Найти в Дзене
Популярная Библиотека

Супербестселлер «Золотая цепь» Александра Грина – первый советский авантюрный роман, издававшийся миллионными тиражами чуть ли не каждый год

Как известно, великий русский и советский писатель Александр Грин стал родоначальником сразу нескольких направлений в советской литератур, хотя, конечно же, в мировом масштабе он был далеко не первым. В 20-х годах А. Грин написал несколько крупных произведений, очень быстро ставших классическими – тут вам и приключения, тут и фантастика, тут и сказочные сюжеты, а вкупе всё это переплетение положило основу советского авантюрного романа. И роман «Золотая цепь» - это чуть ли не самый лучший образец этого направления, который, правда, как и всё остальное творчество писателя, был по достоинству оценен только почти через треть века после смерти Грина. Но зато как он был оценен – миллионными тиражами! Александр Степанович Грин (Гриневский, 1880-1932 гг.) написал за 25 лет своей литературной жизни 6 романов, 6 повестей, около 400 рассказов и очерков, и еще 3 романа и одну повесть он закончить не успел. Интересно, что первые свои 250 рассказов А. Грин написал до революции – с 1906 по 1917 гг. о

Как известно, великий русский и советский писатель Александр Грин стал родоначальником сразу нескольких направлений в советской литератур, хотя, конечно же, в мировом масштабе он был далеко не первым. В 20-х годах А. Грин написал несколько крупных произведений, очень быстро ставших классическими – тут вам и приключения, тут и фантастика, тут и сказочные сюжеты, а вкупе всё это переплетение положило основу советского авантюрного романа. И роман «Золотая цепь» - это чуть ли не самый лучший образец этого направления, который, правда, как и всё остальное творчество писателя, был по достоинству оценен только почти через треть века после смерти Грина. Но зато как он был оценен – миллионными тиражами!

А. С. Грин и его творческий символ - Алые Паруса
А. С. Грин и его творческий символ - Алые Паруса

Александр Степанович Грин (Гриневский, 1880-1932 гг.) написал за 25 лет своей литературной жизни 6 романов, 6 повестей, около 400 рассказов и очерков, и еще 3 романа и одну повесть он закончить не успел. Интересно, что первые свои 250 рассказов А. Грин написал до революции – с 1906 по 1917 гг. остальную сотню с лишним – уже при Советской власти. Эти рассказы и явились основным финансовым богатством Александра Грина, которое обеспечило ему жизнь богатого кутилы до революции, и позволили прилично существовать в первые годы НЭПа, когда большевики еще не сильно придирались к литературе, главное, чтобы новые советские писатели не занимались контрреволюцией.

Первые издания книг А. Грина в 20-х годах прошлого века
Первые издания книг А. Грина в 20-х годах прошлого века

В те же первые годы СССР А. Грин решил приступить к созданию произведений крупных форм. К тому времени в его багаже уже было три повести, но они были небольшие, величиной с большие рассказы. А вот романы – это уже было нечто совершенно иное, тут, в отличие от рассказов, которые можно писать и на коленке, требовался крепкий, хорошо проработанный сюжет. И вот, в 1923 году появился первый роман писателя – «Блистающий мир», который стал непререкаемой классикой и стал образцом для многих других советских писателей. В частности, именно от этого романа в советской литературе пошла мода на летающего человека («Ариэль» А. Беляева, «Ночного орла» А. Ломма, «Барьер» П. Вежинова, «Альтиста Данилова» В. Орлова, «Записки ангела» О. Николаева и многие другие).

А. С. Грин в 1908 году (справа), и в 1932-м (слева)
А. С. Грин в 1908 году (справа), и в 1932-м (слева)

Но это было только начало. В 1925 году вышел второй классический роман А. Грина – «Золотая цепь», а в 1928-м – «Бегущая по волнам». Все эти три романа составили своеобразную трилогию советской сказочной фантастики, заложившей основу этого направления в СССР. Правда, этими романами сам Грин до своей смерти признания не добился, в отличие от дореволюционных рассказов, потому что эти произведения шли вразрез с начавшейся во второй половине 20-х годов политикой соцреализма в советской литературе, но уже при Хрущёве в 50-е, полностью реабилитированное наследие Александра Грина начало собирать такие тиражи, которым наверняка позавидовали даже корифеи тогдашней советской литературы.

А. Грин с первой своей женой Верой Павловной Абрамовой до революции (сидит слева от писателя)
А. Грин с первой своей женой Верой Павловной Абрамовой до революции (сидит слева от писателя)

К примеру, только одна «Золотая цепь», выпущенная в одном 1960 году тремя книгами в двух разных советских издательствах, была отпечатана общим тиражом 750 тысяч! В одном только году!

