Канал "Историческое оружиеведение" продолжает цикл публикаций об истории использования специального оборудования на поле боя. И сегодня поговорим о первых опытах по использованию прожекторов, которые прошли в последней четверти XIX века, и об их результатах.
Заодно актуализирую статью о спецкостюме из медной проволоки, стоявшем на вооружении РККА (ссылка будет в конце).
Материал представляет собой сокращенное и адаптированное изложение статьи "Электрическое освещение местности в боевом отношении", которая была опубликована в "Оружейном сборнике" в 1892 году (искал ее в архиве давно, в конце концов махнул рукой, а на днях случайно наткнулся).
Статья интересна тем, что довольно подробно описывает конструкцию самых передовых на тот момент прожекторов, их стоимость и результаты опытов по использованию.
Как все начиналось
Первые опыты по использованию электрических приборов для освещения местности в военных целях были проведены уже в 1870-х годах. Однако, поскольку основным источником электричества были батареи, опыты эти носили скорее теоретический, чем практический характер. Только в 1877 году, с изобретением во Франции динамо-машин появилась возможность перейти от теории к практике.
Предполагалось, что электрическое освещение можно было использовать для выполнения двух основных задач - освещения близрасположенной местности при каких-либо работах (строительство, медицина) и для освещения от определенной точки по направлениям, отдаленным от нее, на которых может находиться противник, или которые н может попытаться атаковать.
Во втором случае обычно применялись осветительные ракеты, однако, мог использоваться и аппарат, собирающий лучи света в пучок приблизительно параллельных лучей и направляющий этот пучок в разные стороны и на разные расстояния.
"Проекционный" способ имел следующие преимущества:
"1) пучок концентрированного света можно наводить на такие расстояния, куда невозможно добросить пиротехнические составы в целости, 2) вращая пучок света, можно быстро осмотреть круголежащую местность, что весьма трудно исполнить при пиротехнических средствах, 3) так как последние горят только несколько минут и даже несколько секунд, то пользуясь, ими, нельзя освещать цели непрерывно, 4) район освещения местности пиротехническими составами нельзя, по желанию, ограничивать тем или иным пределом, да кроме того, при небольшой дальности метания, они освещают для неприятеля отчасти и места собственного расположения".
Кроме того, прожектора, хотя и были довольно громоздкими и дорогими, однако в использовании обходились дешевле осветительных снарядов.
Конструкция и основные производители
Электро-осветительный аппарат состоит из следующих главных частей: парового котла, паровой машины, одной или двух динамо-электрических машин, одной или двух электрических ламп и одного или двух рефлекторов для концентрирования света.
Аппараты эти могут быть стационарными и возимыми (на повозках). Конструкция возимого прожектора гораздо сложнее, поскольку требует уменьшения веса и размеров комплекса.
На последнюю четверть 19 века уже имелось несколько типов крепостных прожекторов: фирмы. Сотерра-Лемонье в Париже, Симменса и Гальске в Берлине, Шуккерта в Нюренберге, Эбнера, и, наконец, образец конструкции принятой особым военным комитетом для австрийской армии. Наибольшее распространение получили апараты фирмы Сотерра-Лемонье, которые были приняты на вооружение в французской, итальянской, с недавних пор в испанской и турецкой, а с 1886 года в нашей армии. Аппараты Сименса и Гальске, а также Шуккерта введены в Германской армии.
Наибольший интерес представляет прожектор, изобретенный полковником французской службы Манженом и усовершенствованный заводом Соттера и Лемонье.
Фирма эта производит в настоящее время три типа приборов: 1) перевозимый крепостной аппарат образца 1888 года силой света= 35,000 нормальных свечей. 2) приборы такой же силы света для установки на береговых фортах. 3) переносные горные приборы силою света = 1,600 свечей.
Первый тип прибора размещается на двух повозках: одна для машин, а другая для прожектора. Паровой котел трубчатый, в 8 лошадиных сил, с наибольшим давлением в 6 атмосфер и может при желании сниматься. Двигателем служит паровая машина Парсона, дающая до 10,000 оборотов в минуту и непосредственно соединенная с динамо-машиною (компаунд) Грамма. Повозка с прожектором содержит две лампы, одна - для автоматического, а другая для ручного действия, катушку с кабелем и оборудование для устройства телефонного сообщения с наблюдателем, расположенным перед прибором. Прожектор диаметром в 75 см имеет "чрезвычайно остроумный" рефлектором, представляющий собой выпукло-вогнутое стекло с поверхностями разной кривизны: радиус выпуклой поверхности > радиуса вогнутой, вследствие чего стекло у краев толще, чем у середины. Выпуклая часть серебрится. Лучи, идущие на вогнутую часть, преломляясь в стекле и, отразившись от посеребренной поверхности, возвращаются назад, будучи уже параллельны оси фонаря.
На местности, непроходимой для повозки, прожектор может быть снят 4 человеками и расположен на штативе. Стоимость прибора 29,000 франков.
Второй тип электро-осветительного прибора (береговой) для постоянной установки, с прожектором в 90 и 150 см состоит из трубчатого котла в 12 л.с. при наибольшем давлении в 6 атмосфер. Двигателем служит паровая машина системы Пилона с динамо-машиной Грамма, дающей при 350 оборотах в минуту 100 ампер и 70 вольт. Прожектор имеет автоматическую лампу, управляемую механизмом, расположенным снаружи и поворачивается ручным приводом. Стоимость прибора с установкой - 135,000 франков.
Третий тип электро-осветительного прибора (горный) производитель предполагает приспособить к перевозке на мулах. Эти приборы будут состоять из трубчатого котла, небольшой машины Брозернуда и динамо-машины Грамма. Вес - не больше 100 кг. Прожектор в 30 см с автоматической лампой предполагается размещать во время работы на двуколке (двухколесная конная повозка). Стоимость прибора - 7,650 фр., действие света - от 2,000-2,500 м.
