Найти в Дзене

Арина Крюкова: «Современное искусство никому ничего не должно»

Арина Крюкова — студент Британской высшей школы дизайна, стилист, сотрудник галереи «Футура». В интервью для Школы журналистики имени Владимира Мезенцева при Центральном доме журналиста она рассказала о том, как проходит обычный день сотрудника галереи. — Мы много общаемся с людьми, рассказываем о концепции выставки, о художниках. Часто, когда экспозиция сложная и требует объяснения, мы направляем людей в ту или иную точку, и иногда напоминаем посетителям, что нельзя трогать экспонаты. Кроме того, в галереях есть хранилища, места, где находятся произведения искусств. Там могут быть размещены экспонаты, которые были на экспозиции, но их пока не забрали или не отправили на следующую выставку. Часто художники могут оставлять нам свои работы на хранение. Мы занимаемся их инвентаризацией, ставим экспонаты на нужные места. — Когда ты приходишь в галерею, то первым делом расставляешь свет. После, в течение дня, ты общаешься с каждым посетителем, отвечаешь на его вопросы и рассказываешь про вы
Оглавление
   Арина Крюкова — студент Британской высшей школы дизайна, стилист, сотрудник галереи «Футура». В интервью для Школы журналистики имени Владимира Мезенцева при Центральном доме журналиста она рассказала о том, как проходит обычный день сотрудника галереи. Анна Суслова
Арина Крюкова — студент Британской высшей школы дизайна, стилист, сотрудник галереи «Футура». В интервью для Школы журналистики имени Владимира Мезенцева при Центральном доме журналиста она рассказала о том, как проходит обычный день сотрудника галереи. Анна Суслова

Арина Крюкова — студент Британской высшей школы дизайна, стилист, сотрудник галереи «Футура». В интервью для Школы журналистики имени Владимира Мезенцева при Центральном доме журналиста она рассказала о том, как проходит обычный день сотрудника галереи.

— В чём заключается работа галериста?

— Мы много общаемся с людьми, рассказываем о концепции выставки, о художниках. Часто, когда экспозиция сложная и требует объяснения, мы направляем людей в ту или иную точку, и иногда напоминаем посетителям, что нельзя трогать экспонаты. Кроме того, в галереях есть хранилища, места, где находятся произведения искусств. Там могут быть размещены экспонаты, которые были на экспозиции, но их пока не забрали или не отправили на следующую выставку. Часто художники могут оставлять нам свои работы на хранение. Мы занимаемся их инвентаризацией, ставим экспонаты на нужные места.

— Как проходит Ваш обычный день?

— Когда ты приходишь в галерею, то первым делом расставляешь свет. После, в течение дня, ты общаешься с каждым посетителем, отвечаешь на его вопросы и рассказываешь про выставку. Иногда к нам заходят увлекающиеся люди. В таком случае можно поговорить о разных коннотациях картин. Спросить их видение конкретной работы, узнать мнение о современном искусстве.

— Почему Вы выбрали эту работу?

— На самом деле, мне эту должность подсказала подруга. Она увидела, что Анна Кубаева, бывшая галеристка «Футуры», ищет смотрительниц. Я решила откликнуться, потому что это интересно — зарабатывать тем, что ты разговариваешь с людьми об искусстве. Для меня это также большой опыт. Во время работы можно познакомиться с художниками, погрузиться в мир современного искусства. И хотя это немного не мой профиль, опыт оказался значительным.

— Какими навыками нужно обладать человеку, который хочет попробовать себя в этой профессии?

— Какими-то особыми навыками обладать не нужно, но важна насмотренность в искусстве и общительность. Кроме того, важно уметь объяснять людям простым языком какие-то сложные концепции и иметь хорошую память. Когда выставка большая и участвует более двадцати художников, нужно запомнить много информации про каждого из них. По сути, ты живой аудиогид, который включается, как только входит посетитель.

— Какие самые частые вопросы от посетителей?

