Найти в Дзене
Заря Молодежи

Байки, тапки и талант: рецепт лампового капустника от саратовского драмтеатра

Вы же помните этот анекдот про три стадии веры в Деда Мороза? Вот за окном холод и снег, домашние волшебники – мама с бабушкой – чудесачат на кухне, папа понёс на деловую встречу с Дедом Морозом список желаний. Вечером в окружении гостей тебя ставят на табуретку и не спустят, пока не прочитаешь стократно отрепетированный с бабушкой стишок. Потом запихивают под стол, чтобы там спокойно поиграл в танчики и солдатиков, да не мешал взрослым смотреть «Кабачок 13 стульев» и подпевать «Голубому огоньку». Утром проснёшься в кроватке, бегом под ёлочку, а там подарки, которые просил. И непрошенные тоже. (Помните, да? «Но мне дарили каждый раз не то, что я хотел. То шарф, то новое пальто, то Михалкова, то Барто»). И ты удивляешься: ну почему Дедушка Мороз решил, что тебе надо именно это, а не то, что заказывал? А потом ты, дошколёнок, сидишь на диване, по телеку идут потоком мультики и фильмы-сказки, и подпеваешь героям сказок. Вот уже ты школьник, и не под, а за новогодним столом. Получаешь под

Дед Мороз с мешком подарков, табуретка для маленького декламатора новогодних стишков, ёлка-ёлка, тонкая иголка, фонарики-огоньки… мы все проходили через это.

Вы же помните этот анекдот про три стадии веры в Деда Мороза?

Вот за окном холод и снег, домашние волшебники – мама с бабушкой – чудесачат на кухне, папа понёс на деловую встречу с Дедом Морозом список желаний. Вечером в окружении гостей тебя ставят на табуретку и не спустят, пока не прочитаешь стократно отрепетированный с бабушкой стишок. Потом запихивают под стол, чтобы там спокойно поиграл в танчики и солдатиков, да не мешал взрослым смотреть «Кабачок 13 стульев» и подпевать «Голубому огоньку». Утром проснёшься в кроватке, бегом под ёлочку, а там подарки, которые просил. И непрошенные тоже. (Помните, да? «Но мне дарили каждый раз не то, что я хотел. То шарф, то новое пальто, то Михалкова, то Барто»). И ты удивляешься: ну почему Дедушка Мороз решил, что тебе надо именно это, а не то, что заказывал? А потом ты, дошколёнок, сидишь на диване, по телеку идут потоком мультики и фильмы-сказки, и подпеваешь героям сказок.

Вот уже ты школьник, и не под, а за новогодним столом. Получаешь подарки от родственников и папиного профкома, а не от сказочного дедушки, которого – ну ты ж уже большой и взрослый, должен знать - не существует. И снова подпеваешь телеку или кассетнику, уже вместе со взрослыми.

А вот уже сам в предновогодней суете покупаешь подарки, тащишь домой елку, и думаешь, куда бы спрятать от детей подальше твой нехитрый дедморозовский костюм. И напеваешь мысленно все те же песни.

Спустя десятилетия эти песни снова звучали на капустнике Малой сцены в исполнении артистов Саратовского театра драмы. Точнее, на «Новогоднем квартирнике» в музыкально-поэтической композиции Ивана Комарова и Ильи Ульянчева.

Исторически новогодний капустник – такая форма театрального представления, ведущая отсчет еще с XIX века, когда актеры собирались в узком кругу на чай и пироги с капустой (потому и «капустник»). Они пародировали свои же спектакли и своих же коллег, а порой и начальство. Театральное и не только. Играли в «фанты», пели и танцевали. Элитный междусобойчик, и не каждый войдет «в ту дверь».

Артисты драмтеатра снесли пресловутую «четвертую стену» с дверью, сделав зрителей со-творцами атмосферы домашности и импровизации, куда хотелось окунуться за праздничным настроением. Подушки, на которых можно посидеть со стаканом чая в классическом подстаканнике. Вечно включенный телек, не для просмотра, а для фона. В окна смотрит беспечный розовый вечер (к морозам, поди!), на улице снег кружится, летает и тает. Но здесь, на Малой сцене, тепло, артисты в мягких тапках на мягком ковре отдыхают после очередного спектакля. И тут же совершенно случайно здесь оказались музыкальные инструменты, ударная установка. К концерту, не иначе.

-2

Мероприятие открыло торжественное обращение Деда Мороза, которое зачитали Зайчик-Попрыгайчик и Лисичка-Сестричка. Почему бы и нет, не всё ж дедушке или его внучке надрываться?

А затем актеры сыграли в театральную рулетку. Лисичка-Сестричка предлагала зрителям вытащить из волшебного ящика фант и прочитать имя того, кто должен был… ну да, как в детстве – забраться на табуретку и что-то рассказать. Табуретку заменил мягкий ковёр, а рассказывать пришлось не только артистам.

Одна девушка в зрительном зале вытащила фант, а там пусто.

- Меня подставили! – воскликнула она. – Ну ладно…

И поведала душещипательную личную историю о новогоднем чуде от дедушки Мороза.

-3

Быть Дедом Морозом очень непросто, зато почетно. Валерий Малинин рассказал, как его сын с ужасом узнал, что папе в театре дают роли исключительно сказочных злодеев. Ну и что из того, что он играет их сказочно талантливо?

- Папа! Увольняйся из театра! – сказал малыш папе сердито. Но папа пришел к сыну на ёлку, сыграл Деда Мороза, и как-то всё обошлось.

Артисты по фантам не только рассказывали, но и пели. Исполняли мировые рождественские и новогодние хиты, а также песни, с детства знакомые всем поколениям, представленным в зале. Скептически настроенные к вольному переводу зарубежных хитов на великий и могучий русский язык, конечно же, ворчали, но потом от души плясали под те же песни на расположенном тут же танцполе.

Организаторы капустника-квартирника обещают, что каждый раз в волшебной коробке будут имена новых актеров. То есть все новогодние каникулы шоу будет живым и разным, как сама жизнь.

Андрей Фурсов

Фото с сайта Саратовского государственного академического театра драмы им. И. А. Слонова.