Найти в Дзене
АиФ–Тюмень

Одиннадцать лет лжи. Врач много лет скрывал расправу над женой и играл роль безутешного мужа

Настоящая семейная драма разыгралась в один февральский день и продлилась долгих 11 лет. Загадочное исчезновение женщины, ее убитый горем безутешный муж – за этой историей следила вся страна. Правда оказалась жуткой. Все врачебное сообщество Санкт-Петербурга было взбудоражено новостью, облетевшей город в феврале 2010 года. Известный врач-гинеколог Ирина Земченкова, «врач от Бога», как называли ее тысячи благодарных пациенток, бесследно исчезла средь бела дня. По словам супруга, уважаемого в городе человека, главного нефролога Петербурга Александра Земченкова, его жена вышла из дома на улице Чапыгина в праздничный день 23 февраля, чтобы навестить пациентов в роддоме, и просто не вернулась. С этого момента началась долгая история поисков, полная странных нестыковок, которая завершилась лишь спустя одиннадцать лет шокирующим признанием. Ирина Земченкова родилась в семье ленинградских медиков. Ее отец - заслуженный профессор ветеринарии Геннадий Кононов, мать возглавляла поликлинику. У Ири
Оглавление

Настоящая семейная драма разыгралась в один февральский день и продлилась долгих 11 лет. Загадочное исчезновение женщины, ее убитый горем безутешный муж – за этой историей следила вся страна. Правда оказалась жуткой.

Ушла из дома и не вернулась?

Все врачебное сообщество Санкт-Петербурга было взбудоражено новостью, облетевшей город в феврале 2010 года. Известный врач-гинеколог Ирина Земченкова, «врач от Бога», как называли ее тысячи благодарных пациенток, бесследно исчезла средь бела дня. По словам супруга, уважаемого в городе человека, главного нефролога Петербурга Александра Земченкова, его жена вышла из дома на улице Чапыгина в праздничный день 23 февраля, чтобы навестить пациентов в роддоме, и просто не вернулась. С этого момента началась долгая история поисков, полная странных нестыковок, которая завершилась лишь спустя одиннадцать лет шокирующим признанием.

Ирина Земченкова родилась в семье ленинградских медиков. Ее отец - заслуженный профессор ветеринарии Геннадий Кононов, мать возглавляла поликлинику. У Ирины и ее мужа было трое детей. Когда она пропала, на стенах домов и в метро появились тысячи объявлений. Весь город искал невысокую женщину в очках с короткой каштановой стрижкой. Александр Земченков разыгрывал роль убитого горем мужа: он нанимал частных детективов, тратил огромные суммы на поиски и даже обратился в программу «Жди меня». В эфире федерального канала он сокрушался о неизвестности, а в социальных сетях публиковал лирические посты с песнями о тоске и надежде.

Мешки со «старыми книгами»

Однако уже тогда в показаниях безутешного мужа были несостыковки. Александр утверждал, что Ирина уехала на работу, но камеры видеонаблюдения, установленные на ее маршруте, женщину не зафиксировали. Она не заходила в метро и не проходила по оживленному Каменноостровскому проспекту. Записи с камер непосредственно у дома были изъяты следствием слишком поздно, через месяц после исчезновения, когда информация уже стерлась автоматически. Коллеги Ирины в один голос твердили, что в тот день она планировала отдыхать дома, а вовсе не рвалась в больницу. К тому же в день исчезновения по телефону Ирины отвечал сам муж, объясняя это случайностью. Еще одной странной деталью стали два больших мешка со «старыми книгами», которые Александр Юрьевич выносил на помойку именно в тот роковой день, и его бесцельная поездка в сторону области, которую он объяснил внезапной переменой настроения.

Семейная драма

За внешним благополучием семьи Земченковых скрывалась драма, о которой знали многие друзья, но молчало следствие. У главного нефролога был многолетний роман с коллегой, Анастасией. Пока Ирина переживала из-за ревности и подозрений, Александр строил планы на новую жизнь. Развод казался ему слишком сложным выходом: влиятельный тесть, раздел четырехкомнатной квартиры и общественное порицание пугали доцента. Исчезновение супруги решало все проблемы разом. Удивительно, но новая пассия переехала в квартиру Земченкова уже через несколько месяцев после того, как Ирина «ушла в роддом». В 2016 году, когда пропавшую официально признали умершей, Александр и Анастасия поженились, создав новую счастливую семью с общими детьми.

Следствие по делу об убийстве, возбужденное вскоре после исчезновения, годами топталось на месте. Обыски в квартире провели лишь спустя два месяца, на даче - через три. Авторитет «главного нефролога» и его связи в медицинских кругах словно создавали вокруг него невидимый щит. Казалось, дело окончательно уйдет в архив, если бы не поразительная стойкость 91-летнего отца Ирины. Геннадий Кононов все одиннадцать лет не прекращал попыток найти дочь. В декабре 2020 года он добился личного приема у главы Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина. Реакция последовала незамедлительно: расследование возобновили, подключив криминалистов из центрального аппарата.

Уехала в Турцию

В марте 2021 года за Александром Земченковым пришли. На этот раз полиграф подтвердил то, о чем многие догадывались годами: врач причастен к исчезновению жены. На вторые сутки задержания он дал признательные показания. Картина преступления оказалась страшной. Во время очередной ссоры на почве его измен Александр толкнул Ирину, она упала и ударилась головой. Поняв, что жена мертва, интеллигентный доктор не вызвал скорую, а решил избавиться от тела, а останки вынес в тех самых мешках, которые соседи приняли за связки книг.

Несмотря на то, что позже Земченков отказался от признания, заявив о давлении со стороны следствия, история о «пропавшей без вести» окончательно рассыпалась. Его вторая жена, Анастасия, после ареста супруга спешно уехала в Турцию. Семья, которую Александр строил на костях своей первой жены, рухнула.