В США создаются центры передового опыта с привлечением финансирования от крупных американских технологических корпораций под эгидой федеральных инициатив (Агентство перспективных исследований в области здравоохранения (ARPA-H), NIH, Центры услуг Medicare и Medicaid (CMS), Министерство по делам ветеранов США). Разработана модель технологических инноваций — «организация целевого исследования» (Focused Research Organization, FRO), представляющая собой некоммерческую структуру с бюджетом 50–100 млн долларов и горизонтом задач на 5–7 лет. В обмен на инвестиции ИТ-гигантам будет предоставлено право коммерциализации нейрофизиологических исследований и системной инженерии. В качестве приоритетного направления выделен сектор BCI (Brain-Computer Interface или интерфейс «мозг-компьютер» — технология, которая устанавливает прямую связь между мозгом человека и внешним устройством, позволяя управлять им силой мысли, без использования мышц и голоса), который решено трансформировать в платформенную модель с наборами нейроданных и инфраструктурой для разработки приложений. При этом внутри нормативной системы США есть сопротивление таким инициативам — проблема признана на федеральном уровне (законопроект Mind Act в Сенате США) и в четырех штатах.
Пилотный проект новой медицинской модели будет выполнен Cognito Therapeutics и Институтом нейронаук Рокфеллера при Университете Западной Виргинии (RNI), которые объявили о стратегическом партнерстве 13 ноября. План предполагает запуск Brain Health Collaboratory — инициативы по созданию национального центра компетенций в области нейроинноваций. В проект объединят клиническую помощь на платформе Cognito, исследования RNI с применением ИИ и постоянный сбор данных в сельских районах. (изучено до 6 тыс. пациентов на протяжении пяти лет). Проект нацелен на лечение болезни Альцгеймера и выработку нового понимания принципов работы мозга, а также на отработку инструментов его оптимизации.
Collaboratory должна стать универсальной, тиражируемой моделью, которую смогут воспроизводить и внедрять другие медицинские организации. Вероятнее всего, в ближайшем будущем Cognito создаст три или четыре подобных коллаборации. В этом году, по оценкам, финансирование BCI вырастет в 2–3 раза относительно прошлого года (более 500 млн долл.). Главный фактор — недавний раунд Series E у Neuralink на 625 млн долл.
Первый центр компетенций по BCI может открыть Mass General. Он будет вести пациента на всех этапах: от ранней диагностики до имплантации и долгого наблюдения, а затем собирать всю информацию в единую систему на базе ИИ. Лидер рынка BCI Synchron заключил партнерство с NVIDIA. Следующий этап предполагает масштабные инвестиции
в непрерывный мониторинг пациентов, основанный на носимых сенсорах. Разработанные Meta умные очки Ray-Ban Display функционирует как носимая нейротехнологическая система, фиксирующая нейромышечные сигналы
и передающая их в ИИ-модуль для интерпретации и управления, что обеспечивает считывание действий и намерений человека без использования речи и жестов.
Система норм и стандартов на мировом уровне продвигается через экспертный совет WEF «Global Future Council on Neurotechnology». Основная активность в области глобального управления нейротехнологиями сосредоточена преимущественно на двух площадках системы ООН — Совете по правам человека и ЮНЕСКО; параллельно действуют инициативы со стороны ОЭСР, Института инженеров по электротехнике и электронике (IEEE), а также подразделения Всемирной организации здравоохранения (WHO) по вопросам передовых технологий, приоритизации исследований и их поддержке (Emerging Technologies, Research Prioritisation and Support, EPS).
Все это заставляет нас задуматься об очень неприятных рисках: возможная утрата контроля над нейроданными, воздействие на восприятие
и поведенческие процессы, сбор сверхчувствительной информации вне медицинского надзора и передача системам искусственного интеллекта сигналов мозга без явного и информированного согласия субъекта. Нейротехнологии обладают потенциалом двойного назначения
и рассматриваются как инструмент для применения в военной сфере — от управления роботизированными комплексами до кратного повышения психофизиологических способностей военнослужащих.
Потенциальные возможности применения нейротехнологий в военной области
Больше аналитики у нас в Telegram: АНО «Колаборатория»