Как в Санкт-Петербурге боролись с огнем до появления моторов?
Задолго до сирен и красных машин пожарные Санкт-Петербурга мчались на вызов на самых надежных «двигателях» своего времени – на лошадях. В XIX – начале XX в. конные пожарные обозы были гордостью городской пожарной охраны. Лошадей отбирали сытых, послушных и бодрых в возрасте от 3 до 4,5 лет. Какими были эти лошади, можно узнать из сохранившихся в архивах описаний:
- сильные и выносливые. Чаще всего использовали тяжеловозов или их помеси. Нужно было везти тяжелые повозки с бочкой воды, лестницами и личным составом,
- быстрые и собранные. По сигналу тревоги почти мгновенно вставали в упряжь и мчались к очагу возгорания,
- спокойные и дисциплинированные. Рев огня, крики людей, городской шум – от животных требовался спокойный нрав.
Каждая пожарная часть получала лошадей одной масти. Именно так узнавали, какая часть спешит на пожар по улицам города.
Выезд на пожар в XIX веке представлял собой яркое зрелище. Приученные лошади сами вдевали головы в хомуты, и они снимались с пружинного крючка. Пожарные вскакивали в повозки, на ходу надевая боевую одежду, и под тревожный звук сигнальной трубы пожарный обоз во главе с верховым мчался по улицам города. Основной состав пожарных выезжал на так называемой линейке, которую везли четыре лошади. Вслед за линейкой шел трубобочечный ход, состоящий из металлической бочки с водой, ручного насоса (заливной трубы), запаса кожаных и пеньковых рукавов. Последним шел багрово-лестничный ход, на котором вывозились длинные багры, крючья и другой инвентарь для разбора конструкций, а также различные лестницы.
Однако для того, чтобы научить животное всем превратностям пожарной службы, необходимы были тренировки и занятия. Как писал князь А.Д. Львов в своей книге «Городские пожарные команды. Опыт руководства к их устройству и отправлению ими службы»: «Чтобы сделать лошадь пригодной для пожарной службы ее необходимо постепенно приучить ко всем особенностям той обстановки, при которой происходит выезд команды и ее работа на пожаре.
Прежде всего, должно приучить лошадь к тем непривычным для нее звукам, которыми обыкновенно сопровождаются пожары. Затем лошадь приучают к огню и дыму…
Таким образом, правильно повторяемые, ежедневными умеренными упражнениями и проездками приучают лошадь к ровной тяге и всем трудностям пожарного дела»
«… Пожарной лошади приходится исполнять такую своеобразную, суровую службу, которое может выдержать только животное, отличающееся особенно крепким телосложением и здоровьем. Днем и ночью, в хорошую и дурную погоду, во время ли отдыха, кормления или чистки – может произойти тревога, и пожарные лошади должны помчаться иногда на далекое расстояние и прибывают на место пожара разгоряченные, нередко покрытые пеной, а тут им приходится иногда оставаться по несколько часов, подвергаясь влиянию солнечного зноя, или ветра, дождя, мороза и т.п. не успеют лошади отдохнуть, как при новой тревоге повторится то же самое», - писал князь А.Д. Львов в своей книге «Городские пожарные команды. Опыт руководства к их устройству и отправлению ими службы».
«Обращение с лошадью должно быть смелое и вместе с тем крайне осторожное, т.е. ровное и терпеливое. При злобном и жестоком обращении лошадь не может иметь ни доверия, ни расположения к человеку, и поэтому даже весьма послушные и кроткие с течением некоторого времени норовятся, становясь упрямыми и злыми, а, следовательно, бесполезными и даже опасными. Собственно говоря, всякая лошадь требует особого обращения, смотря по характеру и свойствам животного».
Поставка лошадей в городскую пожарную команду производится Городским Управлением с подряда. Поставляемые лошади должны быть сорта лошадей гвардейской артиллерии, разных мастей, соответствующих мастям бракуемых лошадей. Ежегодный осмотр лошадей производится в количестве 50 голов. Все поставляемые лошади должны быть вполне здоровы, без всяких пороков и недостатков, в особенности, в копытах, отличаться работоспособностью, стройностью, неутомимостью и бодростью, должны быть послушны и добронравны, отнюдь не тупые, не упрямые, хорошего, полного, сытого, но не жирного тела, в возрасте от 3 до 4,5 лет и ростом от 2 аршин 3 вершков до 2 аршин 5 вершков, при измерении их роста без копыт.
Средняя стоимость лошади определяется в 250 рублей (1904 год). Купленные лошади осматривала комиссия для приема лошадей, которая состояла из ветеринарного врача, двух брандмейстеров, представителя Городского Управления под председательством брандмайора. Комиссией принимались лошади «вполне пригодные для службы в пожарной команде и подходящие к установившемуся типу». После осмотра передаются на двухнедельное испытание при пожарных частях, после чего, если признаются годными перечисляются в конский состав пожарной команды, в противном же случае возвращаются подрядчику.
К 1 января 1904 года в пожарной команде состояло 438 лошадей. Для лечения больных лошадей при команде имеется собственный ветеринарный лазарет. О каждом прибытии или убытии лошадей, а также о каждом перемещении их по частям, отдается приказ по команде. О каждой павшей лошади ветеринарным врачом составляется акт, представляемый брандмайору, который препровождает этот акт в Городскую Управу.