые взялись ее исследовать. К изумлению работяг, уверенных, что они откопали обычную лошадь, которая в каком-то недавнем прошлом случайно угодила в трещину, копытное оказалось ровесником мамонтов — как показали анализы, оно пролежало в земле примерно 33–35 тыс. лет. Впрочем, винить рабочих за ошибку не приходится. Выяснилось, что нынешние якутские лошадки ничем не отличаются от своих доисторических предков — у них даже длина шерсти такая же.
К выведению этой породы человек не имеет ни малейшего отношения. Животные сами в процессе эволюции приобрели особенности своего экстерьера, позволяющие им вполне комфортно чувствовать себя среди снегов. Их защищает густая шерсть и толстая кожа. А за лето на местной неказистой зелени они ухитряются нагуливать по нескольку десятков килограммов жира, чтобы создать себе запас на период зимней бескормицы. Не то чтобы они оставались вовсе без пищи — якутские лошади умеют тебеневать, то есть разгребать снег, порой достаточно глубокий, чтобы дорыться до остатков промерзшей травы. И все же чем больше жира накопишь на холодный сезон, тем лучше.
«Может показаться невероятным, что колымские купцы ежегодно, в последних числах октября, отправляют свои товары вьючно на одних и тех же лошадях в Среднеколымск на расстояние в 2450 верст и что эти лошади доходят туда в половине января, проходя при этом около 1500 верст по пустынным местам на подножном корму. По остальному расстоянию покупается у жителей для лошадей по возможности сено, но весьма скудно. Пробыв в Среднеколымске от января до 20 мая и питаясь частью подножным кормом, частью сеном, лошади возвращаются в половине июля в Якутск на весенней траве, переплывая множество речек и даже рек под вьюком».
Александр Миддендорф «Путешествие на север и восток Сибири»
Среди южных песков
Казалось бы, пустыня Аравийского полуострова — место для лошадей совершенно неподходящее. Однако именно там в оазисах появились знаменитые арабские кони. Места для привольного выпаса табунов местная природа не предоставила, так что жили эти благородные животные преимущественно в конюшнях при дворцах. Там за ними тщательно ухаживали: купали в родниковой воде, как бы драгоценна она ни была, кормили отборным зерном, поили верблюжьим молоком. По всем признакам выращенные в подобных условиях скакуны должны отличаться изнеженностью, однако они ухитрились покорить весь мир не только красотой и элегантностью, но также выносливостью и резвостью.
Как-то арабский жеребец, участвовавший в соревнованиях на скорость в пробеге по пересеченной местности, преодолел 160 км за 12 часов 16 минут. А британский ученый Джеймс Фрезер проехал на лошадях этой породы 2650 км всего за 18 дней. Поначалу скакунов категорически запрещали вывозить из стран арабского мира, но в конце концов они все же попали в Европу, где на их основе вывели такую породу, как чистокровная английская верховая. Да и в предках наших знаменитых орловских рысаков и русских верховых также были арабские скакуны.
В Вене можно полюбоваться, как танцуют лошади. В Испанской школе верховой езды регулярно дают представления липиццианы — их выращивают в окрестностях словенской деревни Липица. Внешне эти кони похожи на животных с иллюстраций средневековых времен: мощные, с маленькими аккуратными головами. В основном они рождаются белой масти, но встречаются среди них и гнедые. Они танцуют под «Вальс цветов» Иоганна Штрауса, вытягивая ноги не хуже прославленных балерин, а также демонстрируют невероятной сложности прыжки — эти элементы называют «полеты над землей». Родоначальниками породы стали шесть жеребцов, один из которых был арабским и доставлен из Сирии. Кстати, сами танцы составлены из элементов, появившихся еще в эпоху Средневековья, когда от боевого коня порой зависела жизнь его всадника.
В преддверии Нового года мы собрали для вас пожелания от лошадей, проживающих в самых разных уголках земли.
Алтайские лошади, выносливые и самостоятельные, привыкшие ходить по каменистым горным тропам и переживать зиму на воле, желают вам покорения новых высот и свободы в действиях.
Ахалтекинцы славятся своей преданностью. Правда, чтобы заслужить ее, придется постараться — это весьма умные и своенравные животные, требующие особого подхода. Они желают вам верных друзей, проверенных в самых разных ситуациях, которые прикроют с тыла и поддержат в нужный момент.
Якутские лошадки желают вам умения найти то, что вам нужно, несмотря на любые трудности. Как они добывают траву из-под снега — так и вы можете найти нечто поистине драгоценное: например, золото или алмазы, которыми славится Якутия.
Арабские скакуны желают вам объездить весь мир и везде найти преданных поклонников. Также они обещают возможность приобрести новое жилье или землю — в конце концов, сами эти лошади расселились уже по всему земному шару.
Липиццианы желают творческим людям реализации самых смелых замыслов и успеха у аудитории. Они советуют сохранять культуру предков, создавая на ее основе то, что станет новыми произведениями искусства, и обещают успех в этих начинаниях.
С наступающим Новым годом!
Ольга Ладыгина