Найти в Дзене
БелПресса

Бог во всём. Как проходят «Неслучайные встречи» в одном из старейших соборов Белгорода

В год своего 225-летия – в 2024-м – Николо-Иоасафовский собор в областном центре заметно преобразился не только внешне – духовная жизнь прихода тоже стала богаче. Прихожане радуются обновлённой росписи стен и светлым после побелки колоннам, а также воскресной школе под названием «Неслучайные встречи», регулярным экскурсиям и квестам для детей, цветочной мастерской «АНИС», созданной недавно для благоукрашения храма. Ровно год назад в зимний праздник Николая Чудотворца одному из центральных соборов Белгорода исполнилось 225 лет. Никольская кладбищенская церковь – ровесница Александра Сергеевича Пушкина – возведена в 1799 году в правление императора Павла Первого на окраине города на пожертвования белгородцев. «Изначально была маленькая часовня на городском кладбище, ныне это центральная круглая часть храма, – рассказывает отец Алексий. – В 1837 и 1867 годах расширили алтари по бокам и построили длинную трапезную часть, через которую сегодня прихожане заходят в храм. К концу ХIХ века собо
Оглавление
    «Неслучайные встречи» / Фото: Анна Аткина
«Неслучайные встречи» / Фото: Анна Аткина

Бог во всём. Как проходят «Неслучайные встречи» в одном из старейших соборов Белгорода

Собеседник «Белгородской правды» – настоятель Николо-Иоасафовского собора, иеромонах Алексий (Черняев)

В год своего 225-летия – в 2024-м – Николо-Иоасафовский собор в областном центре заметно преобразился не только внешне – духовная жизнь прихода тоже стала богаче. Прихожане радуются обновлённой росписи стен и светлым после побелки колоннам, а также воскресной школе под названием «Неслучайные встречи», регулярным экскурсиям и квестам для детей, цветочной мастерской «АНИС», созданной недавно для благоукрашения храма.

Часовня на окраине

Ровно год назад в зимний праздник Николая Чудотворца одному из центральных соборов Белгорода исполнилось 225 лет. Никольская кладбищенская церковь – ровесница Александра Сергеевича Пушкина – возведена в 1799 году в правление императора Павла Первого на окраине города на пожертвования белгородцев.

«Изначально была маленькая часовня на городском кладбище, ныне это центральная круглая часть храма, – рассказывает отец Алексий. – В 1837 и 1867 годах расширили алтари по бокам и построили длинную трапезную часть, через которую сегодня прихожане заходят в храм. К концу ХIХ века собор принял законченный вид – каким мы его видим сейчас».

История собора тесно связана с именем святителя Иоасафа. В 1911 году в Белгороде проходила масштабная подготовка к его канонизации. Тогда из серебра изготовили раку святителя и поставили её на дорогостоящую плиту из тёмного камня под названием «норвежский лабрадор». Когда в 1922-м вышел указ об изъятии церковных ценностей, серебряная рака святителя была поругана, а камень исчез.

   Алексий Черняев / Фото: Анна Аткина
Алексий Черняев / Фото: Анна Аткина
«Камень святителя Иоасафа хранится у нас, но мы до сих пор не разгадали его тайну, – признаётся настоятель. – Изучали архивные материалы, но не нашли информации, как эта редкая каменная плита попала к нам. Свято-Троицкий монастырь, где хранилась святыня, разрушили в 1920-е годы. Есть версия, что верующие люди тайно перевезли на повозке тяжёлую плиту на окраину города, где располагалась Никольская церковь».

Ещё одна святыня собора – Песчанская икона Богородицы, древнейшая из сохранившихся копий той, которую обрёл святитель Иоасаф недалеко от города Изюма Харьковской области. Во время Первой мировой войны оригинал чудотворной иконы возили по фронтам. В период революции и Гражданской войны пути её затерялись.

   Камень Иоасафа / Фото: Анна Аткина
Камень Иоасафа / Фото: Анна Аткина
«Насколько наш список с иконы древний – сказать трудно, нужно проводить экспертизу, – считает настоятель. – Известно только, что её принесли крестным ходом в Белгород в 1913 году и передали в дар священномученику Никодиму, в то время белгородскому епископу. Серебряный оклад, который сейчас на иконе, был сделан в 2016 году ювелирами из Костромы – они впервые применили уникальную технологию бесшовной пайки серебряных листов».

