Символ 2026 года по восточному календарю – красная огненная лошадь... Про красных и огненных вам лучше послушать астрологов. Но ведь и обычная лошадь — животное интересное. Корреспонденты «Советского Сахалина» решили узнать, как живут эти статные животные на нашем острове. Главной целью журналистской поездки стал конноспортивный клуб «Анива». Здесь разводят породистых лошадей, готовят спортсменов и проводят занятия для людей с ограниченными возможностями здоровья, пенсионеров и детей.
АРАБ НА САХАЛИНЕ
На подъезде к клубу приметили забавного коня в попоне. Оказалось, что это чистокровный арабский жеребец! Правда, рождённый уже на Сахалине. Шерсть у него не такая тёплая, поэтому зимой он наряжается в попону.
В «Аниве» содержится более 30 лошадей различных пород: племенные и спортивные скакуны, активно участвующие в соревнованиях. Некоторые из них – потомки олимпийского чемпиона.
У здания нас встречала руководитель клуба Марина Стократная — спортсменка, общественница и красавица, известная, пожалуй, всему Сахалину. 11 лет Марина возглавляет это уникальное предприятие. Впрочем, по её словам, начался её роман с конным спортом по воле отца-фермера, когда тот решил открыть клуб для четвероногих красавцев и красавиц.
Журналистов лошади тоже очаровали. И это было взаимно. Один жеребец от переизбытка чувств решил попробовать куртку корреспондента на зуб.
КУБКИ СТАВИТЬ НЕКУДА
Сегодня за плечами Марины больше двух десятков проектов и шесть грантов, среди которых и сложнейшие по уровню ответственности – президентские!
В комнате отдыха нас поразило количество наград: полки и подоконники буквально ломились от кубков и медалей. Марина скромно отметила, что это лишь часть трофеев – многие спортсмены забирают свои награды.
НУЖЕН КРЫТЫЙ МАНЕЖ
Кони с наездниками участвуют в нескольких дисциплинах: скачки (это когда, проще говоря, лошади спорят, кто быстрее добежит до финиша), конкур (преодоление препятствий) и выездка (испытание мастерства управления лошадью). Конкур и выездка требуют от всадника не только физподготовки, но и умения чутко работать с четвероногим партнёром. На манеже во время нашего визита тренировались две всадницы: опытная Елизавета и начинающая Мария. Они неспешно кружили по манежу, показывая мастерство управления лошадью.
Сейчас в клубе занимаются полтора десятка островных всадников. Но летом их в разы больше. Зимой же тренировки усложняются из-за отсутствия крытого манежа. Сахалинские снег и мягкий грунт долины Лютоги мешают подготовке, а за зиму лошади теряют сноровку.
Но Марина не из тех, кто смирится с обстоятельствами (если речь не идёт о воле отца). Она надеется выиграть грант на строительство крытого манежа, чтобы спортсмены могли тренироваться круглый год.
КОНИ И ПОНИ
За территорией клуба наблюдать особенно интересно: лошади дышат свежим воздухом в огороженных загончиках — их называют левадами. Животные там могут спокойно прогуливаться, общаться с четвероногими коллегами, бегать и прыгать, чтобы размяться.
Жеребцов держат в левадах поодиночке из-за своенравного характера. А вот кобылы и мерины более спокойны. Потому компанейски существуют за прозрачным на вид барьером «электропастуха» — так называют натянутые электрические провода с безопасным напряжением.
Впрочем, и в этом принципе есть исключения: мы даже стали свидетелями борьбы за еду! Два одинаковых стога сена разделяло расстояние в 20 метров. У одного держались кобылы с жеребёнком, другой облюбовали мерины Василий и Мажор. Но в какой-то момент представители сильной половины решили, что у кобыл сено вкуснее, и Василий провёл неспешную, но вполне успешную «атаку» на соседский стог.
На задворках табуна оказалась пони Залина — последняя в лошадиной иерархии. Марина Стократная заверила нас, что, хоть к стогам её не пускают, питания у пони больше чем достаточно. Залине, склонной к полноте, это даже идёт на пользу.
В современной конюшне уютно. Лошади безмятежно хрустят сеном, но живо интересуются журналистами, пока работники методично чистят денники (отдельные стойла). Животным в «Аниве» ежедневно меняют опилки, сено и воду.
Марина с любовью рассказала о каждой лошади. К примеру, конь Мирный очень опытный спортсмен. Модий — отец-производитель. Эль-Сид — самый опытный конь, ему уже 17 лет. А Кольт, двухлетний жеребец, самый хулиганистый. Каждый скакун силён в своём направлении: кто-то в прыжках, кто-то в забеге.
За здоровьем лошадей тщательно следят. Два раза в год из Москвы прилетает ветеринарный врач для полного осмотра. К сожалению, на Сахалине нет таких специалистов. В остальное время работники клуба заботятся о здоровье лошадей самостоятельно.
В будущем году Марина планирует работать с тремя проектами: продолжать занятия с пенсионерами и инвалидами, с реабилитационными центрами и детками. А лошадей будут готовить к соревнованиям, сезон которых начнётся в мае. Сначала – Кубок мэра Анивского округа, затем – Сахалинское дерби. А Кубок губернатора состоится в Тымовском.
ЦЕНА ВОПРОСА
Кстати, мы узнали, сколько стоит подготовленная спортивная лошадь, не считая ухода за ней. Всего от 500 тыс. рублей, в то время как в центральной части России точно такого же скакуна можно приобрести от 2 млн. Это лишь из-за того, что конный спорт не пользуется большим спросом в островном регионе, а поставлять скакунов на материк дорого – вот где бы пригодился мост.
– Когда родители хотят купить лошадь ребёнку лет 11 – 13, я их останавливаю, – объясняет Марина. – Не стоит торопиться с приобретением скакуна. Бывает, многие наездники покупают лошадь, а со временем бросают спорт, и скакуны остаются у нас.
Анастасия КАРАМУШКИНА, Николай ШЕЛЕПОВ.