В эти предновогодние дни так и хочется рассказывать о настоящих энтузиастах, своего рода волшебниках. Ведь мой канал «с чувством глубокого удовлетворения» всегда рад открывать для вас мир, творческие задумки, идеи и, конечно же, их реализацию.
Сегодня представляю очередного гостя «Пензенских встреч» – Алексея Заичкина, организатора театрального проекта «Без билета».
Мы встретились с ним на пороге его «детища» – Арт-пространства «Без билета». Перед входом в это подвальное помещение, расположенное в одном из жилых домов по улице Володарского, его бородатый и бойкий хозяин чистил снег.
Так и произошло наша первая встреча с этим удивительным человеком. Уже затем, познакомившись с этим самым «пространством», я попросил его рассказать о себе и своём интересном проекте. Предыстория оказалась весьма насыщенной его жизненными событиями…
– В юношеские годы занимался в хоровой студии «Камертон» на улице Московской. Затем был автодорожный колледж и юношеское увлечение музыкой в стиле «хеви-метал». Далее – служба в армии. Потом уже по списку – работа в «Старом пивоваре», месяц жизни в селе Аришка Никольского района. Возвращение оттуда в Пензу в августе 2011 года. Именно тогда, проходя мимо колледжа искусств (в простонародье – «кулёк»), заинтересовался возможностью поступить на эстрадно-джазовое отделение (успел за это время овладеть игрой на бас-гитаре). Там же состоялось знакомство с руководителем ансамбля «Миряне» Еленой Геннадьевной Пыковой и дальнейшая учёба на фольклорном курсе.
В октябре того же года проходил «внутриколледжный» КВН. Впервые пришлось сесть за звукооператорский пульт ( уволился какой-то «парняга»). А совсем скоро «переключился» и на световое оборудование. Так получилось, что одновременно работал и учился в одном здании. Постепенно примкнул и к «театральной истории». В ту пору в Пензе проводились ежегодные благотворительные спектакли, организаторами которых в то время выступали сначала Марина Тарасова, а затем Василий Конопатин. Мне было интересно наблюдать за режиссерской работой Василия Яковлевича.
Выпустился из колледжа в 2015-м, а с 15 апреля 2016 года работаю звукооператором в нашем драматическом театре (скоро уже 10 лет). В 2017 году поступил в Самарский институт культуры на режиссёрское отделение. Моим мастером на курсе был Михаил Александрович Карпушкин, ученик легендарного режиссёра Андрея Гончарова.
В 2018 году я узнал, что следующий, 2019-й объявлен Годом Театра. У меня родилась идея организовать в Пензе свой народный театр, по типу того, что был представлен в известном фильме Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Тем более что на тот момент многие театральные студии, работавшие на сцене «Молодежного» работали, просто развалились. Начал ходить в министерство, затем и в управление культуры. Естественно, мне говорили, что «лучше не мешай, у нас и своих дел – куча». Было много и других попыток продвинуть свой проект. В итоге оказался в Доме культуры «Дружба» у Наиля Юсупова. К Международному Дню Театра в марте меня обязали «что-то показать». Я взял 3 одноактных пьесы, сделал сам декорацию-трансформер. Подготовили постановку современной пьесы-комедии про любовь, вампиловскую пьесу «Дом окнами в поле» и чеховскую – «Предложение». Помню, на сцене в драмтеатре тогда выступал Сергей Пенкин. Он пел, а в это время под сценическим кругом я пилил и сверлил свои декорации, и когда тот завершал песню, мне тоже приходилось делать паузу.
… В итоге я окончательно выяснил для себя одно, – надеяться на какую-то помощь и содействие от власть имущих в нашем городе почему-то просто невозможно.
В 2022 году поставил на малой сцене драмтеатра спектакль «Олби, или Что случилось в зоопарке», – это была моя работа, за которую потом получил красный диплом.
В прошлом году подготовил спектакль «Изабелла», по мотивам произведений Пушкина «Анжело». Мы представили его на сцене Театра Мейерхольда.
Так, потихонечку, я начал зондировать какие-то помещения для своей сценической работы. И вот сейчас только появилась такая возможность.
– Предыстория получилась весьма основательная и драматичная… Теперь, уже более оптимистично глядя в творческое будущее, – расскажи о своём новом проекте «Без билета»…
– Да, наконец-то нашел такое подвальное помещение. Пусть оно пока выглядит и несколько проблемным, так как дают о себе знать грунтовые воды, и я поменял здесь уже три насоса. Хорошо ещё, что зимой есть отопление, и мне не надо за него платить. Да и жильцам этого дома нечего беспокоиться на подвал, в котором всегда сухо.
– Много ли уже здесь состоялось театральных встреч?
– Начались они в конце марта, когда организовали «нулевую читку», – всё прошло максимально спонтанно. Бывший студент колледжа Данила Коробанов, работающий в Доме Мейерхольда, написал несколько драматических пьес и прислал их мне. В воодушевлении мы с ним вскоре встретились, распечатали текст, купили в «Фикс-прайсе» нужные вещи. Тут же сделали Домового из поварёжек, ложек, вилок и полотенца. Я «добавил» туда несколько музыкальных вставок и световых эффектов.
Позвонили знакомым и показали эту историю. С этого всё и началось. А потом состоялось ещё 38 сценических читок. В мае мы также показали здесь фильм «Солдат и слон» с Фрунзиком Мкртчаном. Одна читка у нас повторилась – это «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», повесть-притча, написанная Ричардом Бахом. Представили также курсовой спектакль студентов колледжа искусств – «У бабки в сапоге играет фокстрот», а также два отрывка из произведений («Шинель» и «Хождение по мукам»). Всего же за это время организовали более 45 мероприятий без какой-либо помощи и субсидий. Билеты у нас не продаются.
– Как раз по названию проекта…
– Да, любой человек может сюда прийти, и если захочет, может отблагодарить артистов. Это только приветствуется. Ведь за аренду платить нужно. Да и при подготовке очередной читки мы всегда что-то покупаем.
– Так или иначе, вы всё проводите на чистом энтузиазме…
– Да, конечно. Я сначала планировал сделать 10-15 читок, и из этого материала что-то отобрать для подготовки полного спектакля. Почти все пьесы были с участием малого количества действующих лиц, в основном, – это моно-спектакли. Что интересно, из 38-ми пьес было всего лишь 5 комедий.
– Да и сам зал у вас небольшой…
– 24 посадочных места. Но народ уже к нам ходит, определился свой костяк из постоянных зрителей. У нас тут нет никакой коммерческой «начинки», больше просветительская и педагогическая, – с участием студентов. Читки у нас проводятся уже еженедельно, в них могут принимать участие и желающие театралы, по предварительному договору. Наша цель – оценить то или иное произведение при его сценической читке. Притом, у нас есть и свет, и звук, и определённые мизансцены, и костюмирование (при необходимости).
– То есть в данный момент продолжается творческое горение, при котором появляются новые желания и даже мечты?
– Конечно. Когда в конце ноября мы собрались все вместе, то пришли к выводу, что пора уже ставить полноценные спектакли. После Нового года мы планируем подготовить до начала лета 3 постановки: комедию, трагедию и мистерию. И в итоге, уже с сентября, войти в свой сезон, уже как репертуарный театр.
– Что ж, остается вам искренне пожелать успехов в этой творческой работе!
– Спасибо! Приходите на наши очередные творческие вечера.