Министр строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области Сергей Куц на пресс-конференции подтвердил планы застройки территории бывших «аксайских рынков».
— Мы реально понимаем, что сегодня территория бывших аксайских рынков интересна для любого вида строительства и, в том числе, жилой застройки. Как и Левый берег, это тоже ворота города Ростова-на-Дону, но со стороны московского направления и от нашего аэропорта. Поэтому мы к этой теме подходим очень сбалансированно, и сейчас просто ожидаем, — сказал он.
По словам министра, реализации планов мешает лишь арест на земли.
— Конечно же, в наших планах есть эти земельные участки. Как только случится освобождение этих земель от вопросов, связанных с судебными делами, конечно же, мы будем рассматривать там комплексное развитие территорий (КРТ). Территория, безусловно, будет интересна, — добавил Сергей Куц.
Чиновник на самом деле не сказал ничего особо нового. О том, что эти территории пойдут под жилую застройку, говорилось уже давно.
Глава администрации Аксайского района Виталий Борзенко был взят под стражу весной 2021 года. Вместе с ним были задержаны аксайский бизнесмен Карим Бабаев, его сыновья и другие компаньоны, владевшие бизнесом на территории «аксайских рынков». Им были предъявлены обвинения в создании преступного сообщества.
Правоохранители после четверти века существования торговых комплексов выяснили, что земли под них были переданы в частные руки незаконно, и потребовали вернуть их муниципалитету. Торговые павильоны были закрыты, а потом снесены.
«Аксайские рынки» («Овощной», «Строительный», «Атлант» и «Алмаз») занимали территорию на границе Аксайского района и Ростова-на-Дону площадью примерно 116 гектаров. Это, конечно, не «Суворовский жилой район», занимающий территорию в 740 гектаров, но заметно больше, чем, например, ЖК «Платовский», разместившийся на 14 гектарах.
В общем, строить есть где.
Предприниматели пытались отстоять свои торговые места. Фото: Дмитрий Ремизов
То, что первопричиной закрытия массы павильонов могло быть желание чиновников передать земли застройщикам, торговцы с рынков подозревали давно и прямо говорили об этом журналистам. Мелкие торговцы надеялись, что им удастся сохранить свои рабочие места на прежнем месте. Логически, если Борзенко с Бабаевым нарушили закон при создании торговых комплексов, то собственность у них можно было конфисковать и продолжить работу рынков уже на законных основаниях. Но вместо этого туда пришли люди с кувалдами и все поломали.
25 октября 2023 года тогдашний министр строительства Ростовской области Юрий Сильвестров уже открыто сообщил о планах застройки территории. Правда, планы возведения жилкомплексов маскировались под разговоры о создании неких полезных для горожан объектов.
Произошло это на расширенном заседании регионального правительства. Министр сообщил, что на 116 гектарах планируется создать единую концепцию «северного въезда» в Ростов. «На одном участке планируется сделать общее развитие, на втором — чуть более 30 га — мы предлагаем сделать общественно-деловую зону», — говорил министр.
Идею минстроя поддержал губернатор Василий Голубев.
— Мы там планируем построить экспоцентр. Место, пожалуй, одно из самых интересных с точки зрения функциональности — аэропорт, и въезд в город, выезд на левобережную часть города. Мы к этому вернемся в ближайшее время, поручение по этому поводу было дано, — заявил губернатор.
Спустя полгода министр Юрий Сильвестров на пресс-конференции сообщил, что реализация идеи будет нескорой. И причиной тут является нерешенный статус земель. Земли группы Борзенко – Бабаевых продолжают находиться под арестом, суд над фигурантами продолжается, и до завершения процесса статус остается «подвешенным».
— Там до сих пор многие участки связаны с судебными разбирательствами по уголовным делам, поэтому концепцию мы пока представлять не будем. Она находится в процессе доработки. Сейчас эта концепция привязана к потребностям сегодняшнего дня, а когда мы приступим к ее реализации, возможно, они станут другими, — говорил Сильвестров в мае 2024 года.
