Кто не зачитывался невероятными приключениями знаменитого выдумщика и сочинителя небылиц барона Мюнхаузена, не следил за поворотами судьбы романтического мечтателя в фильме Марка Захарова в «Тот самый Мюнхгаузен». И не все знают, что барон Мюнхаузен действительно существовал, что принадлежал он к старинному немецкому роду Мюнхгаузенов и, мало того, он оставил свой след в истории Российского государства.
Потомок монаха
Полное имя барона - Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен. Он родился 11 мая 1720 года в родовом поместье вблизи города Боденвердер в Нижней Саксонии (сейчас в здании располагается бургомистрат, а перед ним стоит памятник барону).
Он принадлежал к старинному аристократическому роду, известному с XII века. Интересно происхождение фамилии рода. Предки барона участвовали в крестовых походах, и все погибли. В живых остался лишь один, и то потому, что стал монахом. И тогда для того, чтобы старинный и уважаемый германский род не иссяк, особым указом монах был расстрижен, чтобы он смог жениться и завести детей. Он был первым, кто получил новую фамилию - Мюнхгаузен (Munchhausen), что переводится как «Дом монаха». И герб у рода соответствующий – на нем изображен монах с посохом.
Карл Иероним был в семье пятым из восьми детей. Его отец, полковник Георг Отто фон Мюнхгаузен (1682 – 1724 годы) умер, когда мальчику было всего 4 года. Поэтому безоблачным детство его не было. Но в 15 лет юноше повезло – он устроился на службу к герцогу Брауншвейгскому, а в 17 лет получил должность пажа при младшем сыне герцога - Антоне Ульрихе.
Служба в России
Антон Ульрих еще с 1733 года находился на службе в России, где командовал III кирасирским полком, позже получившим название Брауншвейгский. И в феврале 1738 года Карл Иероним фон Мюнхгаузен прибыл на место службы - в Россию. Герцог со своим полком принимал участие в русско-турецкой войне под командованием фельдмаршала Христофора Миниха, а вместе с ним набирался опыта военных действий и его 18-летний паж Мюнхгаузен. Следует сказать, что в жизни барона Мюнхгаузена это был единственный эпизод, когда он принимал участие в боевых действиях.
В 1739 году состоялась свадьба Антона Ульриха и Анны Леопольдовны, племянницы российской императрицы Анны Иоанновны, и через некоторое время у пары родился сын, несчастный император-младенец Иоанн VI, который почти всю свою жизнь провел в заключении. Для Карла Иеронима эта свадьба тоже имела последствия – на ней он познакомился с княгиней Голициной. Завязался недолгий роман, в результате которого родился внебрачный ребенок. Чтобы убежать от скандала, молодой отец покидает свиту Антона Ульриха и уезжает в Ригу, где в чине корнета поступает в Брауншвейгский кирасирский полк, в который набирали только сильных и рослых людей.
Конечно, Рига – это не столичный Петербург, а полковая служба – не придворная. Но как оказалось, все было к лучшему. Мало того, что Мюнхгаузен быстро получил следующий чин, поручика, но и его назначают командиром 1-ой, элитной роты полка. Перед ним, немецким бароном, открывались прекрасные карьерные возможности, так как Анна Иоанновна, а потом и Анна Леопольдовна с удовольствием назначали на офицерские должности выходцев и германских герцогств.
Но случился дворцовый переворот 1741 года, когда на трон взошла Елизавета Петровна, и несмотря на то, что у Мюнхгаузена была репутация образцового офицера, свой следующий чин, ротмистра, он получил только спустя почти 10 лет - в 1750 году, несмотря на многочисленные прошения.
Но самое главное – барона не было в Петербурге, в свите герцога Брауншвейгского, во время переворота, когда не только Брауншвейгское семейство было арестовано и посажено в крепость, но и пострадали многие их приближенные - они были отправлены в ссылку.
