Найти в Дзене

ЭПИЗОД 7. Сговор против СССР? Почему Сталин так боялся мира между Лондоном и Берлином в мае 41-го.

10 мая 1941 года. До начала Великой Отечественной войны остается 43 дня. В Европе происходит событие, которое по своей абсурдности и значимости затмевает даже сводки с фронтов. Заместитель фюрера по партии, второй человек в Рейхе после Гитлера (и преемник после Геринга), Рудольф Гесс садится в истребитель-бомбардировщик и в одиночку летит через Ла-Манш в Шотландию. Он прыгает с парашютом, ломает лодыжку и сдается британцам, требуя встречи с герцогом Гамильтоном. Официальный Берлин тут же объявляет его сумасшедшим. Официальный Лондон молчит и прячет Гесса в Тауэр. А в Кремле загорается красная лампочка тревоги. Для Сталина этот перелет выглядел не как выходка безумца, а как последний пазл в картине антисоветского заговора. Я поднял шифровки резидентур из Лондона, Берлина и Рима за май 1941 года. Советская разведка не верила в версию о «сумасшествии». Агенты докладывали: Гесс полетел не сдаваться. Он полетел договариваться о едином фронте против СССР. Сразу после перелета немецкая пропаг
Оглавление
Что советская разведка на самом деле знала о перелете Рудольфа Гесса в Англию
Что советская разведка на самом деле знала о перелете Рудольфа Гесса в Англию

Побег №2: Что советская разведка на самом деле знала о перелете Рудольфа Гесса в Англию

10 мая 1941 года. До начала Великой Отечественной войны остается 43 дня. В Европе происходит событие, которое по своей абсурдности и значимости затмевает даже сводки с фронтов.

Заместитель фюрера по партии, второй человек в Рейхе после Гитлера (и преемник после Геринга), Рудольф Гесс садится в истребитель-бомбардировщик и в одиночку летит через Ла-Манш в Шотландию. Он прыгает с парашютом, ломает лодыжку и сдается британцам, требуя встречи с герцогом Гамильтоном.

Официальный Берлин тут же объявляет его сумасшедшим. Официальный Лондон молчит и прячет Гесса в Тауэр. А в Кремле загорается красная лампочка тревоги. Для Сталина этот перелет выглядел не как выходка безумца, а как последний пазл в картине антисоветского заговора.

Я поднял шифровки резидентур из Лондона, Берлина и Рима за май 1941 года. Советская разведка не верила в версию о «сумасшествии». Агенты докладывали: Гесс полетел не сдаваться. Он полетел договариваться о едином фронте против СССР.

«Он полетел с ведома Гитлера»

Сразу после перелета немецкая пропаганда начала неуклюже оправдываться: мол, у Гесса помутился рассудок, он жертва галлюцинаций. Но советская агентура в Берлине вскрыла совсем другую подоплеку.

17 мая 1941 года, через неделю после побега, агент «Старшина» (из знаменитой «Красной капеллы») передает в Центр сенсационные данные. Ссылаясь на свои источники в гестапо и высших кругах НСДАП, он разрушает легенду о безумии.

В Шифртелеграмме из Берлина о несанкционированном визите Гесса в Англию, 17 мая 1941 года (Док. №129*), говорится:

«Личным другом Гесса был Альбрехт Гаусгофер... Гаусгофер имеет широкие связи в СД, военных кругах и "КЛУБЕ ГОСПОД" и ведет активную политическую деятельность за мир с Англией, против СССР. "Старшина" делает вывод, что Гесс сам являлся человеком западной ориентации...»

Это ключевой момент. Гесс был не одиночкой, а представителем мощной партии мира с Англией внутри Рейха. Но еще интереснее реакция самого Берлина, скрытая от публики. Агент «КН» сообщает о разговоре с сотрудником министерства пропаганды:

«Айзендорф сказал, что Гесс находится в отличном состоянии и вылетел в Англию с определенными заданиями и предложениями германского правительства Англии».

Вдумайтесь. Немецкий чиновник прямым текстом говорит: это миссия правительства. Гитлер знал. И цель этой миссии — развязать руки Германии на Востоке.

Гесс был тенью фюрера. Разведка не верила, что он мог угнать самолет без ведома Гитлера.
Гесс был тенью фюрера. Разведка не верила, что он мог угнать самолет без ведома Гитлера.

«Англия должна воздержаться от атак»

Что Гесс предложил англичанам? Документы не содержат стенограммы его допроса (она засекречена британцами до сих пор), но содержат кое-что не менее важное — реакцию британских элит.

18 мая 1941 года на стол Сталина ложится Шифртелеграмма из Лондона о миссии Рудольфа Гесса в Англии (Док. №133*). Это перехват телеграммы английского посла в Анкаре (Турция). Посол пишет с удивительной откровенностью:

«...Несомненно, что Гесс прибыл сюда как эмиссар мира. Совершенно ясно, что он прибыл не как беженец, а с посланием к нам, веря в то, что в Англии существует сильная партия мира и антибольшевистская партия...»

А дальше посол озвучивает именно то, чего панически боялся Сталин. Суть сделки:

«Если немцы нападут на Россию, что теперь кажется очень вероятным, то Гесс, возможно, прибыл сюда, чтобы попытаться убедить нас, что ввиду атаки Германии на большевизм, мы должны по крайней мере воздержаться от атак на нее на Западе...»

