Свыше 50 стран осудили решение Израиля признать независимость Сомалиленда. Наиболее активно эту инициативу раскритиковали в Турции. МИД страны совместно с министерствами иностранных дел Египта, Сомали, Джибути подчеркнули поддержку единства, суверенитета и безопасности Сомали, отвергая любые шаги, которые могут подорвать стабильность в государстве. Оппозиция в Турецкой Республике также считает действия израильских властей угрозой национальной безопасности страны. Подробности — в материале «Известий».
Сигнал тревоги для Турции
«Заявление Израиля о признании независимости региона Сомалиленд является еще одним примером незаконных действий правительства Нетаньяху, направленных на создание нестабильности как на региональном, так и на глобальном уровнях», — говорится в заявлении министерства иностранных дел Турции.
Политику Израиля МИД назвал экспансионистской, а также пообещал «продолжать оказывать поддержку народу Сомали».
Бывший премьер-министр Турецкой Республики, а сейчас глава Партии будущего Ахмет Давутоглу выступил с резким предупреждением в адрес турецких властей. Решение Израиля он назвал сигналом тревоги для национальной безопасности Турции.
По его мнению, за этим шагом стоит стратегия по «окружению» ключевых игроков региона — Турции, Египта и Саудовской Аравии — в акватории Красного моря и Аденского залива.
Он предложил как можно скорее пригласить президентов Сомали и Сомалиленда в Анкару для прямых переговоров, назначить опытного дипломата для работы в регионе, а также сформировать общую позицию с Каиром и Эр-Риядом, чтобы остановить израильское влияние в порту Бербера и провести скоординированные переговоры с руководством США и Великобритании.
Впоследствии стало известно, что президент Сомали посетит Турцию во вторник, 30 декабря.
По волнам памяти
Отношения Турции и Израиля складывались волнообразно: сближение сменяла конфронтация, потом постепенная нормализация выливалась в новый виток напряженности. В 1949 году Турецкая Республика стала первой страной с мусульманским большинством, признавшей Израиль. При этом Анкара, опасаясь критики со стороны арабских государств, предпочитала скрывать свои активные контакты с израильскими властями.
В 1990-е годы на первый план вышли экономические интересы. В рамках «стратегического партнерства» Турция и Израиль заключили соглашения о военном сотрудничестве и свободной торговле. Анкара стала активно покупать израильскую военную продукцию.
Всё изменилось с приходом к власти Реджепа Тайипа Эрдогана в 2002 году. Анкара стала всё активнее претендовать на роль защитника всех мусульман, а Израиль обвинял ее в дружбе с ХАМАС и сотрудничестве с Ираном. Эрдоган же периодически выступал с антиизраильскими выпадами.
В 2010 году произошел инцидент с «Флотилией свободы» (Mavi Marmara): столкновение привело к гибели 10 турецких активистов, дипломатические отношения были разорваны на несколько лет. Лишь прочные экономические связи помогли сохранить взаимодействие.
Страны попытались наладить отношения через шесть лет, но занимавший тогда пост президента США Дональд Трамп перенес американское посольство из Тель-Авива в Иерусалим, признав этот город столицей Израиля. Анкара возглавила мусульманский протест против действий Вашингтона.
Израиль тем временем стал налаживать отношения с двумя врагами Турции — Грецией и Кипром, запустив Восточно-Средиземноморский газовый форум и подписав документ о строительстве трубопровода для транспортировки газа из Восточного Средиземноморья в Европу.
Такие шаги раздражают Анкару. Однако, несмотря на это, в 2021 году стороны предприняли попытку к новой нормализации отношений, а в 2022 году президент Израиля впервые за 15 лет прилетел с официальным визитом в Турцию. Стороны начали активное сотрудничество по предотвращению возможных терактов на израильтян в Турции, а власти обеих стран договорились об обмене послами.
Однако в октябре 2023 года стороны столкнулись с очередным витком напряженности. Эскалация между Израилем и ХАМАС вызвала резкую реакцию Анкары. Турция принимает у себя лидеров ХАМАС, считая его политическим движением. В мае 2024 года приостановила всю торговлю с Израилем.
Турецкий лидер постоянно обвиняет израильские власти в гибели тысяч палестинцев в секторе Газа, называя их действия геноцидом.