Были в жизни Мюнхгаузена в эти 10 лет и значимые моменты. Так, 26 января 1744 года в Риге встречали принцессу Софию Августу Фредерику Ангальт-Цербстскую, невесту цесаревича Петра Федоровича и будущую императрицу Екатерину II. Почетным караулом командовал как раз барон Мюнхгаузен. А потом он во главе своей роты сопровождал невесту цесаревича в течение трех дней. К слову, мать Софии Августы отметила в своём дневнике красоту встречавшего их офицера.
В том же, 1744 году, произошли изменения и в жизни самого барона - он женился на рижской дворянке, дочери судьи Якобине фон Дунтен. Семейная жизнь складывалась хорошо, но детей у супругов не было.
Возвращение в Германию
В 1750 году, вскоре после получения чина ротмистра, барону Мюнхгаузену пришлось отправиться на родину, в Германию - умерла его мать и встал вопрос о дележе наследства. Карл Иероним взял отпуск на год и отбыл с семьей. За один год решить семейные дела не получилось, и он продлил отпуск. Затем опять. В Россию он так больше и не вернулся - в 1754 году он был исключен из состава полка. И хотя при дележе ему досталось родовое имение Боденвердер, он испытывал материальные трудности и решил подать в Военную коллегию прошение об отставке и присвоении ему чина подполковника, мотивируя свою просьбу беспорочной службой. В случае положительного решения ему полагалась бы пенсия.
Мюнхгаузену ответили, что для решения вопроса ему необходимо лично прибыть в коллегию, но в Россию тот больше не вернулся и остался без пенсии. Поэтому он продолжал числиться российским офицером и подписывался «ротмистр русской службы», что ему даже пригодилось. Так, во время Семилетней войны (1756 – 1763 годы), когда Боденвердер был оккупирован французской армией, благодаря тому, что барон числился офицером русской армии, тогда еще союзнице французской, его дом освободили от постоя.
Как появись истории хвастливого барона
В Боденвердере, где находилось поместье Мюнхгаузенов, барон заскучал. Городок был небольшой, всего 1200 жителей, тихий и скучный. Единственным его развлечением была охота в окрестных лесах. К тому же, его там невзлюбили, называли «русским», что не удивительно - 13 лет проживания в России наложили свой отпечаток на его привычки и поведение. Чтобы привлечь к себе внимание, понравиться соседям, Мюнхгаузен рассказывал им истории из своей жизни в России, о лютых морозах, о празднествах невероятных размахов, о невероятной добыче на охоте. Ему не верили, его высмеивали, даже стали давать обидные прозвища: «король лжецов», «барон-лжец» и другие подобные.
Стремясь себя развлечь, Мюнхгаузен ездил и в соседние города - Ганновер, Гамельн, Гёттинген. Особенно часто он бывал в Гёттингене, где его любимым местом стал трактир «Король Пруссии». Там он и удивлял слушателей своими приключениями в далекой России. Постепенно его рассказы становились все более удивительными иинеобычными. Барон оказался прекрасным рассказчиком, а подогретые выпитым вином фантазии улетали все дальше, становились все сказочнее.
Один из современников так описывал рассказы Мюнхгаузена:
«Обычно он начинал рассказывать после ужина, закурив свою огромную пенковую трубку с коротким мундштуком и поставив перед собой дымящийся стакан пунша… Он жестикулировал всё выразительнее, крутил на голове свой маленький щегольской паричок, лицо его всё более оживлялось и краснело, и он, обычно очень правдивый человек, в эти минуты замечательно разыгрывал свои фантазии».
Вот она, слава!
Его необычные, увлекательные истории привлекали слушателей и запоминались надолго. Их пересказывали, а в 1781 году в берлинском альманахе «Путеводитель для весёлых людей» было опубликовано 16 историй, услышанных от Мюнхгаузена. В 1785 году в Лондоне вышла книга Рудольфа Распе на английском языке с рассказами барона
«Повествование барона Мюнхаузена о его чудесных путешествиях и походах в Россию».