В 1965-м рекорд был побит – три книги этого романа от трех издательств были изданы общим тиражом в 838 тысяч…

А. С. Грин с третьей своей женой Ниной Николаевной Мироновой в Крыму, 30-е годы
А. С. Грин с третьей своей женой Ниной Николаевной Мироновой в Крыму, 30-е годы

А собрание сочинений в 6 томах в том же году вышло тиражом 463 тысячи каждого тома, то есть, общий тираж издания этого шеститомника составил 2 миллиона 778 тысяч экземпляров. Ну, и сами понимаете, эти миллионы книг на полках советских магазинов не залежались.

И это не говоря уже о других изданиях, выходивших в самых разных советских издательствах тоже немалыми тиражами, а ведь издавались не только романы писателя, но и сборники рассказов Александра Грина, причем несметное количество, причем «несметное» - это не образно, а буквально. И почти каждый год его произведения издавались в СССР миллионными тиражами. ПОЧТИ КАЖДЫЙ ГОД, заметьте.

Шеститомник собрания сочинений А. С. Грина, изданный в 1965 году общим тиражом всех шести книг в 2 миллиона 778 тысяч экземпляров
Шеститомник собрания сочинений А. С. Грина, изданный в 1965 году общим тиражом всех шести книг в 2 миллиона 778 тысяч экземпляров

В общем, о чем это говорит?

Это говорит о том, что Александр Грин – чуть ли не самый популярный советский писатель, и хотя причиной его преждевременной смерти в 52 года стало именно равнодушие властей к его судьбе, повлекшей за собой безденежье и депрессию, но это не зависело от самого Александра Грина. Ван Гог, как мы знаем, тоже умер нищим совершенно преждевременно (в 37 лет), не продав при жизни почти ни одной своей картины. Но сегодня он самый востребованный в мире живописи мастер, таким же самым востребованным советским мастером во время «хрущёвской оттепели» в СССР стал и Александр Грин.

Сборник А. С. Грина 1960 года, тираж - 300 тысяч экз.
Сборник А. С. Грина 1960 года, тираж - 300 тысяч экз.

Итак, А. Грин написал 6 романов, но не все они лично для меня равноценны. Произведения Грина я читал ещё в детстве, так, первой мне в самом начале 70-х попалась книжка «Алые паруса» с цветными картинками. Надо сказать, что «Алые паруса» - это визитная карточка писателя, это его бренд, так сказать, точно такой же, как и «Человек-амфибия» А. Беляева, или «Мастер и Маргарита» М. Булгакова.

Невеста А. С. Грина - Мария Алонкина, которая вдохновила писателя на создание "Алых парусов", самое начало 20-х. Фотографии второй официальной жены писателя - Марии Владиславовны Генсиорской (Долидзе) - мне отыскать не удалось
Невеста А. С. Грина - Мария Алонкина, которая вдохновила писателя на создание "Алых парусов", самое начало 20-х. Фотографии второй официальной жены писателя - Марии Владиславовны Генсиорской (Долидзе) - мне отыскать не удалось

Правда, «Алые паруса» - произведение ментально гораздо более значительное, хотя я ни в детстве, ни позже им совершенно не зачитывался – обычная прямолинейная романтика для особо впечатлительных детей и сентиментальных взрослых, не в обиду им будь сказано. А вот «Блистающий мир», «Золотая цепь» и «Бегущая по волнам» - произведения серьёзные, хотя и такие же романтические, как и «Алые паруса», но в их основу заложена не сказка, а вполне себе серьёзный смысл.

Две первые книги в "Детгизе" - 1957 и 1960 г.. тиражи - 75 тысяч и 300 тысяч экз. соответственно
Две первые книги в "Детгизе" - 1957 и 1960 г.. тиражи - 75 тысяч и 300 тысяч экз. соответственно

Да, были у А. Грина еще три романа – «Сокровище африканских гор» (1925 г.), «Джесси и Моргиана» (1929 г.) и «Дорога никуда» (1930 г.). Но первый был совсем не популярен, в СССР был издан только один раз, но не в виде романа, а в виде сокращенной повести «Вокруг центральных озёр» в сборнике архивных редкостей в 1966 году. Ничего «гриновского» в этой повести нет, скорее от Жюля Верна.

«Джесси и Моргиана» (1929 г.) – произведение тоже не сильно популярно, издавалось в СССР только в сборниках, и хоть тиражи этих сборников превысили миллион экземпляров, но ассортимент был невелик – с 1966 по 1989 гг. вышло всего четыре книги с этим романом. Я думаю, что это самый неудачный роман писателя, хоть по замыслу он и очень значительный, но довольно тяжёлый, совершенно не для детей, как те книги, которые я перечислил выше.