Прошел еще год, и ситуация не поменялась. В августе 2025 года заместитель министра строительства РО Глеб Мельников жаловался, что судьба территорий под бывшим рынками еще не решена.
— Установлено, что часть участков находится под обеспечительными мерами. Это не позволяет включить их в границы комплексного развития территорий (КРТ), — пояснил чиновник.
Развалины рынка. Фото "Блокнот Ростов"
Властям, конечно, спешить незачем. Могут пройти еще годы, прежде чем будут решены все вопросы и согласованы интересы всех причастных сторон.
Сама идея застройки территорий Аксайского района, примыкающих к Ростову, обсуждается очень давно. И, конечно, же, новые районы должны быть одним городом с Ростовом.
Известный архитектор, работавший заместителем министра строительства РО в 2011 – 2019 годах, Алексей Полянский в этой связи говорил о неизбежности «присоединения» к Ростову городов Аксай и Батайск – так же, как в свое время были присоединены донская Нахичевань, поселки Александровка и Гниловская и другие населенные пункты.
Эти планы не могли нравиться всем. Таким развитием событий могли быть недовольны аксайские чиновники, для которых это означало бы «растворение» их власти. Демарши протеста начались, когда в декабре 2018 года на расширенном заседании общественного совета при правительстве Ростовской области было озвучено некое обращение жителей Батайска и части Аксайского района о желании войти в состав Ростова.
Официальные власти Аксайского района помалкивали, не смея открыто выступить против инициатив областных властей. Глашатаями протеста стали реестровые казаки Аксайского района во главе с атаманом Аксайского юрта. Казаки написали о своем несогласии губернатору и в январе 2019 года провели митинг у здания райадминистрации. К митингу присоединились сторонники аксайских отделений КПРФ и «Справедливой России».
Виталий Борзенко (справа), имеющий хорошие связи с казачеством, мог выступить заказчиком "возмущения". Коллаж "Блокнот Ростов"
Хотя формально аксайские власти были непричастны к «народному возмущению», но, учитывая тесные связи Виталия Борзенко с реестровым казачеством, можно было догадаться, кто стоит за протестом и баламутит «казачью тему».
Недовольство тогда было погашено словами губернатора Голубева, который пообещал, что правительство области не будет «форсировать решение» об объединении муниципалитетов, а создание агломерации не будет означать поглощения сельских территорий и городов-спутников донской столицей.
…Спустя два года после тех событий Борзенко посадили в СИЗО. Уже в октябре 2021 года глава администрации Ростова Алексей Логвиненко прямо говорил о неизбежном объединении муниципалитетов.
— Развитие агломерации для нас — одна из приоритетных задач. Мы, практически, исчерпали земельный запас в Ростове. Нам негде создавать новые промышленные зоны. Ростов сегодня растет и развивается масштабно… Присоединение Батайска и Аксая к Ростову — это вопрос времени. И, в конце концов, это произойдет, — заявлял ростовский сити-менеджер в интервью «Коммерсанту».
Областные власти действовали тоньше, не рубили с плеча. Уже при новом губернаторе Ростовской области Юрии Слюсаре был принят областной закон, по которому власти Ростова, Батайска, Аксайского и Мясниковского районов лишились градостроительных полномочий. Теперь в правительстве Ростовской области принимают решения, связанные с территориальным планированием и градостроительным зонированием муниципалитетов. Сделано это в рамках подготовки мастер-плана Ростовской агломерации. Формально Аксай все еще остается отдельным от Ростова городом, но власти Аксайского района уже не решают, что и где будет строиться. А появление новых микрорайонов на границе двух муниципалитетов приведет к их фактическому слиянию в одно городское пространство.
Мнения Виталия Борзенко теперь уже никто не спрашивает. Но его «наследие» — в виде территорий бывших «аксайских рынков» — пока «тянет назад»: арест на земли не дает начать строительство.
Дмитрий Ремизов
Наш сайт в соцсетях: Telegram, Дзен, MAX.