Для Москвы это выглядело как подтверждение «сговора империалистов». Лондон мог гарантировать Гитлеру нейтралитет (или «странную войну»), пока вермахт будет уничтожать СССР. Именно поэтому все последующие предупреждения Черчилля о скором нападении Германии Сталин воспринимал как провокацию: «Вы хотите, чтобы мы начали войну первыми, пока вы с Гессом делите мир за нашей спиной?»

-3

«Жертва астрологов» или «Чистейшей марки идеалист»?

Внутри Германии исчезновение второго лица государства вызвало шок. Партии нужно было как-то объяснить народу, почему их вождь улетел к врагу.

21 мая 1941 года агент «Б» посетил закрытое собрание членов НСДАП в Берлине. Его отчет (Шифртелеграмма из Берлина о разъяснении в НСДАП причин перелета Рудольфа Гесса, 21 мая 1941 года (Док. №137*)) — это шедевр политической эквилибристики.

Партийный докладчик заявил собравшимся:

«Гитлер после исчезновения Гесса созвал совещание руководителей и вместе с ними решил не придавать гласности этот поступок; потом было сообщено в газетах, что он душевно больной. Теперь Гитлер желает, чтобы не думали так... Нельзя сказать, что человек ведший в течение долгого времени большую государственную работу был ненормальным...»

Нацисты на ходу меняли легенду для «своих». Оказывается, виноваты... звезды.

«Профессор астролог предсказал Гессу, что его звезда предписывает ему какую-то высокую миссию... Вера в такое призвание стала настолько сильной, что привела Гесса к такому поступку. Одним словом — Гесс не душевно больной, а подпавший под влияние англичан чистейшей марки идеалист».

Чтобы успокоить партийцев, докладчик соврал о судьбе тех, кто помогал Гессу. Мол, конструктор Мессершмитт на свободе, а арестованы только адъютанты и «профессор астрологии». Эта деталь показывает, как сильно нацистская верхушка боялась внутренней смуты перед нападением на СССР.

Документальное фото. Мужчины позируют рядом с «Мессершмиттом Bf 110» Рудольфа Гесса, который разбился недалеко от Иглшема, Шотландия, 10 мая 1941 года.
Документальное фото. Мужчины позируют рядом с «Мессершмиттом Bf 110» Рудольфа Гесса, который разбился недалеко от Иглшема, Шотландия, 10 мая 1941 года.

Операция прикрытия: «Войска идут на Запад»

Но самое опасное в докладе на этом закрытом собрании было не про Гесса. Используя этот инцидент как дымовую завесу, нацисты запустили мощнейшую дезинформацию о своих военных планах.

В том же документе (Док. №137*) докладчик уверяет партийцев:

«Последнее время было много слухов о предстоящей войне между Германией и СССР... Но сейчас взаимоотношения между Германией и СССР совершенно ясны и можно с уверенностью сказать, что ни о каком столкновении не может быть и речи. Теперь наоборот германские войска перебрасываются с Востока на Запад».

Это была ложь грандиозного масштаба. В этот самый момент, 21 мая, эшелоны с танками шли в обратном направлении — к Бресту и Гродно. Но рядовым нацистам внушали: мы дружим с русскими, мы готовим высадку в Англии (возможно, с помощью Франции и флота Дарлана).

Эта дезинформация была рассчитана не только на немцев, но и на советскую агентуру. И, надо признать, она работала, создавая информационный шум, в котором тонули реальные предупреждения.

Папа Римский и «Крестовый поход»

Картину дополняли донесения из других столиц. Ватикан, обладавший одной из лучших разведок мира, тоже знал о готовящемся ударе.

3 мая 1941 года резидентура в Риме перехватывает информацию о секретном сборе иезуитов. Шифртелеграмма из Рима о выступлении Папы перед иезуитами, 3 мая 1941 года (Док. №121*) сообщает:

«Иезуитам, находящимся в Прибалтике, Западной Украине и Белоруссии, даны указания постепенно концентрироваться ближе к границе, так как ожидается наступление Германии против СССР вскоре после ликвидации греческого вопроса. Ватиканом развернута кампания по сбору средств "в помощь голодающим детям Западной Белоруссии", так как там якобы сильный голод».

«Голод», которого еще не было, но который должен был наступить вместе с немецкими танками. Это означало одно: даже церковь готовится к большой войне на Востоке.

-5

Почему Гесс проиграл, но навредил нам?

Полет Гесса закончился провалом. Черчилль не пошел на сделку с Гитлером (по крайней мере, официально). Англия продолжила воевать.

Но для СССР этот полет имел катастрофические последствия. Он усилил подозрительность Сталина. Вождь решил: раз Гитлер посылает переговорщиков в Лондон, значит, война на два фронта для Германии невозможна, пока нет договора с англичанами. А раз договора нет (Гесс в тюрьме), значит, Гитлер не нападет.

Эта логическая ловушка, в которую попал Кремль, стоила нам очень дорого в первые дни войны.

А тем временем на земле происходили события, которые уже нельзя было списать на «астрологов». Немецкая пропаганда запустила слух, что Украина будет сдана в аренду, а немецкие солдаты на границе начали перекрашивать свои каски. О «войне нервов» и фальшивых ультиматумах — в следующем эпизоде.

* Источник: Архив Службы внешней разведки РФ. Материалы опубликованы в рамках уникального шеститомного сборника к 80-летию Великой Победы (более 800 рассекреченных документов периода 1939–1945 гг.). 🔗 Оригиналы документов: historyrussia.org