Год усталости от информационного шума, пустой на хорошее новое кино, книги, сериалы, музыку. Год переворачивания фактов, формирования общепринятой философии жизни через реалити-шоу и "эффект Долиной". И с теплотой вспоминается самый лучший год России 2011, когда все мы были заняты внутренней повесткой и старались сделать жизнь лучше через многочисленные телевизионные дискуссионные программы, от "Закрытого показа", "Исторического процесса" до "Поединка" Соловьева.
Поиск правды в русском авторском кино, где на фестивале "Кинотавр", ныне закрытом, появлялись откровения от новых режиссеров на нашу непростую жизнь, где жизнь не сказка и комедия, а абсурд и трагедия, но она наша, честная и без прикрас, там еще был жив Балабанов, появился Юрий Быкова, во всю цвел Звягинцев, Сигарев, Мизгирев, Гай Германика, это был мейнстрим в киноиндустрии и все пытались работать в этом жанре, снимая "Кошечку" и "Шапито-шоу", самое странное, но новое по духу кино, эксперимент и метафора, а не приторная предсказуемая жвачка для кинотеатров, парад аттракционов. Там были еще те "Квартет И", нашумевший "Высоцкий. Спасибо что живой" и самое начало еще не стыдных "Елок". Интернет был еще не так важен, главное был смысл, но все постепенно ушло в коммерцию, платформы, продюсерское кино, когда Игорь Волошин, талантливый авторский режиссер снимает сериал "Ольга", "Волшебник Изумрудного города" и нового "Буратино". Остальные ушли в сериалы и от почерка ничего не осталось, кроме Германики и Быкова, когда по первым кадрам ясно кто постановщик. Лучшим сериалом года стал "Аутсорс", оммаж на чернуху нулевых, но не авторский взгляд, скорее очередной смысловой аттракцион на моде 1990-х, когда в то время можно поместить обсуждение важных вопросов, яркая фактура позволяет, но наше время трогают крайне мало, мало ли что. Все ушли в фэнтези, сказка вокруг нас или все не так, начиная с "Первого богатыря", страшилки про маньяков, абсурдизм с Трибунцевым, бери все интернет сериалы с его участием в главной роли.
Переход главных денег с Ютьюба в ВК видео подарил нам целую мультивселенную вк шоу от "Медиум кволити", где бывшие квнщики и стендап - комики экспериментируют с жанрами, при этом не выезжая в джунгли или пустыню как на "Пятнице" или ТНТ. Самая известная верхушка их айсберга - шоу "Звезды" на НТВ, а если войти в ВК видео то можно утонуть от однообразия лиц и многообразия застольных шоу, разбавляемых "Большим шоу", где нельзя смеяться и новым шоу "Ярд", где сидя в изолированных камерах те же комики проматывают миллиард, показывая суть времени. Главными медийными лицами года стали Олеся Иванченко и Дмитрий Журавлев, они везде, их ждут, они востребованы как актеры. На телевидении процветают реалити-шоу, где одни и те же звезды вечно соревнуются между собой, не гнушаясь ничем, вызывая бурную реакцию зрителей и формируя новую философию жизни, забывая благородство и просто совесть. Одним из честных шоу стали "Титаны", где проходя тяжелые физические испытания на силу духа.
Ютьюб стал отстойником беглой журналистики, иноагентов и свободных журналистов, которые стали заложниками отличной от российской, но такой же необъективной позиции. Когда-то Венедиктов, Веллер, Дмитрий Быков были участниками разных политических ток-шоу, востребованы как журналисты и публицисты, на то же "Эхо Москвы" ходили представители всех взглядов, как и на "Дождь", где стартовали как публицисты Собчак и Захар Прилепин. Но время вынудило занять сторону. где все обвиняют друг друга. Федеральные СМИ дискредитировали декабристов, 200 лет восстанию было совсем недавно и их официальная точка зрения власти, которыми выступают официальные СМИ и телеканалы, объявили преступниками и заговорщиками, проецируя день сегодняшний и загоняя их в рамки современного уголовного кодекса. Эволюцию общества и общественной мысли, появление интеллигенции, той же журналистики и публицистики они в расчет не берут. Да и республиканская форма правления у нас все же появилась, только позже и вынужденными остановками и симулякрами, хотя весь XX век Конституции создавались регулярно. только они не были правилами и постулатами реальной действительности, здесь можно было обойти права и свободы граждан во имя сохранения действующего строя и привычного положения вещей.
130 лет со дня рождения и 100 лет со дня смерти поэта Есенина впустую прошло, никто из чиновников смыслов про него не вспомнил, кроме "Первого канала", где хранитель образа и наследия поэта Безруков, собрав актеров, создал концерт из стихов Есенина, а в репортаже НТВ назвали его уставшим от жизни и подвергли сомнению его гибель, как в сериале "Есенин", вот и все. Если он не наше наследие, как Пушкин, Высоцкий, Достоевский, Толстой, Чехов, Булгаков, то чем занимается министерство культуры, дает крупным продюсерам деньги на сказки? Никто из платформ про него не вспомнил в виде документального фильма, шоу, трибьют-концерта молодых исполнителей. Все победили бабки и соревнование за бег к корыту в виде грантов и рекламодателей. Поэзия и литература мертвы, что-то теплится в редакции Елены Шубиной, издающей современную прозу, но погоды это не делает. Книжного шоу-бизнеса создано не было, сейчас и выбор острых тем ограничен, даже в истории наставлены ловушки властью, в которые легко попасться.
Про экономику нас уверяют что чувство усложнившейся жизни всего лишь наше ощущение, реальные доходы растут, а человеку все мало, нечего жаловаться. "Эффект Долиной" был отменен рассерженной публикой в интернете и возмущениями, что привело к ее выселению из квартиры в Хамовниках. Нейросети стали темой номер один, все картинки, вся реклама, все видеоролики стала производиться ими, заменяя творчество человека и его уникальную фантазию на переработанный продукт жизнедеятельности человека в глянцевой обложке. Whatsapp в принудительном порядке заменили MAX, теперь только по нему можно заходить на Госуслуги, только там домовые чаты и он может заменить все документы, вот и наш ID подоспел неявным образом. Нас без нашего ведома погрузили в новую реальность, без права выбора, чудный новый мир вот он, причем он не только в России, мы во многом повторяем мировые тренды, но остаемся уникальной мешаниной смыслов и нравственных императивов, которые меняются на глазах, деля нас на страты, у которых нет общих целей и общего прошлого, а только мутное цифровое будущее.