В конце года российские шахматисты порадовали, выиграв на чемпионате мира по рапиду золото и серебро. Об успехах Александры Горячкиной и Владислава Артемьева «КП Спорт» рассказал исполнительный директор Федерации шахмат Москвы Артем Ахметов.
«НАКОНЕЦ-ТО И САША ГОРЯЧКИНА, И ВЛАД АРТЕМЬЕВ ВЫСТРЕЛИЛИ»
— Александра Горячкина стала чемпионкой мира по быстрым шахматам. Это Саша Горячкина большое достижение?
— Безусловно. Наконец-то и Саша Горячкина, и Влад Артемьев выстрелили.
— Горячкина до сих пор играет под флагом ФИДЕ, хотя вроде всем разрешили под российским.
— Пока нет. Те спортсмены, которые выступают на официальных соревнованиях под эгидой Международной федерации шахмат, они пока идут под флагом ФИДЕ, эта история еще не перестроена, возврата флага как такового пока нет. Там не только россияне, но и белорусы, они тоже идут под флагом ФИДЕ.
— У Горячкиной лучший рейтинг в стране по классическим шахматам?
— Да, она уже долгое время сильнейшая шахматистка России, играла финальный матч за звание чемпионки мира, поэтому Саша действительно заслужила эту победу, особенно если учесть, какую она работу проводит. Совокупность труда, будем говорить так, она и дала этот результат.
«РЕАКЦИЯ КАРЛСОНА – ЗЛОСТЬ НА СЕБЯ ПОСЛЕ ПОРАЖЕНИЯ ВПОЛНЕ ПОНЯТНА»
— Владислав Артемьев на чемпионате по рапиду занял второе место, уступив в итоге только Магнусу Карлсону.
— Он долго примерялся, наверное, к тому, чтобы показать результат в этой дисциплине, и, наконец-то, ему это удалось. Я думаю, что для Влада Артемьева тоже это огромный успех, второе место на чемпионате мира по быстрым шахматам.
— Он даже самого Карлсена обыграл в очном поединке.
— Да. Ну, понятно, там говорят о том, что Карлсен зевнул двухходовку, но, тем не менее, это не умаляет того, что это победа над чемпионом мира, который в этот раз снова играл гениально, очень мощно провел турнир. И победа над таким мастодонтом, монстром в какой-то степени дорого стоит.
— Карлсен после поражения от Артемьева психанул и убежал.
— Я считаю, это нормальная реакция для тех, кто привык выигрывать. Когда по глупости проигрываешь, присутствует злость и на себя, и в целом на ситуацию. Такая эмоциональная реакция вполне понятна и с человеческой, и со спортивной точки зрения. Поэтому здесь нет ничего сверхординарного, что он психанул. Другое дело, у каждого это раздражение проявляется по-разному – кто-то держит эмоции в себе, а кто-то выплескивает наружу.
— В прошлом году Карлсена в этом чемпионате сняли за дресс-код, а выиграл наш Володар Мурзин.
— Да, там немножко странная была ситуация. Все-таки дресс-код в шахматах не прописан как таковой, здесь есть расплывчатость формулировок, какая одежда должна быть. Поэтому, на мой взгляд, там немножко из пальца высосанная история. То есть попытка воспитательного воздействия на спортсмена, все-таки должна выглядеть немного по-другому, а не так, когда во время соревнований вы пытаетесь устраивать показательные порки. Это обычно все-таки делается на детских турнирах, где еще можно перевоспитать юного шахматист, а тут со взрослыми, состоявшимися людьми пытались это делать.
«НАДО ПОДУМАТЬ, КАК ВЕРНУТЬ КРАМНИКА В ЛОНО РОССИЙСКИХ ШАХМАТ»
— Уходящий год для наших шахмат в целом, как я смотрю, был не слишком удачным. Уже и в первой 20-ке классического рейтинга нет ни одного российского шахматиста…
— Да, Ян Непомнящий последний был, но и он сейчас выпал из 20-ки, по-моему, 24-е место занимает. Но этому можно найти объяснение по многим факторам. Первое – то, что международная повестка немножко ограничена, в том числе и какие-то возможности приездов в нашу страну. Поэтому здесь, может быть, играют роль барьеры при обмене опытом, недостаток конкуренцией на мировой арене.
Ну, и внутренние задачи нам надо решать по выстраиванию системной подготовки. И здесь, я думаю, руководству нашей федерации шахмат имеет смысл подумать на тему, как вернуться с новыми подходами и выйти на новый уровень. Я сторонник того, чтобы создавать устойчивые системы. Но выстраивание такой системы должно подкрепляться и финансами, и медициной, и тренерской подготовкой.
— И тогда у нас появятся новые Ботвинники, Карповы, Крамники?
— Если брать историю вопроса, то здесь нельзя забывать, что у нас чемпионы мира всегда открывали свои школы, участвовали в учебно-тренировочном процессе. И сейчас надо формировать эту преемственность. Конечно, нам не хватает людей, тот же Владимир Крамник мог бы… Надо подумать, как вернуть Владимира Борисовича в лоно российских шахмат, чтобы он смог свой бесценный опыт передать новым поколениям.
— Получается, что шахматы командный вид спорта, а не индивидуальный?
— Как игра это индивидуальный, но, если говорить о подготовке это, конечно, командная история. Потому что спортсмен, чтобы вырасти в хорошего шахматиста, должен пройти нескольких тренеров, много этапов.
Кирилл Серов