Опыты по использованию прожекторов
Наиболее интересные опыты по использованию прожекторов были произведены в 1891 году в Испании (на суше) и в Турции (береговая оборона).
В Испании эти опыты были произведены в июле на Карабаихельском артиллерийском полигоне с прожектором системы Манжена диаметром 75 см.
До начала опытов прожектор был перенесен людьми на место, наиболее удобное для наблюдений.
Длина полигона равнялась 4000 м. На разных дистанциях были расставлены мишени, обозначавшие пехоту и кавалерию. Все можно было рассмотреть в подробностях. На расстоянии 5000 м наблюдатели могли рассмотреть маленький домик. Максимальное расстояние, на котором наблюдателям удалось рассмотреть объект, составило 9000 м - белая башня над военной школой.
Наблюдения сопровождались стрельбой как полевой артиллерией, так и пехотой:
"Три батареи 5-го полка и две роты пехоты стреляли на 3,000 м (4200 шагов) по колоннам, на 1,500 м (2100 шагов) по фигурам во весь рост. По словам офицеров, наблюдения были столь же отчетливы как и днем и стрельба велась тем же порядком и с той же быстротой. Ружейный огонь открыли с 2,000 м (2800 шагов) и прекратили на 600 м (840 шагов) от мишеней. При этом обнаружилось, что при одном и том же освещении стрельба для артиллерии более легка, нежели для пехоты, и предметы гораздо яснее можно видеть непосредственно, чем на прицельной линии. Успех пехотного огня на небольших расстояниях был вполне удовлетворителен".
Турецкое Морское ведомство провело опыты с прожекторами Манжена диаметром 60 см, управляемым автоматически, и Шуккерта того же диаметра, но ручного.
Аппараты были расположены рядом на высоте 6 метров над уровнем моря; они получали ток от динамо-машин, находящихся недалеко в арсенале. Комиссия морских офицеров присутствовала на том же берегу в 60 метрах от прожектора.
Прожектор Манжена был удобнее для управления, поскольку имел манипулятор из двух рукояток: при движении одной фонарь поворачивался в вертикальной плоскости, при движении другой - в горизонтальной.
"Начали с освещения самых близких предметов на 2,800 и 3,000 м: барки рыболовов, люди на лодках, развешанные сети и даже их подпорки, все это различалось как бы днем простым глазом. На 5,100 м были видимы вполне все детали домов, стоявших на южной стороне залива. На 6,000 м можно было считать окна в главных зданиях города, расположенного на холме, и ясно был виден шар под крестом греческой церкви. На 7,200 м в подзорную трубу можно было различать снасти и мачты затонувшего судна, которые торчали из воды. Опыты закончились освещением торпедной лодки, выкрашенной в черную краску и маневрирующей по заливу. За ней можно было следить до 3,800 м, не теряя ни на секунду из глаз, пока она, наконец, не скрылась за выступом берега".
Прожектор Шуккерта оказался слабее - уже после 4500 м пришлось воспользоваться подзорной трубой.
После опытов эффективное расстояние для прожектора Манжена было определено в 7000-7200м, для прожектора Шуккерта - 4500-4800 м.
Эффективность противодействия прожекторам
В этом плане интересный опыт был проведен в России - стрельба двумя батареями с дистанции 625 сажен (1333 м) велась по керосиновой лампе с рефлектором, установленной на вышке:
"из опытов Кавказского учебного полигона можно заключить, что электрический фонарь представляет цель неуловимую. Причины тому следующие: высокое положение светящейся точки, свет, ослепляющий глаза наводчика, крайняя обманчивость наблюдений, по которым судят о пристрелке, что выяснилось на опытах Кавказского учебного полигона, где стрелявшие на 625 сажен против поставленной на вышку керосиновой лампы с рефлектором две казачьи батареи совершенно не могли различать ни перелетов ни недолетов, им казалось, что все снаряды рвутся около вышки".
Вместе с тем, опасность для прожекторов представлял ружейный огонь, который при соответствующей массе залпа уже мог быть не прицельным - одна пуля или осколок могли вывести из строя прожектор. В качестве средства противодействия предлагалось ставить прожекторы возможно дальше в тылу.
Но
"Вообще на все утверждения относительно возможности разрушения прожекторов неприятельскими выстрелами можно сказать следующее: с военной точки зрения важно извлечь из применения электроосветительных приборов возможно большую пользу, не обращая внимания на то, что во время действия своего, приборы эти будут подвергаться опасности. Какая, например, польза будет в том, что по сдаче крепости, в руки неприятеля попадут совершенно исправные прожекторы, служившие во время обороны только лишней обузой осажденному, неумевшему разумно ими воспользоваться? И, наоборот, разве найдется голос, осуждающий коменданта крепости за то, что извлекая возможно большую пользу из имеющихся в его руках прожекторов, он дал возможность неприятелю разбить несколько экземпляров, но за то заставил снять осаду и отступить?"
Небольшой комментарий от "Исторического оружиеведения"
Как говорят, при осаде Парижа во время франко-прусской войны 1870-1871 годов французы освещали прожекторами места осадных работ, которые проводили немцы. Немецкие солдаты получали приказ прекращать работы и залегать. Считается, что это первый случай применения прожекторов в боевой обстановке.
Когда готовил этот материал, подумалось: о "прожекторах маршала Жукова", использованных при штурме Зееловских высот знают все. А кто первым высказал эту идею в ходе совещания?
Цикл статей об использовании специальной техники в бою будет продолжен.
Не пропустите!
О спецкостюме РККА можно прочитать здесь.
Подписка, лайк и репост помогут развитию канала. Спасибо!