Продолжаем разговор о пожарных каланчах города Благовещенска, как известно, их было три. Первую каланчу построили на территории Городской Управы – это общеизвестный факт, но при изучении истории ее возведения возникает немало вопросов. Если выбор места строительства первой каланчи можно объяснить тем, что отсюда город хорошо просматривался сверху во все стороны, то вопрос, почему на одних фотографиях каланча приземистая, а на других высокая со шпилем, когда и почему каланчу перестроили, остается открытым.
Ответы на многие вопросы, связанные с первой каланчой Благовещенска, находим в первой части недавно вышедшей книги И.И. Коробий «Благовещенск. Архитектурное наследие центральной части города», в главе, посвященной строительству здания Городской Управы.
Как выяснилось, с 1866 по 1877 гг. участок земли в 26 квартале на пересечении улиц Большой и Торговой «по купчей крепости совершенной 1866 г. сентября 10 дня» принадлежал Министерству внутренних дел и находился в ведении Благовещенской городской полиции. В июле 1877 г. этот участок купила в собственность Городская Управа для строительства «2-х этажного каменного здания для городских учреждений».В августе 1891 года состоялось освящение нового здания.
Во дворе Управы находился пожарный обоз – двухэтажное кирпичное здание пожарной команды, кирпичная конюшня, баня и кузница. Над зданием Городской Управы с юго-восточной стороны размещалась пожарная каланча. Принято считать, что построена она в одно время со зданием Городской Управы, но в документе «Счет произведенных штукатурных работ внутренних стен и потолков нового каменного строения Городской Управы» от 13 июля 1891 г. перечисляются помещения первого и второго этажа. В первом пункте описания нижнего этажа значится «комната с лестницей на каланчу».Значит, в 1891 г., когда было построено здание Городской Управы, пожарная каланча уже существовала, делает вывод И.И. Коробий. Сохранилась архивная фотография, подписанная от руки «Г.Благовещенск. Базар в 1890 г.», на которой запечатлена Съестная улица, с левой стороны улицы расположены торговые ряды Харлампия Петровича Тетюкова, справа на заднем плане видна пожарная каланча, но без здания Городской Управы, построенного в 1891 г.
Не меньший интерес представляет еще один документ. На реестровом плане 1928 г. здание Управы П-образное, справа со стороны двора имеет выступающее крыло, по форме близкое к квадрату. Здесь и располагалась пожарная каланча. Вероятно, возведена она была раньше, до 1891 г., а здание Управы к ней уже «пристраивалось». Основание каланчи встроили в правое крыло, а ее верхний уровень возвышался над зданием Управы, сохраняя свои функции.
Надо полагать, на этом участке между 1866 и 1877 гг. размещался первый пожарный обоз. До революции пожарные команды были в подчинении полиции и в большинстве случаев находились под одной крышей или одном дворе с полицейским управлением или участком.
Как мы уже говорили, в это время в городе был пожарный обоз, но не было профессиональной пожарной команды. Пожары тушили унтер-офицер и 14 рядовых Второго Восточно-Сибирского линейного полка, а потом казаки Амурского казачьего войска, которых командировали на службу при полицейском управлении на год, они охраняли общественный порядок в городе и боролись с огнем. Служба при полицейском управлении была сходна с армейской: откомандированные казаки жили в казарме, поочередно несли постовую службу на каланче, у ворот, на конюшне, у пожарных инструментов.
Вполне резонно предположить, что пожарная каланча была построена еще тогда, когда эта территория принадлежала Министерству внутренних дел, то есть до 1877 гг., и это было самое высокое строение в городе. Здесь же, вероятно, находились деревянные постройки: казарма, конюшня, помещения для хранения инвентаря.
Кстати, сохранились фотографии 1870 гг. с панорамными видами города, сделаны они с самой высокой точки в западном и восточном направлениях по улице Большой. Если учесть, что город в то время был одноэтажный, то самым высоким местом могла быть только пожарная каланча, а анализ ракурса фотографий показывает, что они сделаны оттуда, где она располагается и сейчас. Остается открытым вопрос: было ли основание каланчи изначально построено из привозного кирпича, или же она была полностью деревянной и перестраивалась позднее, когда было налажено местное производство кирпича.
При сравнении фотографий 1890 г., конца 19 века и начала 20 в. видна разница в высоте пожарной каланчи. На более ранних фотографиях это приземистое строение, с небольшой деревянной будкой и галереей наверху. На фотографии начала 20 века на кирпичном основании размещена более высокая конструкция, обшитая металлическими листами, с более просторной караульной будкой с четырехскатной крышей и галереей. На крыше размещен шест с сигнальными знаками, извещающими о категории пожара. Вопрос – когда была изменена конфигурация пожарной каланчи, пока остается открытым.
16 августа 1896 г. постановлением Благовещенской городской Думы был утвержден «план здания для пожарного обоза».На фотографии «Молебен в память 20 июля 1900 г.», возможно запечатлен день 20 июля 1902 г. На ней за торговыми рядами во дворе Городской управы видна крыша двухэтажного пожарного обоза, что может послужить косвенным доказательством постройки этого здания в 1896-1897 гг. Кстати, на этой фотографии пожарная каланча еще не перестроена.
Вопрос о строительстве здания каменной конюшни обсуждался на заседании городской Думы 8 августа 1903 года. Согласно протоколу, Дума постановила: «Строить конюшню по линии пожарного обоза, доассигновать 1000 рублей».
В октябре 1959 г. было принято решение о создании в 26 квартале Благовещенска Электроаппаратного завода с перестройкой всех имеющихся на территории строений. Здание пожарного обоза сильно изменилось при реконструкции и эксплуатации: было разобрано межэтажное перекрытие и оборудован гальванический цех, из-за воздействия агрессивной среды наружные капитальные стены сильно пострадали.
Чудом здание пожарной команды сохранилось до наших дней. В 2025 г. был разработан проект его сохранения и приспособления для дальнейшего использования.
Выражаем благодарность Т.Н. Телюк и И.И. Коробий за предоставленные фотографии, опубликованные в книге «Благовещенск. Архитектурное наследие центральной части города».