Начну решительно – с вопросов и ответов на них. Первый: «Почему я выбрал для дегустации и обзора коньяки категории VS, хотя обычно пишу о VSOP?» Ответ: «Потому что хотел попробовать именно Bache Gabrielsen категории VS, известный также под названием Tre Kors, и поделиться с читателями канала его историей». Второй вопрос: «Почему выбрал для сравнения коньяки именно этих марок?». Ответ: «Потому что Dupuy и Bache Gabrielsen марки разные, но производит их один коньячный дом». Третий, и последний, вопрос: «Что я хотел узнать в результате эксперимента?» Ответ третий, и частичный: «Не столько обнаружить различия в нюансах вкуса Dupuy VS и Bache Gabrielsen Tre Kors, сколько проверить, не из одной ли бочки льют оба коньяка, а различаются они только формой бутылки и буквами на этикетке?». Исследовал, проверил и убедился на личном опыте. Результат проверки найдете в финале обзора.
Santé, amis! Tchin-tchin!
Сначала несколько слов об истории коньячных марок. Начну с более ранней Dupuy Cognac.
В 1825 году в семье Оноре Дюпюи, уважаемого в городе Жарнак нотариуса, родился мальчик, которого назвали Огюст. Семья Дюпюи никогда не имела отношения к виноградникам и дистилляции. Они были потомственными юристами, династию которых со временем предстояло продолжить мальчику. Огюст окончил сразу два факультета Сорбонны: юридический и экономический. Получил в знак поощрения от родителей подарок – оплаченное годичное кругосветное путешествие. В 1852 году вернулся в родной Жарнак, женился на местной девушке «из хорошей семьи» Симоне де Фалькье и… отказался от управления нотариальной конторой родителя. Вместо этого Огюст Дюпюи решил осуществить мечту юности – увидеть свои имя и фамилию на бутылках любимого напитка. Коньяка, разумеется. Опять же, как экономист он знал, где сможет заработать больше. Месье Дюпюи создал и возглавил торговый дом Maison Dupuy.
В положенный срок у Огюста и Симоны появился сын Гастон, который, увы, не имел склонности ни к юридической практике, как дед, ни к торговле, как отец. Больше всего Гастон любил прожигать родительские деньги в Париже. Поэтому перед своей смертью в 1895 году Огюст Дюпюи завещал любимое детище, Maison Dupuy, не родному сыну, а племяннику Эдмону. Бездетный Эдмон Дюпюи с управлением коньячным домом справлялся успешно, но в 1905 году скоропостижно скончался от крупозной пневмонии. Безутешная вдова продала фирму и права на марку Dupuy Cognac норвежским контрагентам компании, предпринимателям Петеру Рустаду и Томасу Баш-Габриэльсену. Более чем столетие марка коньяка Dupuy находилась в забвении, пока в 2018 году руководство компании Ths. Bache-Gabrielsen S.A.S. не приняло решение возродить ее специально для поставок коньяка на так называемые «новые рынки» (Китай и страны бывшего СССР, включая Россию). Ежегодно в этих странах продается около 200 000 бутылок Dupuy Cognac.
Томас Баш-Габриэльсен родился в норвежском Холменстранне в 1883 году. Его родители, Александр Габриэльсен и Камилла Баш, владели самым крупным в городе специализированным магазином по продаже алкоголя. После окончания школы Томас добровольно подписал контракт с армией Норвегии. Скоро молодой человек, попробовав трудностей и лишений армейской службы, осознал, что карьера офицера его больше не прельщает. В 1803 году лейтенант Баш-Габриэльсен уволился из армии, устроился на работу в фирму родителей и поехал в командировку во Францию, налаживать контакты с местными производителями.
Компанию начинающему коммивояжеру составил друг его детства Петер Антон Рустад. Жизнь во Франции понравилась Томасу: климат теплый, вино вкусное и недорогое, девушки красивые и отзывчивые. На одной из них, Одетте Виллар, молодой норвежец женился в 1905 году. В том же году на двоих с Рустадом Томас Баш-Габриэльсен задешево купили оставшийся без хозяина Maison Dupuy. Коньячный дом переименовали в Maison Rustad & Bache-Gabrielsen. Коньяк же продолжили выпускать под популярной на рынке маркой Edmond Dupuy & Co, временно, до 1916 года. О причинах переименования коньяка расскажу позже. Сначала о том, что в 1915 году Петер Антон Рустад разбился насмерть при падении с мотоцикла. Томас стал единственным владельцем компании и дал ей свое имя Ths. Bache-Gabrielsen S.A.S.
С 2009 года компанию возглавляет Эрве Баш-Габриэльсен, из четвертого поколения династии. На сегодняшний день Ths. Bache-Gabrielsen S.A.S. занимает шестое место по объему выпуска коньяка среди всех производителей Франции. Поставки осуществляются более чем в 50 государств. Разумеется, Bache-Gabrielsen коньяк №1 в скандинавских странах. В одной только Норвегии в год продают 1,3 млн бутылок коньяка этой марки (население страны, включая детей, всего 5,6 млн). У компании нет своих виноградников и она не занимается дистилляцией. Покупает спирты у сторонних производителей, купажирует их в историческом погребе Maison Dupuy. Для созревания дистиллятов используют два новых погреба, построенных в коммуне Лузак-Сен-Андре в 10 км от города Коньяк. На массивных входных дверях погребов выгравирована надпись на норвежском языке, подчеркивающая связь коньячного дома с родиной его основателя: «Forlenger livet og gleder» (Продлевает жизнь и радость).
