Сезон 2025 года завершен, но, как известно, это только формальность. Большой спорт не терпит каникул и будущие победы куются уже сегодня.
Формула -1 — по определению невероятно технологичный спорт. А это значит, что у команды может быть пара-тройка гениальных гонщиков, но они будут раз за разом проигрывать просто потому, что их болиды не могут пройти поворот или прямую с достаточной скоростью или случаются постоянные поломки. И потому очень важно, чтобы машины были подготовлены максимально хорошо. Но мы понимаем: если бы инженерам и конструкторам болидов Ф1 выдали бы карт-бланш на технологические прорывы, то сегодня, вероятно, гонщики бы не катались, а летали вдоль трассы и выпускали парашюты при окончательном торможении. Всевозможные ограничения на модификации машин, призванные ограничить полет фантазии команд, имеют силу закона. А раз так, то можно предположить, что невероятно важна правильная формулировка такого рода ограничений, не оставляющая возможности для различных трактовок. И такое предположение находит свое подтверждение в потихоньку разгорающемся скандале. Повод более чем серьезный: некоторые эксперты Ф1 утверждают, что важные и мощные команды Ferrari, Audi и Honda в теории уже проиграли чемпионат 2026 года.
Когда «серая зона» становится преимуществом
Все началось с того, что для будущих гоночных состязаний следующего года были выпущены новые технические правила, среди которых снижение максимальной степени сжатия для двигателей внутреннего сгорания с 18:1 до 16:1. Это важный параметр, значительно влияющий на мощь и эффективность болидов. И, несмотря на это, FIA умудрилась выдать настолько нечеткую формулировку, что она оказалась возможным главным фактором изменения всего ландшафта конкурентной борьбы в Ф1.
Дело в том, что состояние двигателя меняется в зависимости от того, находится он под нагрузкой или же статичен. Это общеизвестный факт, но специалисты из FIA, как показывают последние события, его проигнорировали и не внесли специфические разъяснения. Чем и решили воспользоваться ребята из «конюшни» Mercedes. «Шпионы» конкурентов разведали информацию и ребята из Ferrari, Audi и Honda отправили FIA возмущенное письмо, в котором они рекомендовали обратить внимание на технологические манипуляции Mercedes. Но парни из международной автомобильной федерации уже дали вполне недвусмысленный ответ. И он может вам не понравится, как наверняка не пришелся по душе трем важным «конюшням» Ф1.
Да в чем проблема то?
Тут вот какое дело. Как уже говорилось выше, геометрия двигателя меняется под нагрузкой и отличается от параметров в холодном состоянии. И Mercedes разработал технологическое решение, которое с одной стороны вписывается в законы физики, а с другой стороны не подпадает под новые ограничения. Потому что холодные движки будут соответствовать заявленному 16:1 лимиту. Но кода машина поедет и движок разогреется, компрессия вернется к актуальному на сегодня соотношению 18:1. И вся эта история в теории дает преимущество болидам немецкой команды. Ferrari, Audi и Honda считают, что это обман чистой воды, основанный на неточностях формулировок. Эксперты же вспоминают, что когда-то такой же примерно кейс был и с гибкими крыльями, которыми оснащались машины Ф1 и долгое время были разрешены к применению. Такие крылья проходили испытания и проверку на соответствие правилам на стоящей машине, а значит не учитывали неизбежной деформации во время ее движения.
Так и какой ответ от FIA?
А все нормально, говорят представители организации, у Mercedes не возникнет никаких проблем. Во всяком случае такой ответ нам транслируют ведущие сетевые ресурсы. И в принципе ситуация остается неизменной. И если стоящий на месте болид соответствует нормам измерения сжатия, то дальнейшее поведение движка новыми ограничениями не нормируется. И это, конечно, довольно неожиданный и неприятный удар по конкурентноспособности других «конюшен».
Почему Ferrari, Audi и Honda могут оказаться не готовы к такому повороту событий?
Предполагаемый сценарий, при котором манипуляции немцев проходят официальную проверку и выходят из «серой зоны», оказываясь в правовом поле FIA, для остальных команд по дефолту означает довольно серьезное технологическое отставание. Эксперты уже посчитали возможные последствия. Дополнительных 10 кВт или почти 13 лошадиных сил, которые получают болиды Mercedes, вполне достаточно, чтобы в чемпионате 2026 года обеспечить им преимущество от трех до четырех десятых секунды на круге. Конечно, многое также будет зависеть от состояния трассы и ее сложности. Тем не менее в таком стремительном спорте как Ф1, именно эти самые десятые секунды могут стать основой для создания дефолтной иерархии заездов, в которых машины, имеющие продвинутые движки, займут верхнюю строчку таблицы.
Два лагеря и две философии
Вся эта история ярким фломастером подчеркнула уже давно видимую невооруженным взглядом границу между двумя воззрениями на Ф1. И как мы понимаем, яркие представители сторон — это Ferrari, Audi и Honda, противостоящие Mercedes вместе с Red Bull Powertrains. То есть «старая школа» против «дерзких» ребят, которые уже имеют на своем счету победы, добытые за счет концептуальных технических прорывов. Вспомним хотя бы 2014 год, когда Mercedes еще на старте «уничтожил» конкурентов, предложив лучший болид для начала эры гибридов. Что касается «быков», то эти ребята фактически идут в кильватере немцев, привлекая инженеров Mercedes для своих нужд. При этом несмотря не тот факт, что само название команды, к какому бы виду спорта она не относилась, автоматически подразумевает использование авангардных и временами даже рискованных решений для ее развития, парни из Red Bull Powertrains, как недавно выяснилось, работали сразу над двумя архитектурами для новых движков. И теперь готовы к любому повороту событий.
Для Ferrari, Audi и Honda ситуация складывается серьезная. Учитывая, что движки для 2026 года находятся фактически на стадии тестирования, у команд уже нет времени на переосмысление конструкции камеры сгорания. Хотя бы потому, что для этого нужно не только модифицировать материалы, но и пересмотреть всю внутреннюю архитектуру двигателя, а это как минимум несколько месяцев разработки и проведение испытаний на надежность. Не говоря уже о дополнительных значительных затратах, требующихся для практического завершения цикла и выведения движка на гоночную трассу под капотом болида Формулы -1.