Новый год на фронте
Отпуск у замкомандира взвода саперной роты Виталия Леоновича выпал на начало декабря. Встреча наша прошла в музее, здесь уже была готова ретрофотозона, в которой семья бойца с удовольствием сфотографировалась на память. Сам Новый год Виталий встретит на фронте. Это будет уже четвертый праздник вдали от дома, на боевом посту. А в короткий отпуск Виталий с женой Алиной и дочкой Настей наслаждаются каждой минутой, проведенной вместе. Надо было успеть жене и дочке подарки купить к Новому году.
- Каждый отпуск я приезжал домой, а живу я в селе Красная Поляна, и старался сделать необходимые мужские дела, которые скапливались за год и ложились на плечи моей супруги. Но из этого мало что выходило хорошего – дел было слишком много, а времени слишком мало, поэтому сейчас стараемся просто больше проводить времени друг с другом.
Папу Виталия призвали в армию, когда Насте было четыре года. Срочную службу он проходил на Дальнем Востоке, в мотострелковых войсках. Через полгода срочной службы, 1 октября 2022 года, он подписал контракт.
- Жене и родителям позвонил, когда был в аэропорту Хабаровска и нашу часть перебрасывали на запад, сообщил о своем решении ехать на СВО, – вспоминает Виталий.
- То, что мы были в шоке, это мало словами передать наши чувства, ведь еще полгода он должен был служить и о перспективах участия на СВО мы даже не думали, – присоединяется к разговору Алина, - но ничего уже было поделать нельзя, Виталий принял свое непростое, но очень важное решение.
В декабре 2022 года боец с позывным «Леон» приступил к своим военным обязанностям на СВО.
- Еще в части на Дальнем Востоке нас обучали саперному делу. Здесь обучение продолжилось, и я стал сапером в саперном батальоне, - говорит «Леон».
Мы на страницах газеты часто рассказываем в своих материалах о разведчиках и штурмовиках, об опасности их работы «на передке». Но работа сапера не менее опасна.
- Мы идем на передке первыми - разминируем территорию для штурмовиков и разведчиков, и уходим последними, нужно заминировать объекты для противника…
А чего стоят ошибки саперов, вы сами прекрасно понимаете. Поэтому дома Алина ждет каждый день весточки с фронта и очень тревожится, если вестей долго нет.
- Общаемся в основном в мессенджерах и соцсетях, через систему спутникового интернета, который обеспечивает связь стабильно, а вот с телефонной часто возникают проблемы, – комментирует «Леон». – Но я всегда при первой возможности стараюсь связаться с родными, знаю, как они переживают и ждут меня.
Их саперный батальон работает исключительно в боевых условиях, на освобожденных территориях разминированием занимаются другие подразделения, в том числе гражданские саперы.
«Леон» за три года побывал и на Запорожском, и на Донецком направлениях. Саперы внешне не особо отличаются от других подразделений, также живут в блиндажах, роют окопы и по форме выглядят похоже, только брони чуть больше – бронированные киары, наплечники, напашники. Если надевать всю защиту, она будет весить около ста килограммов – ходить в этом тяжело. Также приходится носить оружие, гранаты, весь боекомплект, плюс щуп и металлоискатель - они- то, наверное, и являются главным отличием от других родов войск. Есть и специальная гусеничная техника для разминирования.
На фронте среди машин особенно востребованы «УАЗы» - «буханки», их также стараются защитить от мин сетками, решетками, станциями РЭБ.
- Противник довольно изощрен в приготовлении орудий смерти и постоянно придумывает разные мины - «магнитки», которые срабатывают, если мимо проходит человек с металлом. Есть мины с датчиками движения, привычные растяжки, мины на нитках. Заметить их и обезвредить - главная задача сапера. С опытом появляется особое чутье. Некоторые мины скидывают беспилотники. Наши разведчики с БПЛА также могут находить мины и передавать нам информацию. Работаем всегда слаженно, в связке. Это очень важно для проведения успешной операции по освобождению территорий.
А таких операций у «Леона» было немало. Не зря он награжден медалями «За разминирование», «Воинская доблесть 2 степени», «За храбрость», «Участие в СВО». Но, помимо медалей, «украшают» сапера и шрамы от ранений. В 2024 году он был серьезно ранен в руку, после госпиталя 3 месяца ходил со спицами дома. Когда спицы сняли, он вернулся в военную часть на Дальний Восток, где его признали вновь годным к службе.
- Есть у меня в батальоне друг из Балахтинского района - «Мирный». Мы вместе проходили срочную службу, вместе подписали контракт. Это очень важно - иметь друзей, ведь дружба скрашивает тяготы военного быта и самой службы.
Радует бойцов и гуманитарная помощь, особо греют душу солдат детские письма.
- Гуманитарку мы получаем в основном с Дальнего Востока, так как наша военная часть базируется там. Солдатам со всей страны идет помощь, особо ценно и специальное военное оборудование: РЭБ «Булаты» и другая спецтехника, защищающая нашу жизнь.
Когда эта статья готовилась к печати, «Леон» уже вернулся на фронт и продолжает освобождать Гуляйполе. Новый год он проведет среди СВОих. По традиции на 31 декабря они украсят блиндажи, приготовят праздничный обед и получат подарки - продуктовые наборы и подарки из дома и от волонтеров.
Дочка Настя тоже растет патриоткой, свои письма и рисунки отправляет бойцам на фронт. А в волшебную ночь их семья загадает одно желание на троих: «Чтобы скорей наступил мир». К этому желанию присоединимся и все мы…
Ольга ЦИКУРОВА
Фото Елены Максимовой и из личного архива «Леона»