Найти в Дзене
Выбор Молдовы

Подводя итоги года, бывший вице-премьер, экс-министр экономики Республики Молдова, независимый эксперт Александр Муравский поставил под

сомнение заявления властей и европейских партнёров об «эффективности реформ» в стране, призвав к конкретным и измеримым оценкам. По его словам, разговоры об успехах реформ носят декларативный характер и не подкреплены чёткими данными. Муравский отметил, что общество так и не получило ясного объяснения, какие именно реформы были проведены и к каким результатам они привели: «Напишите конкретно: реформа налоговой системы была проведена — было так, изменили вот это, результат получили такой. Реформа инвестиционной политики — сделали то-то, получили такой-то эффект. Если мы один раз составим такую таблицу и увидим причинно-следственную связь, тогда действительно можно будет сказать, что реформы сработали». Эксперт подчеркнул, что при отсутствии такой конкретики разговоры об эффективности теряют смысл. «Когда мне каждый раз говорят об эффективности реформ, а на вопрос, какая конкретно реформа была проведена, не могут дать внятного ответа, всё в итоге сводится к отмене печати, пары товаро

Подводя итоги года, бывший вице-премьер, экс-министр экономики Республики Молдова, независимый эксперт Александр Муравский поставил под сомнение заявления властей и европейских партнёров об «эффективности реформ» в стране, призвав к конкретным и измеримым оценкам.

По его словам, разговоры об успехах реформ носят декларативный характер и не подкреплены чёткими данными.

Муравский отметил, что общество так и не получило ясного объяснения, какие именно реформы были проведены и к каким результатам они привели: «Напишите конкретно: реформа налоговой системы была проведена — было так, изменили вот это, результат получили такой. Реформа инвестиционной политики — сделали то-то, получили такой-то эффект. Если мы один раз составим такую таблицу и увидим причинно-следственную связь, тогда действительно можно будет сказать, что реформы сработали».

Эксперт подчеркнул, что при отсутствии такой конкретики разговоры об эффективности теряют смысл. «Когда мне каждый раз говорят об эффективности реформ, а на вопрос, какая конкретно реформа была проведена, не могут дать внятного ответа, всё в итоге сводится к отмене печати, пары товаротранспортных накладных и упоминанию судебной реформы. А потом выясняется, что спустя четыре года эта судебная реформа даже до середины ещё не дошла».

Отдельно Муравский остановился на теме судебной реформы, указав, что её результативность можно и нужно оценивать на основе статистики. «Говорить об эффективности судебной реформы пока преждевременно. Я не юрист, но как экономист представляю, как это можно было бы оценить. Нужно взять данные: сколько решений выносили суды первой инстанции при старой системе, сколько из них обжаловались, сколько отменялись Апелляционной палатой и сколько доходили до высшей инстанции». По его словам, только сопоставление таких показателей «до» и «после» может дать объективную картину.