— Стены и пол в нашей галереи облицованы плиткой, поэтому самые частые вопросы, с которыми я сталкиваюсь, звучат примерно так: «А что это у вас тут, бассейн?», «Это хамам?», «Когда зальёте воду?». Часто вопросы задаются с немного надменным тоном, с посылом «развлеките-ка меня»: «А что это у вас тут?», «Что у вас тут происходит?»

— Что отличает заинтересованного человека от незаинтересованного?

— Невосприимчивых к искусству людей отличает требовательность. При общении с ними складывается ощущение, что галерист и сама галерея что-то должны посетителю.

Люди, которым это действительно интересно, спрашивают очень робко, с искренним интересом. Они очень вежливые. С такими посетителями всегда приятно работать. Люди, которые относятся к искусству с трепетом и уважением, никогда не будут трогать что-то без разрешения, и по их вопросам будет понятно, что им это действительно интересно.

— Как бы Вы описали современное искусство?

— Мне очень понравилось определение, которое дал мой преподаватель: объекты современного искусства — как люди, и воспринимать их следует, как человека. Случайный человек не обязан тебе нравиться, что-то доказывать или объяснять, он, в сущности, вообще тебе ничем не обязан. Ты сам решаешь, какие чувства испытываешь к нему, после длительного общения. Всё решают именно твои ощущения.

— Есть ли у Вас любимый деятель искусства?

— Так как я занимаюсь на направлении моды в Британской высшей школе дизайна, то моими любимыми деятелями в искусстве являются дизайнеры. Сейчас я занимаюсь исследованием творчества Критобаля Баленьсиага и Демны Гвасалия. В проекте будут отражены их взгляды, показаны связи между их работами. В данный момент именно этих людей я могу назвать одними из ключевых мастеров, чьи работы мне интересны, но, на самом деле, любимые деятели искусства меняются с каждым проектом и с каждым исследованием.

— Исходя из каких критериев выбираются будущие проекты?

— Когда мы подготавливаем проект, то цель нашей работы — что-то подчерпнуть из творчества автора. Поэтому в первую очередь я смотрю, что бы мне было интересно исследовать и что было бы интересно применить на практике. Сейчас, например, я разбираю ДНК бренда «Balenciaga». Для работы я выбрала этот бренд, потому что в собственных проектах мне не хватает лаконичности и простоты, концентрации на формах и собранности. До этого я изучала дадаизм, кэмп и сюрреализм. В тот момент моего творчества мне было интересно, что люди считают странным и как это создать. Всё зависит от того, что именно ты хочешь перенять от других людей.

— Что отличает хорошую работу от плохой?

— Существуют определённые критерии, благодаря которым мы можем оценивать искусство. Например, мастерство художника, насколько изложенная тема близка нам как зрителям, цветовая палитра, техника, актуальность и прочее. Сложив их, можно получить среднюю «оценку» искусства. Проанализировав все пункты, мы можем более глубоко ответить на вопрос, чем зацепило нас искусство.

— Что делает выставку по-настоящему интересной, благодаря каким техническим средствам происходит?

— Работающие в данной сфере люди сразу замечают все достоинства и недостатки. В галереи работа, проделанная организаторами выставки, не менее важна, как и само искусство. Помимо рассказа об экспонатах, смотритель занимается разработкой сценария, по которому пройдет сама выставка, и прокладывает маршрут. Когда я была в лютеранском храме Святой Анны в центре Санкт-Петербурга «Анненкирхе», я нашла работу, проведённую организаторами выставки, поразительной. Маршрут был необычным, запутанным и сложным. После того, как выставка закончилась, я смогла осознать, что из всех этих мелких кусочков, которые мы просмотрели, сложилась общая картина.

— Если говорить о культурной жизни Москвы, какие выставки современного искусства стоит посетить?

— Я бы выделила галерею современного искусства «КУБ». Мы попали туда ещё до того, как стали выставлять работы, на этапе монтажа. Было невероятно интересно заглянуть за кулисы, посмотреть процесс оформления выставки изнутри. Кроме того, в «КУБе» есть магазин, где продаются вещи художников. Вещи, которые продаются там, пропитаны юмором, иронией и сатирой.