Недовольные многие
Британский Сомалиленд существовал с 1884 по 1960 год. Территория государства занимает стратегически важное положение, позволяя контролировать проход из Красного моря в Индийский океан.
В 1960-е годы страна объявила о своей независимости, это решение поддержали в Лондоне. Через несколько месяцев Сомалиленд вошел в состав большого Сомали наряду с бывшими колониями Италии на Африканском Роге.
В 1988 году в стране вспыхнула гражданская война, государство фактически распалось на несколько самоуправляемых территорий, включая Сомалиленд.
В 1991 году страна провозгласила независимость в одностороннем порядке и пытается добиться признания в качестве суверенного независимого государства. При этом международное сообщество и сейчас продолжает считать Сомалиленд частью Сомали.
В январе прошлого года самопровозглашенное государство совместно с соседней Эфиопией заключили меморандум о взаимопонимании. Согласно документу, в обмен на признание Сомалиленд разрешает Аддис-Абебе создать военную базу на своей территории, предоставляя также выход к морю.
Нынешние действия Израиля, признавшего независимость Сомалиленда, раскритиковали порядка 50 государств. Министерство иностранных дел Саудовской Аравии посчитало решение Израиля «направленным на укрепление односторонних сепаратистских мер, нарушающих международное право».
Лидер хуситов Абдул-Малик аль-Хуси заявил, что присутствие Израиля в Сомалиленде будет расцениваться как угроза безопасности, а также «военной целью для наших вооруженных сил». По его словам, такие действия со стороны Израиля будут восприняты как агрессия против Сомали и Йемена, а также как угроза региональной безопасности.
Градус напряжения зашкаливает
Научный сотрудник отдела Ближнего и Постсоветского Востока ИНИОН РАН Алина Сбитнева в беседе с «Известиями» отметила, что отношения Турции и Израиля испортились достаточно давно в результате инцидента с «Флотилией свободы».
— И с тех пор Турция предпринимала несколько безуспешных попыток нормализовать отношения, однако ни к каким конкретным результатам это не привело. Мешали то палестинский вопрос, то борьба за региональное и даже кросс-региональное влияние, то еще что-то, — отметила эксперт.
По мнению политолога, решение Израиля относительно признания Сомалиленда не могло встретить поддержки со стороны турецких коллег. Более того, нужно учитывать, что Турция достаточно близка с арабо-исламским миром, который почти единогласно осудил принятое решение, — подчеркнула специалист.
— Арабские страны боятся укрепления Израиля в Красном море и получения контроля над стратегическим Аденским заливом. Что касается Анкары, то Турция в последние годы наладила весьма тесное взаимодействие с официальной властью Сомали. То есть двусторонние и многосторонние контакты с Могадишо проводятся с завидной регулярностью, — пояснила аналитик.
Тюрколог добавила, что Анкара поставляет туда оружие, сомалийские военные обучаются уже давно новым навыкам у турецких.
— Кроме того, не так давно появлялась информация о том, что турки хотят разместить полноценную долгосрочную военную базу. И в рамках своей космической программы, несмотря на неблагоприятную сейсмическую активность, собираются строить свой первый космодром, поэтому появление Израиля там явно не планировалось, — сообщила Сбитнева.
Политолог считает, что всё, что так или иначе входит в сферу интересов Турции, автоматически включается в зону ее национальных интересов, хотя формально Сомалиленд отношения к ним не имеет.
— Есть интересный вопрос международного права и реальных интересов государства. Турция не признает Сомалиленд, Крым, Курдистан и так далее. Однако, к примеру, требует признания Палестины и Северного Кипра от международного сообщества, — подытожила специалист.
Тюрколог Яшар Ниязбаев считает, что конфликт между Турцией и Израилем обостряется на фоне того, что Анкара содержит в Могадишо свою крупнейшую зарубежную военную базу TURKSOM и активно инвестирует в инфраструктуру Сомали.
«Израиль же, заходя в Сомалиленд через механизмы «Соглашений Авраама», фактически создает конкурентный центр влияния в стратегически важном Аденском заливе. Для Турции Сомали — это не просто союзник, а ключевой экономический и военный плацдарм в Африке», — считает эксперт.
Он добавил, что признание Сомалиленда Израилем фактически превращает Африканский Рог в зону прямого противостояния двух держав.
«Градус напряжения начинает зашкаливать», — резюмировал специалист.