Иллюстрации В. Власова к роману "Золотая цепь", которые потом кочевали из издания в издание совершенно разных выпусков
Иллюстрации В. Власова к роману "Золотая цепь", которые потом кочевали из издания в издание совершенно разных выпусков

«Дорога никуда» (1930 г.) – этот роман уже более популярный, но тоже не для детей, хотя издавался в «Детгизе» не один раз. Но произведение это очень грустное, с печальным финалом, и лично мне совершенно непонятно, что А. Грин пытался этим произведением донести до своего читателя. Сильно напоминает мне сказку про Му-Му, но в той сказке хоть мораль какая-то была, а в «Дороге никуда» главный герой погибает совершенно без всякого смысла. В любом случае, прочитав это произведение уже в зрелом возрасте, я решил больше его никогда не читать.

Еще иллюстрации к роману
Еще иллюстрации к роману

Теперь я хочу возвратиться к «святой троице» Александра Грина – романам «Блистающий мир», «Золотая цепь» и «Бегущая по волнам».

«Блистающий мир» я честно пытался читать раза три, но даже до трети книги никогда не добирался. Я заглядывал в конец произведения, чтобы отыскать хоть какое-то зерно, но однообразностью книга начиналась, ей же и заканчивалась. Совершенно непонятный мне язык, напоминающий телеграфический, совершенно не в стиле романа, а скорее в стиле рассказа, легкомысленно растянутого в роман.

Впрочем, это первое крупное произведение А. Грина, потому можно понять его – трудно рассказчику сразу перейти с малых форм на крупные.

Некоторые советские издания романа "Золотая цепь", крайняя слева книга - третье или четвертое издание "сталинской эпохи", 1939 год, 10 тысяч экз.
Некоторые советские издания романа "Золотая цепь", крайняя слева книга - третье или четвертое издание "сталинской эпохи", 1939 год, 10 тысяч экз.

Однако я это произведение критиковать не стал бы, потому что я знаю множество людей, которые этот роман очень ценят. И эти люди не какие-то эстеты, способные находить в любом копролите красоту диаманта, а вполне состоявшиеся любители хорошей литературы. А раз так, то, значит, проблема во мне, а не в Александре Грине.

Третий роман из этой «трилогии» - «Бегущая по волнам» (1928 г.). Я помню, как прочёл его в первый раз где-то в 80-х годах, уже будучи достаточно взрослым человеком, но тоже мало что понял, правда, я читал книгу впопыхах и невнимательно. Но вдруг мне после этого довелось увидеть старый советский фильм 1967 года по этому роману с моим любимым актёром Роланом Быковым. И, посмотрев фильм, я прекрасно понял идею, а потом перечитал роман, и тоже его понял прекрасно. И именно благодаря этому роману я в 90-х начал собирать все книги Александра Грина, какие мне только попадались в комиссионках и на лотках – как раз тогда книги так обесценились, что я мог скупать их буквально сумками без ущерба для своего бюджета.

Симферопольское издание 1988 года, 175 тысяч экз.
Симферопольское издание 1988 года, 175 тысяч экз.

И теперь у меня есть целых две полки с самыми разными изданиями всех книг Грина, включая даже более-менее редкие, и почти во всех них самые разные иллюстрации от самых разных художников, которые я люблю рассматривать, когда добираюсь до этих полок. Хотя, конечно же, я не любитель творчества Александра Грина в целом, особенно мне не нравятся его рассказы, но вот за роман «Бегущая по волнам» я поставил бы этому писателю памятник из чистого золота с бриллиантами, если бы был миллиардером.

Иллюстрации к симферопольскому изданию
Иллюстрации к симферопольскому изданию

Но все же вершина творчества Александра Грина – это роман «Золотая цепь» (1925 год). Это второй роман писателя, но он получился таким шикарным, словно был написан крутым профессионалом, причем как по замыслу, так и по стилю изложения. Впервые я прочел эту книгу еще в детстве, сразу после «Алых парусов», но опять-таки, не прочувствовал всей значимости этого произведения. Для меня тогда это был обычный приключенческий роман, в котором было много описаний обстановки, в которой приходится действовать главному персонажу романа – матросу-подростку Сэнди Прюэлю. Мне тогда это не нравилось, потому книга не особенно впечатлила. Но главные штрихи сюжета я все же запомнил.

Еще иллюстрации к симферопольскому изданию
Еще иллюстрации к симферопольскому изданию

И вот, в конце 80-х мне довелось посмотреть художественный фильм «Золотая цепь» с молоденьким Владиславом Галкиным в главной роли. Что сказать об этом фильме? Совсем ничего хорошего. Даже больше – это такая отъявленная халтура, что мне совсем непонятно, зачем эта картина вообще появилась.

