Найти в Дзене
Дмитрий Гусев

📊 Как обходят закон в реальности

Закон о запрете иностранного контроля на рынке исследований ещё не вступил в силу, а схемы его обхода уже вовсю обкатываются. Примеры — прямо с рынка: 🔹 IQVIA (США) — американская компания, которая собирает данные о фармрынке и медучреждениях, по слухам, обладает полной базой почти всех медицинских специалистов в России. Сейчас у них двойной трек: — создаётся «российская» часть с новыми акционерами, уже прошла правительственную комиссию; — параллельно сохраняется американская ООО «АЙКЬЮВИА КОММЕРШИАЛ РУС» — заявленный оборот до 800 млн руб., что выводит её из-под действия закона. 🔹 IPSOS (Франция) — один из крупнейших операторов соцопросов. Работает в России уже более 30 лет, при этом законодательство Франции и всего ЕС крайне жёстко регулирует влияние иностранных исследовательских компаний. Наш ВЦИОМ в Европе не может работать по закону, но IPSOS в РФ — может. Сейчас, по данным сотрудников, они оформляют бизнес на «отечественного инвестора» — человека, не имеющего отношения к анал

📊 Как обходят закон в реальности

Закон о запрете иностранного контроля на рынке исследований ещё не вступил в силу, а схемы его обхода уже вовсю обкатываются. Примеры — прямо с рынка:

🔹 IQVIA (США) — американская компания, которая собирает данные о фармрынке и медучреждениях, по слухам, обладает полной базой почти всех медицинских специалистов в России.

Сейчас у них двойной трек:

— создаётся «российская» часть с новыми акционерами, уже прошла правительственную комиссию;

— параллельно сохраняется американская ООО «АЙКЬЮВИА КОММЕРШИАЛ РУС» — заявленный оборот до 800 млн руб., что выводит её из-под действия закона.

🔹 IPSOS (Франция) — один из крупнейших операторов соцопросов. Работает в России уже более 30 лет, при этом законодательство Франции и всего ЕС крайне жёстко регулирует влияние иностранных исследовательских компаний. Наш ВЦИОМ в Европе не может работать по закону, но IPSOS в РФ — может. Сейчас, по данным сотрудников, они оформляют бизнес на «отечественного инвестора» — человека, не имеющего отношения к аналитике, опросам или работе с данными. Почему? Потому что нужен «российский паспорт».

🔹 Nielsen и GfK (США) — формально две компании, по факту — объединённая структура. В России работают по отдельности, собирают данные практически с касс магазинов в момент покупки.

До недавнего времени компанию традиционно возглавляли экспаты — граждане США, теперь — гражданин Израиля. А это уже прямое нарушение требований закона. Схема реструктуризации пока не раскрыта, но по словам юристов, у них, скорее всего, те же консультанты, что у IPSOS. А значит — и подход аналогичный.

⚠️ Отдельный вопрос — роль этих самых «консультантов». Они выступают посредниками, фактически осуществляют лоббистскую деятельность в интересах компаний из недружественных стран. Это уже выходит за рамки допустимого.

🛡 Будем следить. Все попытки обойти российский закон — будем передавать в надзорные органы.