Середина зимы - пора праздников, которые родом из традиций, уходящих глубоко в древность. Это не просто время "сладкого ничегонеделания", застолий и привычных бытовых "ритуалов". Это отзвук мистерий, архетипов, прочно укоренившихся в нашей повседневности - от рутинных реалий до сновидений. Потому еще зимние, новогодние или рождественские праздники - всегда время сказки и мечты, что в торжествах этих всегда есть место метафоричности, поэтичности, какому-то древнему, исконному восприятию мира и жизни.
Эта связь древних мистерий, сновидений и психоанализа прослеживается через общие темы трансформации, познания глубинной реальности и работы с бессознательным. Каждая из этих практик и концепций по-своему раскрывает механизмы человеческого сознания и его связь с более широкими, сакральными или психологическими измерениями.
Мистерии — это тайные религиозные ритуалы, распространённые в античности (например, Элевсинские мистерии в Древней Греции). Они включали инициационные обряды, во время которых участники переживали символические переживания, связанные с смертью, возрождением и познанием высших истин. Ритуалы, в том числе, и те, что вольно или невольно совершаем сегодня и мы, ставя на стол к празднику определенное "семейное" или "национальное блюдо", надевая что-то особенное, всегда символичны и аллегоричны. Это всегда образ чего-то еще, метафорическая отсылка к какому-то более глубокому смыслу. Ритуалы часто основывались на мифологических сюжетах (например, история Персефоны и Деметры), где элементы природы и божеств символизировали этапы жизненного цикла и духовного пути.
Участники мистерий переживали состояние экстаза или изменённого сознания, которое считалось необходимым для «пробуждения» души и обретения нового знания. Отсюда и наши новогодние традиции бурных застолий с непременным шампанским или чем-то покрепче.
Мистерии же были ритуалом посвящения, после которого человек получал доступ к тайным знаниям и становился частью особого сообщества. Привет современным корпоративам!
Помимо "поверхностных" особенностей мистерий, в них часто затрагивались темы смерти и посмертной жизни, что отражало стремление человека понять свою судьбу за пределами земного существования. Всего того, чего он не видит в повседневной жизни, наяву. Поэтому издревле сновидения часто воспринимались как канал связи с незримым миром - богами, духами или загробной жизнью. Например, в греческой культуре сны связывали с богом Гипносом, а приятные сновидения считали посланиями Аполлона. Жрецы вводили больных в сон, чтобы те увидели своё будущее (смерть или исцеление), а врачи обращались к богам через сны, чтобы узнать, как лечить пациентов. Сны рассматривались как предсказания или откровения, которые нужно было правильно истолковать. Сон воспринимался как переход в иное измерение, где возможно общение с высшими силами или предками.
Уже в античности (например, в трудах Артемидора Далдианского) подчёркивалась важность учёта личности сновидца и его ментального состояния для верной расшифровки сна. Это же мы увидим, к примеру, в набиравшем успех психоанализе в конце XIX века. Один из его основоположников, Зигмунд Фрейд в своей работе «Толкование сновидений» в 1900 году радикально изменил понимание сновидений, связав их с бессознательным. Он утверждал, что сновидения — это «королевская дорога к бессознательному». Согласно Фрейду, сновидение как искажённое исполнение желания. Сны представляют собой зашифрованные выражения вытесненных (чаще всего в детстве) желаний, которые сознание не допускает к осознанию.
Соответственно, сновидения оберегают сон, позволяя бессознательным импульсам (например, табуированным или агрессивным) находить компромиссное выражение. В качестве метода работы со сновидениями, Фрейд разработал технику свободных ассоциаций: пациент должен был высказывать все мысли, которые приходят в голову при воспоминании об элементах сна. Это помогало раскрыть скрытое содержание.
Карл Юнг, развивая идеи Фрейда, ввёл понятие коллективного бессознательного и архетипов. Он считал, что сновидения могут отражать не только личные, но и универсальные, общечеловеческие символы. Таким образом, сны в юнгианской традиции связываются с более глубокими, трансперсональными слоями психики.
Так что, накрывая традиционный новогодний стол, помните: древние мистерии, сновидения и психоанализ объединяет тема нашей общности сквозь время и пространство. Мистерии, по сути, предлагали ритуальный путь к сакральному знанию, сновидения в древности и психоанализе выступает, как инструмент связи с бессознательным, а психоанализ в свою очередь систематизировал и рационализировал эти интуитивные практики, превратив их в метод исследования психики. Если рассматривать эти явления в исторической перспективе, можно увидеть эволюцию подходов к пониманию человеческой души — от мистического к психологическому, но с сохранением ключевых тем трансформации, символики и поиска глубинной истины. Вот в ней-то, как в общей любви к праздникам и застольям, мы так едины.
📕Подпишитесь на Лекторий Dостоевский:
📚YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCtsCAuG4sK9had2F-nnUfyA
📚 VK: https://vk.com/lectorydostoevsky
📚 OK: https://ok.ru/dostoevsky.lectory
📚Rutube: https://rutube.ru/channel/23630029/
📚Telegram: https://t.me/dostoevsky_fm_dostoverno
📚 Наш сайт: https://dostoverno.ru/