С афиши фильма "Золотая цепь", 1986 г.
С афиши фильма "Золотая цепь", 1986 г.

Во-первых, Владислав Галкин хоть во все времена был прекрасным актёром, но для воплощения книжного Сэнди Прюэля он не подходил совершенно, чем испортил весь фильм с самого начала.

Во-вторых, есть очень важные мелочи, которые могут говорить только о невменяемости сценариста. Например, совсем непонятно, зачем он сменил название шхуны «Эспаньола» на название другого корабля, который тоже фигурировал в романе параллельно? Это уже, по-моему, не просто странно, а совершенно неприлично.

Еще одна мелочь – обстоятельства находки золотой цепи. Понятно, что в фильме версия поинтересней, но только теоретически, а практически, учитывая, среди какого сброда приходилось обитать молодому и нищему Эвересту Гануверу на берегу моря во время поиска сокровищ, ему так просто не дали бы уйти с найденными богатствами, тем более, что все в округе прекрасно знали, что именно будущий миллионер ищет. В общем, версия сценариста фильма притянута за такие уши, что просто непонятно, как эту чушь проглотили миллионы кинозрителей.

Ещё одно симферопольское издание, 1976 г., 100 тысяч
Ещё одно симферопольское издание, 1976 г., 100 тысяч

Ну, и самое главное – по книге роман заканчивается относительным хэппи-эндом, а фильм навевает постоянную измену. То у сценариста невеста Ганувера – Молли – померла от лихорадки во время поисков золота, что уже уничтожило всю ценность сюжета. То его лучшие и самые преданные друзья – Дюрок и Эстамп - оказываются обманщиками и стяжателями, собравшимися своего богатого приятеля натурально облапошить, выкрав у него золотую цепь…

И по книге владелец роскошного замка и золотой цепи Эверест Ганувер умер, если так можно выразиться, от счастья, что к нему вернулась Молли, а в фильме его конец пришёл от отчаяния, когда он узнал, что его друзья оказались грязными предателями.

Короче, очень некрасивый получился сюжет у фильма, который почему-то позиционируется как притча о том, что деньги не приносят человеку счастья. Весьма странное утверждение, потому что деньги счастье приносят человеку в 100% случаев, ну, а кому они его не приносят, значит, они так были ему нужны. И стоило тогда Эвересту Гануверу так гоняться за этой золотой цепью, если он не хотел получить от неё счастья?

Иллюстрации к роману "Золотая цепь" к одному из последних советских изданий, 1991 год, издательство "Правда",  серия "Мир приключений", тираж - 500 000 экз.
Иллюстрации к роману "Золотая цепь" к одному из последних советских изданий, 1991 год, издательство "Правда", серия "Мир приключений", тираж - 500 000 экз.

В общем, фильм – полная лабуда, извините за выражение, и я его советую посмотреть только затем, чтобы можно было понять, как можно извратить самый шикарный сюжет, причем без всякого смысла.

И вот, заканчивая своё повествование, я еще раз хочу сказать, что «Золотая цепь» - это самый лучший советский авантюрный роман, а сразу он был отвергнут советской критикой якобы потому, что авантюризм чужд советскому человеку. Правда, «Золотая цепь» в 20-х годах была издана несколько раз, сначала в журнале «Новый мир», потом в Харькове, затем в Москве, и даже после смерти писателя тоже роман был издан книгой, так что о полном остракизме новых романов А. Грина говорить преждевременно.

Но только во время «хрущёвской оттепели» в 50-х роман, наконец, был оценён по достоинству, и о гигантских советских тиражах я писал выше. И никто в СССР уже не говорил о том, что произведение это настолько авантюрно, что его чтение советскому строителю светлого будущего может сильно навредить. Как видно, ценность романа оказалась вне всякой критики, как и вообще творчество Александра Грина, который вывел советскую приключенческую и даже фантастическую литературу на очень высокий уровень ранее многих других своих коллег.

МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:

Целых 50 лет под спудом! Шпионско-фантастическая повесть «Золотая гора» - самое редкое произведение Александра Беляева

Фантастико-приключенческий роман Всеволода Валюсинского «Большая земля», 1931 г., мог бы стать бестселлером

Роман Григория Адамова «Тайна двух океанов», 1938 г., в СССР издавался миллионными тиражами

Ник. Шпанов, «Лед и фраки», 1930 г. – первый роман зачинателя советской авантюрно-приключенческой фантастики

«Гора Звезды» Валерия Брюсова – фантастическая наследница «Копей царя Соломона» и аналог «Аэлиты»