С историями не заканчиваю, но к дегустации перехожу. Начинаю с Dupuy VS Cognac.
Год урожая 2019-20 / Возраст дистиллятов 3-4 года. Бочки из древесины лимузенского дуба.
Розлив: октябрь 2024.
Виноград: 95% Уни Блан, 5% Коломбар.
Апелласьоны: Гран-Шампань 30%, Пти-Шампань 20%, Фен Буа 40%, Бон Буа 10%.
Алк.: 40% об. Карамельный колер.
Цвет янтарный.
Аромат неяркий, фруктово-цитрусовый: красные яблоки и лимон, штрихи ванили, корицы, древесины и кожи.
Вкус лёгкий, сладкий, чуть водянистый: осветленный яблочный сок с водкой (50/50), палочкой корицы и щепоткой острого перца.
Послевкусие короткое, сладкое, пряное.
Теперь мне не терпится поделиться рассказом о Bache Gabrielsen Tre Kors, ради него сегодняшний обзор затевался. Расскажу, откуда взялись на этикетке эти самые Tre Kors, которые с норвежского на другие языки переводятся как «Три Креста». Взялись они благодаря грому среди ясного неба решению парламента Норвегии ввести с 1 января 1916 года Prohibition, он же, если на понятном языке, «Сухой закон». В стране полностью запретили оборот алкогольных напитков. Как следствие, для Ths. Bache-Gabrielsen S.A.S. закрылся ключевой рынок сбыта флагманского продукта – Edmond Dupuy Cognac 3*. Казалось бы, ситуация безвыходная, хоть вешай замок на дверь конторы и переквалифицируйся в управдомы. Не таков был Томас Баш-Габриэльсен, он переквалифицировался не в работника сферы ЖКХ, а в фармпроизводителя. Понадобилось для этого не так уж много. Всего-то изменить на этикетке: 1) чуждые норвежскому уху французские имя и фамилию Edmond Dupuy на скрепные Thomas Bache-Gabrielsen; 2) коньячные «Три Звездочки» на медицинские «Три Креста» (Tre Kors), как знак того, что это не какой-то там запрещенный виноградный дистиллят, но официальное лекарство, рекомендованное при простуде и сердечной слабости. Содержимого бутылки менять не пришлось. Купить Tre Kors можно было только в аптеке (строго!) и только по рецепту врача (почти). Кроме врачей правом выписывать препарат наделили стоматологов и ветеринаров. Разумеется, в Норвегии начался бум открытия стоматологических кабинетов (пациентов хватало на всех) и взрывной рост числа домашних питомцев.
Звездный час Tre Kors в Норвегии пришел в 1918 году, вслед за пандемией гриппа-«испанка». Минздрав страны обязал(!) врачей назначать всем (!) пациентам старше пятнадцати лет с подозрением (!) на ОРВИ набор препаратов DTT (De Tre Ting – Эти три вещества), состоящий из: 20 таблеток по 0,5 г аспирина для купирования лихорадки; 20 г камфоры для возбуждения дыхания; 0,5 л Bache Gabrielsen Tre Kors. Для поддержания работы миокарда, разумеется.
Пандемия «испанки» сошла на нет в 1920 году. Prohibition в Норвегии отменили в 1926. Привычка норвежцев лечить все болячки с помощью Bache Gabrielsen Tre Kors жива до сих пор. Профилактику заболеваний тоже широко практикуют. Благо, теперь это безрецептурный «препарат», бутылку которого можно купить в ближайшем алкомаркете. Как говорится: «Не пьянки ради, здоровья для!»
Пора и мне приобщиться к норвежскому эликсиру (из Франции) Bache Gabrielsen Cognac VS Tre Kors.
Награды: Серебряные медали Всемирного конкурса в Сан-Франциско 2015 и 2022
Год урожая 2019. Возраст 4 года.
Розлив: сентябрь 2024.
Виноград: 100% Уни Блан.
Крю: Фен Буа 75%, Пти-Шампань 20%, Гран-Шампань – 5%.
Цвет золотистый.
Аромат яркий, свежий фруктовый: яблоки, лимон, апельсин, фенхель, чернослив.
Вкус гладкий шелковистый: сливовая карамель, мускатный орех, гвоздика, яблочное повидло, ваниль.
Послевкусие продолжительное, сладкое, древесно-пряное.
Исчезли все сомнения – Dupuy VS и Bache Gabrielsen Tre Kors разливают из разных бочек абсолютно разные коньяки. Первый – проходной VS, предназначение которого коктейли и только коктейли. Второй коньяк из той же возрастной категории, но обладает интересным и привлекательным вкусом. К тому же пользуется репутацией полезного для здоровья (при умеренном и ответственном употреблении).
На этом можно заканчивать. Осталось только исполнить обязательства перед выдающимся мыслителем современности Джейсоном Стэтхэмом. Мой друг и регулярный соавтор поздравляет читателей канала Талант Забокальский с Новым годом и делится напутствием. Поддерживаю и присоединяюсь.
Благодарю за прочтение, лайки, комментарии и подписку на канал.
Трепетная благодарность за поддержку автора донатом. Торжественно обещаю, что ничего хорошего не замышляю. Клянусь не тратить донаты зря, только на шалости и алкоголь.
Берегите себя и помните, рука дающего не оскудеет.
Встретимся, Т. Забокальский