Книга быстро приобрела популярность в Европе, а в 1786 году она была переведена на немецкий язык Готфридом Бюргером. В книге имя барона стало писаться как Мюнхаузен.
Барон, узнав о книге, пришел в бешенство. Он посчитал, что его доброе имя обесчещено, и даже собирался подавать в суд, но подавать было не на кого – ни Распе, ни Бюргер книги своими именами не подписывали, и читатели решили, что книги издает сам барон. К нему пришла настоящая слава – в Боденвердер, к его имению, стали стекаться почитатели его рассказов, желая поглядеть на живого героя столь увлекательных рассказов. Порой Мюнхгаузен даже вынужден был ставить слуг вокруг своего дома, чтобы те отгоняли любопытных.
Семейные неурядицы
Пришедшая слава была омрачена семейными проблемами. В 1790 году Мюнхгаузен похоронил свою жену Якобину, а через четыре года 74-летний Мюнхгаузен взял и женился на 17-летней девушке, Бернардине фон Брун. Молодая баронесса оказалась очень легкомысленной, транжирила деньги барона, а через год родила дочь.
75-летний барон малышку не признал, утверждая, что ее отцом является писарь. Он даже подал на развод, но бракоразводный процесс оказался очень дорогостоящим, в результате Мюнхгаузен разорился, а его молодая жена сбежала. Семейные неурядицы и разорение подорвали здоровье барона, и 22 февраля 1797 года он умер от апоплексического удара.
Похоронен Мюнхгаузен в фамильном склепе церкви Святой Марии в городе Боденвердер земля Нижняя Саксония. Его долги смогло выплатить только второе поколение наследников.
Россия в рассказах Мюнхаузена
В 1791 года книгу о приключениях барона-хвастунишки перевели на русский язык, правда, название у нее было иным:
«Не любо — не слушай, а лгать не мешай»
В России книга тоже пользовалась большим успехом. Тем более, были те, кто еще помнил самого барона, а в его рассказах было так много узнаваемого.
Где еще, как не в России, мог случиться такой казус: во время сильнейшего снегопада барон привязал лошадь к торчащему из снега столбику и лег спать, а когда проснулся, то погода потеплела, снег растаял, и он увидел свою лошадь висящей на колокольне.
Бороться в одиночку с белым медведем тоже можно было только в России. Барон Мюнхаузен даже поверг его в бегство, но зверь буквально в последний момент изловчился и откусил барону два пальца на ноге. Когда Мюнхгаузен рассказывал этот эпизод, он действительно демонстрировал слушателям отсутствие двух пальцев на ноге. Правда, в действительности их удалил полковой лекарь, так как Мюнхгаузен получил обморожение.
А рассказ барона о том, как он принимал участие в царском обеде и гостям вынесли угощение – гигантский паштет:
«Когда с него сняли крышку, наружу вышел одетый в бархат человечек и с поклоном преподнёс императрице на подушечке текст стихотворения».
И действительно, подобный случай имел место во время царствования Анны Иоанновны, любительницы застолий и шутов.
Можно смело сказать, что истории барона Мюнхгаузена были бы невозможны, если бы он не служил в России. Ведь его рассказы в основном связаны с теми или иными военными действиями, а опыт военной службы у Мюнхгаузена был только в России, и только в России он был свидетелем многих эпизодов, которые потом легли в основу его рассказов. Хотя, конечно, часть из них он перенес и в другие страны, где так и не побывал. Например, его рассказ о том, как однажды он избежал смерти, оказавшись между львом и крокодилом.
Приключения хвастливого барона Мюнхаузена читают и сейчас, а в кинематографе он является одним из самых популярных персонажей – по его рассказам снято 22 киноверсии (фильмы, мультфильмы). В России, несомненно, самым популярным фильмом является «Тот самый Мюнхгаузен», снятый в 1979 году режиссером Марком Захаровым по сценарию Григория Горина, в котором роль барона исполнил Олег Янковский.