Никольская церковь – одна из немногих в Белгороде, которая действовала в период советской власти и закрывалась только во время Великой Отечественной войны – с 1941 по 1943 год. Она стала кафедральным собором областного центра после закрытия Преображенского в 1962 году. А наименование «Николо-Иоасафовский» собор получил в 1996 году. Интересно, что главному его иконостасу более 100 лет.

   Фото: Анна Аткина
Фото: Анна Аткина
«Старинный иконостас перенесли в Никольскую церковь из Преображенского собора, – рассказывает отец Алексий. – А туда он попал в 1916 году. Согласно «Курским епархиальным ведомостям», иконостас привезли в Белгород из курского Знаменского монастыря, который располагается на центральной площади Курска».

Масштабный ремонт

Удивительным образом судьба собора связана с историей нашей газеты. До 1962 года храм был разделён на две части с разными входами. Богослужения совершались в трапезной части церкви, более новой, она отапливалась и называлась «зимний храм». А старинная круглая часть не отапливалась и медленно разрушалась – здесь располагались склады.

«Известно, что в 1945 году летняя часть храма была отдана властями под склад газеты «Белгородская правда», – делится настоятель. – Этот период плохо сказался на состоянии храма и его росписи».

В июле 2023-го настоятелем собора назначили иеромонаха Алексия (Черняева). К юбилею собора было принято решение провести масштабный ремонт здания и соседних построек.

Ещё год назад люди, заходя в храм, прямо в центральной части, где происходят праздничные и воскресные богослужения, видели на потолке трещины. То, что бросалось в глаза, отреставрировали в первую очередь.

«Вначале обновили стены и потолок над камнем святителя Иоасафа, чтобы благоговейно встретить мощи святителя, – делится отец Алексий. – Затем полностью расписали северный придел храма. Весь 2024 год иконописец выполнял роспись в центральной части. В этом году обновили фасад административного здания, отреставрировали нижний ярус колокольни, побелили портик с колоннами на входе в храм и отремонтировали барабан центрального купола с внешней стороны».
   Фото: архив Татьяны Степановой
Фото: архив Татьяны Степановой

Протоиерей Леонид Константинов служил настоятелем собора целых 33 года, последние два года он остаётся в должности почётного настоятеля. За три десятилетия здесь провели множество работ. 7 лет назад отремонтировали кровлю всего храма. Особое внимание уделили трапезной части, ведь свод там не каменный, а деревянный. Чтобы его укрепить, проложили металлические сваи. Теперь стоит новая задача – капитально отремонтировать деревянный свод, ведь в некоторых местах осыпается штукатурка.

«Роспись в храме сделали в 1989 году и приурочили это к тысячелетию Крещения Руси, – отмечает отец Алексий. – Если в круглой части храма, где свод каменный, мы просто обновляем роспись, то здесь предстоит частично удалить её, произвести ремонт, а потом заново расписать потолок по предварительно сделанным фотографиям. Также планируем уложить новый паркет в алтаре и на выходе из него. Все работы ведутся на пожертвования прихожан».
   Фото: Анна Аткина
Фото: Анна Аткина

Выполняет трудоёмкую роспись стен член Союза художников России, давний прихожанин собора Николай Коркин. Он неоднократно проводил персональные выставки, его картины находятся в фонде Белгородского государственного художественного музея. Сегодня он продолжает творить в своей мастерской и учит живописи в студии Союза художников.

«Моя мама ходила сюда на службы, потом я стал приходить, – рассказывает Николай Игнатьевич. – Хорошо знаю отца Леонида и уже несколько раз обновлял роспись в соборе. Последние 2 года приезжаю сюда почти каждый день, стараюсь подстроить своё расписание, чтобы успеть поработать между утренней и вечерней службами. Масляные краски от времени темнеют, мне приходится их обновлять».

Беседы за чашкой чая

Воскресная школа в Николо-Иоасафовском соборе существует свыше 10 лет. Чуть более года назад здесь решили применить неформальный подход к работе с детьми и организовали «Неслучайные встречи». Теперь после воскресной службы дети и родители собираются возле настоящего самовара за чашкой чая с пирогами и обсуждают события церковного календаря.

«Трапеза после литургии – давняя христианская традиция, – рассказывает матушка Ирина Тарасова. – Угощаем пирогами гостей, ведь после причастия все голодные. Русское чаепитие невозможно без самовара. Отец Владимир Тарасов обычно разжигает самовар во дворе собора, кидает в топку щепки и еловые шишки, что занимает около 40 минут. Чай из настоящего самовара особый, с запахом хвои и костра».
   Фото: Анна Аткина
Фото: Анна Аткина

На каждом чаепитии обсуждается отдельная тема. Не всегда ребёнку понятно, что происходит в храме на богослужении. А в неформальной обстановке простым языком удаётся объяснить, что Бог – это не обязанность по воскресеньям ходить в храм, но Он везде и во всём.

«Какую бы мы тему ни поднимали, везде видим след православия, – отмечает матушка. – В День матери мы говорили о нашей общей матери – Пресвятой Богородице, на 23 Февраля знакомились со святыми воинами. На чаепитии мы не проводим урок, мы беседуем с детьми и нашими батюшками. Как ведущая, я вначале спрашиваю: «Дети, как вы думаете?» А потом, выслушав их ответ, предлагаю обратиться к истории и культуре, заглянуть в Евангелие и Ветхий Завет, там найти закономерности».

За год прошло более 45 «Неслучайных встреч», дети прониклись значимостью церковных праздников, познакомились с житиями святых. Также на Рождество Христово и Пасху проводили квесты на знание истории собора, а к 80-летию Победы организовали концерт у входа в храм. Разнообразными были и экскурсии – ездили в митрополию, Марфо-Мариинский монастырь, Крестовоздвиженский храм, областную библиотеку. А совсем недавно совершили однодневный паломнический тур в Новооскольский округ.

«Дети у нас разного возраста – от 4 до 14 лет, – делится матушка Ирина. – В подготовке встреч мне очень помогает старинный сундук моей прабабушки. В нём хранится реквизит, а на праздники – подарочки для ребят. Младшие по очереди подходят к сундуку и достают оттуда какую‑нибудь подсказку. Детям важно что‑то потрогать, так они лучше запоминают информацию. Например, на встрече про историю крестильной рубашки малыши пеленали пупсов, старшие – разгадывали загадки. И все, включая родителей, удивились, узнав, что наши предки пеленали младенца в мужскую рубашку».
   Фото: Анна Аткина
Фото: Анна Аткина

Вид из окна

Благодаря «Неслучайным встречам» в храме появилось много молодых прихожан. Эти люди идут сюда не только помолиться, но ещё и активно участвуют в жизни прихода. Например, Татьяна Степанова живёт в высотке в центре города, из её окна собор виден как на ладони. Однажды зимой она сфотографировала эту красоту и отправила на фотоконкурс к юбилею храма. Снимок вошёл в число лауреатов, и вскоре автор стала снимать фото и видео на богослужениях для приходского телеграм-канала. Параллельно Татьяна с дочерью Дариной прошли курсы флористов и предложили свою помощь.

«На Пасху и Троицу нам доверили украсить двор перед храмом, на 9 Мая оформляли площадку для концерта, также украсили фотозону в годовщину «Неслучайных встреч», – вспоминает Татьяна. – Когда по стечению обстоятельств собор остался без флориста, настоятель благословил нас взять это послушание и выделил комнату в административном здании. Там мы своими силами сделали ремонт и обустроили цветочную мастерскую «АНИС». Радует, что прихожане нам помогают – приносят цветы к праздникам или делают пожертвования на их покупку».
   Фото: Анна Аткина
Фото: Анна Аткина

Настоятель Николо-Иоасафовского собора отец Алексий очень рад, что приход обновляется:

«Я с умилением смотрю на родителей, которые посещают с детьми службы. Прихожане отмечают, как много стало детей в нашем храме. Когда в отпуске бываю в поездках, невольно сравниваю духовную жизнь на Белгородчине и в других епархиях. Заходишь там на службу – детей и молодёжи очень мало, одни пожилые люди. Всё‑таки труды нашего владыки Иоанна колоссальные, и они не прошли даром».

Анна Аткина

-14